Файл: Возникновение права (Причины происхождения и развития права. Теории происхождения права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как Афины являлись классической формой возникновения государства, государство развивалось и формировало органы управления общественным строем. Афинское государство можно разделить на три этапа ( формирование главного органа управления, разделение на классы, приход к власти богатых людей). Ведь Афинское государство возникло в период раскола Афинского общества.

В Древней Спарте возникновение государства имело свои особенности, что и отличало их от Древних Афин.

- были завоеваны обширные соседние территории, численность которых во много раз превышала численность спартанцев.

- создание новых органов власти, для управления населением.

- не развивалось имущественное неравенство

В Риме процесс формирования государства похож на Афины. Как и в Греции шло разложение слоя, а власть формировала выгодные для нее органы власти. В ходе борьбы между свободными членами римского общества ( плебеи) и патрициев[7], плебеи выигрывали одну за другой борьбу. Все это поспособствовало:

- равноправию для всех свободных граждан

- установление сельской общины, которая являлась собственником общинной земли.

Германские племена на протяжении долгих времен служили, как поставщик рабов для Рима. Формирование государства в Германии, являлось следствием завоевания франками территорий Рима. Соответственно германские племена покорившие римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого необходимы были органы власти. Завоевание значительных территорий Рима способствовало образованию раннефеодального строя.[8] Это завоевание разрушило рабовладение и ускорило переход к феодализму[9].

Признаки формирования государства и развитие права.

Черты отличия от первобытного общества. Это поспособствовало развитию общества и формированию государства, а так же формирование людей в племена в которых должен был быть правитель.

Наличие формы управления и правового обычая. Форма правления дала возможность регулировать людей, так как они слушали своего правителя. А правовой обычай в поспособствовал как, регулятор общественных восстании , а так же и помощником для государства.

Деление населения на территории. Разделение населения на территории способствовало формированию новых классов, племен которые так же находились под покровительством правителя и государства, но имели свои права и обязанности.


Рис.1

Таблица составлена по: ( книге В. Лазарева “Общая теория права и государства”).
Формирование Африканского государства имело свои особенности. Некоторое особенности формирования государства отличали его от стран Восточного развития, например:

- власть являлась избирательной ,то есть правителя избирали

- правители (жрецы) были связанны ограничениями( в контакте с населением, в передвижении), что являлось представлением о их священности

1.5 Синтезный путь возникновения права и государства

Одной из самых значимых черт синтезного пути являлось, то что такие государства не знали рабовладения. В таких государствах сразу произошел переход к раннефеодальному типу, это явление произошло под воздействием политического и имущественного неравенства. Но, так же это способствовало сохранению черт Восточного и Западного пути развития.

Основными чертами синтезного пути принято считать:

  • Государство развивалось и постепенно приобретало новые земли
  • Развитие государства посредством управления вождя.

В качестве вывода можно сказать, что в обеих формах развития имело значение разное сочетание двух главных факторов, которые выражают суть развития человечества и развития права. Фактором развития процесса государства является неравномерность развития государственности у различных народов, так как самые первые государства формировались там, где были для них более благоприятные условия. На месте формирования государства должен был быть порядок, для ускорения рабочего процесса, а для этого необходим был стержень управления всем процессом. Но в обществе возникали конфликты, споры, разногласия которые необходимо было регулировать, тогда в силу вступало право. Правовой обычай , который ввели правители для регулирования конфликтов общества, за непослушание или не исполнение правового обычая люди могли быть изгнаны или даже приговорены к казни. Таким образом государство закрепляло за собой законы , которым должны были следовать люди.

Глава 2. Теории происхождения права

В мире всегда существовало и существует множество теории, которые по разному объясняют процесс возникновения и развития права. Эти теории вполне ясны, ведь на протяжении развития общества, представители каждой теории вели многочисленные споры отражая свои взгляды на выдвинутые теории других ученых. Каждая теория - это воплощение трудов многих философов и каждая из них по своему рассказывает о возникновении права.


Следует отметить, что философы и мыслители которые выдвигали теории жили в разные времена , поэтому они использовали разные накопленные человеческие знания. Для того, чтобы объяснить процесс возникновения права ученые, философы изучали различные регионы земли, которые отличались друг от друга развитием. Необходимо отметить следующие выдвинутые теории :

- теологическая или божественная теория

- патриархальная теория

- договорная теория

- психологическая теория

- теория насилия

- расовая теория

- материалистическая (классовая) теория

- историческая теория

- теория солидаризма

- социологическая теория

- примирительная теория

- нормативистская теория

- марксистская теория

- ирригационная теория

- естественная теория

- регулятивная теория

- реалистическая теория

Теологическая или божественная теория

Данная теория исходит своими истоками из Древнего мира. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права, как чего-то вечного, а так же выражающая божью волю. Влияние религии, как основного источника мировоззрения о праве и законах в Древнем мире привело к тысячелетнему правлению теологических взглядов, которые основали божественное происхождение права.

Наиболее яркое выражение божественной теории можно рассмотреть в работах теолога Фомы Аквинского. Большое место в работах Фомы занимает божественный закон и естественное право, которые составили основу действующего права. Аквинский придерживался позиции, что процесс возникновения права, такой же как и процесс сотворения мира богом. Согласно учениям Аквинского, миром управляет божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение теолога, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется людям через правителя. Теологическая теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось ,что основные законы были даны человеку Богом. Данная теория многоаспектна, что объясняется историческими условиями разных государств.

По Древнекитайскому мифу о происхождении права человек является связующей с верховным правителем (то есть император Китая) он является связующей с высшими небесными силами. В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая теория, сами Боги являлись источником власти правителя. Согласно мифам, Боги выступали в качестве первоначальных правителей и законодателей. Религиозно-мифические представления евреев своеобразны , но тем они и отличаются от других. По теории евреев истинный Бог находится в договорном отношении со всем еврейским народом, Бог является у них царем и правителем. Считалось, что законы еврейского народа получены напрямую от Бога, а в обычных условиях существования власти производилось людьми от Бога от его имени, но это только в особых случаях Бог действовал через чудеса. Законы и правосудие в Египте олицетворяла богиня Маат. В Древнем Египте судьи носили ее изображение и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти жрецов и фараонов, а так же основных источников права( законов, обычаев) означал, что все они соответствуют или должны соответствовать Маат(естественному божеству). Требования подразумевали правду или справедливость, которые стали обозначаться, как естественное право. Так как теологическая теория считается одной из самых Древних, принято считать, что именно в Древней Греции зародились многие ранние религиозные теории. Древнегреческий философ Сократ был казнен за введение новых божеств. Его ученик Аристотель или более известный, как Платон основал школу в Афинах, где преподавал, что источником происхождения государства и права является божество. В эпоху капитализма[10] божественные теории нашли выражение в неотомизме[11]( от имени Фомы Аквинского), который происходил из божественной природы права.


Своего расцвета теологическая теории достигнет в эпоху средневековья, при переходе народа к феодализму рубеж 12-13 вв. В Западной Европе развивается теория “двух мечей”. Суть теории состоит в том, что основатели церкви имели два меча, один они возложили в церкви, а другой отдали государям для правления земными делами. Государь наделялся церковью правом управлять народом, но он являлся слугой церкви. Смысл состоял в утверждении духовность(то есть церкви) над государством и тем самым доказать, что нет права и государства не от Бога.

Патриархальная теория

Патриархальная теория о происхождении права начинается с Древней Греции, родоначальником данной теории считается Аристотель. Патриархальная теория гласит, что государство образовалось из поколения, из разрастания патриархальной семьи. Так же патриархальную теорию поддерживал и являлся ее сторонником Платон, а так же англичанин Филмер и русский исследователь Михайловский.

Аристотель считал, что : “вне государства общение человека с себе подобными не возможно”. Считалось, что происхождение государства являлось явлением разрастания патриархальной семьи. Так же считалось, что глава этой семьи, становится и главой государства, то есть монархом. Монарх являлся отцом или патриархом[12] для своих подданных, которые должны были ему повиноваться. Патриархальная теория была широко распространена в России в досоветские времена благодаря историкам М.Н. Покровскому М.Н. Михайловскому.

Данная теория оставила глубокий след в образе мышления российских народов, которые все свои успехи, неудачи, надежды связывали с представителем государства, жрецом, царем, правителем. Здесь можно заметить, что патриарх обладал всеми правами для управления обществом , народом а – это по сути и является проявлением права в государстве. Можно сделать вывод, что из патриархальной теории вытекает необходимость для всех людей подчиняться государственной власти

Договорная теория

Договорная теория о происхождении права так же возникла в глубокой Древности. Теория объясняет происхождение права путём общественного договора в результате которого произошло добровольное объединение людей, для обеспечения свободы. Если рассматривать мнения разных учёных, то можно заметить, что в Древней Греции ученые считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей, для обеспечения справедливости.


Отдельное развитие договорная теория получила в трудах мыслителей 16-18 веков А. Радищева, Дж. Локка, Т. Гоббс, Г. Греция, Б. Спинозы, Ж-Ж Руссо и другие, в работах данных ученых теория получила широкое развитие. Договорная теория основана на естественных правах человека, Т. Гоббс видел это естественное право в личной свободе человека. Ж-Ж Руссо считал, что: “естественное право человека – это мирное царство свободы”. Представители и сторонники естественного права , считали что государство является результатом общественного договора.

Договорную теорию можно базировать на таких положениях как:

- формирование государства определяет естественное право людей.

- государство возникло на общественном договоре людей, которые устали от борьбы друг с другом.

- создание государства образовывает в обществе две системы права: естественное и позитивное( или положительное ). Естественное право - право на свободу, на жизнь, равенство собственности. Позитивное право - приобретенное право от государства ( законы, обычаи).

Из договорной теории можно сделать вывод, что формирование права путем договорной теории выдвинуло разделение на две системы права. Естественное право – это право которое дано человеку с рождение, но так же есть позитивное право, которое было приобретено и привито обществу от государства.

Психологическая теория

Психологическая теория права появилась в 19 веке, но более яркие идеи были сформированы в 20 веке. Яркими представителями данной теории являлись Л.И. Петражицкий, М. А. Рейснер и Росса.

Суть психологической теории состоит в потребности человека жить в представленных рамках, в рамках сформированного общества и правил поведения. Теория объясняет появление правовых явлении и власти , путём психологических переживании и потребностей общества. Потребности общества заключались в одном случае – это потребность правления, а в другом случае – это потребность подчинения определенным людям с властью. Петражицкий в своих трудах разделял право на автономное[13] (интуитивное) и позитивное [14](гетерономное). Автономное право представляло переживания, которые исполнялись по внутреннему зову, а позитивное право имело представление основания на чужой власти.

Из психологической теории можно сделать вывод, что право появилось путем переживании и потребностей общества , то есть в древности люди боялись всего неизученного и не понятного для них, им нужен был предводитель, руководитель который мог бы ими управлять. Эти переживания народа сформировали правовые нормы и власть, что позволило жить спокойнее , но теперь ты должен был подчиняться для того чтобы выжить. Автономное право Петражицкого показывает ,что права у человека есть и будут без того чтобы их диктовало государство, а позитивное право как раз таки показывает ,что все источники права от государства.