Файл: Возникновение права (Причины происхождения и развития права. Теории происхождения права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Первобытное общество развивалось и проходило различные этапы одним из таких этапов являлось появление права в обществе. Возникновение права, тесно связанно с восхождением общества в цивилизацию. У разных народов и в разные эпохи, образование права имело свои особенности. Процесс изучения появления права, позволяет глубже понять природу права и его черты. В действительности право, нравы, религия, наука, они развиваются рука об руку, в постоянном взаимодействии друг с другом и связи, они являются элементами развития общественности. Первоначальный характер права соответствовал малоразвитому обществу. Право зародилось в глубокой древности и во многом оно выросло из религиозных норм, обычаев народа.

Обычай-это явление, которое по исторически было предшественником праву. Право возникло на более поздних этапах развития общества. С развитием неравенства в обществе, когда обычаи уже не могли регулировать общественные конфликты, община или правитель начинает формировать порядок путём создания правового обычая. Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, которое вступило в эпоху цивилизации. Появление права, как определения свободы и дальнейшая его реализация, зависели от уровня развития культуры и духовности общества. Право играет в жизни общества важную роль, прежде всего оно выполняет регулятивную функцию. В настоящее время без права не возможно существование цивилизованного общества, поэтому огромную роль играет изучение права, а так же его функций и теории происхождения.

В мире всегда, существовало и существует множество различных теорий, которые объясняют процесс возникновения и формирования права. Это вполне естественно, потому что каждая из них отражает различные взгляды и рассуждения разных слоёв, групп или наций. Моя задача заключается в том, чтобы попытаться выяснить реальные причины возникновения и развития права, его особенности развития и закономерности.

Объектом курсовой работы является основы появления и развития права.

Предметом курсовой работы является изучение теорий возникновения права и его источники

Цель курсовой работы является, рассмотрение права как ценности для общества и его основные характеристики.

Глава 1. Понятие права


1.1 Причины происхождения и развития права

Обыденные понятия о праве чаще всего связаны с определением права, как субъекта, как нечто, что принадлежит индивиду, как то, чем можно свободно распорядиться под защитой государства. Право является системой норм, которые выражают волю общества и направлено на урегулирование общественных отношений. Важная и необходимая функция права – это регулирование интересов людей.

Начиная с 17 века проблемы связанные с правами постоянно привлекали внимание учёных, философов. В древности многое нормы обычного права составили основу первых писанных законов “Законы двенадцати таблиц”[1]. “Законы двенадцати таблиц” - это запись обычаев в 451-450гг. до н. э. они фиксировались письменно, давно сложившиеся взаимоотношения в обществе. По словам Цицерона: ”для всякого кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица “Законов двенадцати таблиц” весом своего авторитета и объёмом пользы воистину превосходит все библиотеки философов ”.[2]

Право в древности – это регулирование поведения людей и всего общества. Появление социального регулирования послужило качественным толчком к развитию права. Право является системой норм, опирающихся, на обычай. Процесс возникновения права протекал при взаимном влиянии различных факторов. Различные исследования считают, что право возникло с появлением государства, другие источники говоря, что право существовало ещё при первобытном строе. Такие учёные, как И. Сабо, М. Рейснер считали, что: ”правом являлось, правила поведения людей, их обычаи, взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, в то время это были жрецы, шаманы, старейшины”.[3]

В процессе становления государства, способы формирования у разных народов мира, не были одинаковыми. В такой группе государств как (США, Канада, Англия, и др.) главным источником права был суд. Можно заметить, что во многих странах суд был правотворческим органом, а судебное право являлось одним из важнейших источников права, но в дальнейшем суд все больше становился органом примирения. В другой группе государств (Ирак, Аравия, Иран, Пакистан и др.) основную роль, как источнику права считали религиозно-правовой текст (Библия, Коран, и др.). Третья группа государств (Африка, Мадагаскар) они сохранили правовой обычай, который частично был закреплен в законах. В четвертой группе стран (Исландия, Италия, Франция) утвердился закон, как ведущий источник права.


Основными причинами возникновения права являлись: экономика, политика, социальные особенности. Учёные не остановились на достигнутом в изучении формирования права и сформировали ряд причин происхождения права.

1. Установление единого порядка для всего населения.

2. Формирование товарно-денежных отношений

3. Необходимость поддержания порядка в обществе

4. Урегулирование и смягчение противоречий между различными слоями общества.

Следовательно, можно сделать выводы, что главное предназначение права , обеспечение порядка в обществе учитывая интересы разных слоёв и групп общества, путём достижения компромиссов и достижения, то есть выполнения регулятивной функции.

Регулятивная функция - направлена на регулирование общественных отношений. Функция опирается на способность права, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции главным является – упорядочить общественные отношения. Однако не менее важной функцией является – охранительная функция.

Охранительная функция - направлена на охрану, защиту наиболее важных для жизни общества отношений. Задача данной функции обеспечение, выполнение требований законов и установление режима законности в обществе.

Политическая функция права проявляется в обеспечении политической свободы, отношений людей в сфере борьбы за власть.

Идеологическая функция – состоит во внедрении в жизнь общества-гуманизма, приоритета прав и свободы человека.

Воспитательная функция права – проявление в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

Древнегреческий юрист и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) говорил : “Закону свойственно стремление убеждать, а не только принуждать силой и угрозами”.[4] Соответственно вышеперечисленные функции помогали людям в понятии права, как помощника.

Информационная функция – позволяет информировать людей о требованиях которые предъявляет государство к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством.

Теоретическая функция – выражается в ее способности описывать и объяснять юридические правовые системы.

Право, как и государство, возникает для необходимости управления в государстве. “Если “форма”, — отмечал К. Маркс, — просуществовала в течение известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец, санкционируются как положительный закон“[5]


Можно выделить некоторые подходы к сущности права, например:

- классовый, в рамках которого право определяется, как система гарантированных государством норм.

- общесоциальный, в рамках которого рассматривается, как выражение компромисса между классовыми группами так и обеспечение прав человека.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна.

1.2 Восточный и Западный путь происхождения права и государства. Синтезный путь.

Уже многие тысячилетия люди являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти. Поэтому еще в глубокой древности люди стали задумываться о причинах и путях возникновения права. На этой почве было создано множество рассуждений, которые по разному отвечали на вопрос о возникновении права. Множество этих рассуждений объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых существовали те самые авторы этих рассуждений или теорий, у которых на счет появления и развития права были свои ответы. Между правом и государством много общего поэтому некоторые ученые и философы рассматривали право и государство , как одно целое. Право тесно связанно с возникновением государства, которое и обеспечивало выполнение норм в обществе. Однако можно выделить три группы возникновения права и государства , как одного целого регулятора общества в древнем мире. Самый ранний тип – это восточный. Этот тип больше всего связан с первобытным обществом. Не много позже в античные времена, возникает западный тип, который основывается на частной собственности и господстве. Последний тип – это синтезный тип, который соединил в себе черты западного и восточного происхождения, но тем не менее имел свою черту развития.

1.3 Восточный путь возникновения права и государства

Восточный пусть включает в себя самые древние государства, которые возникали около пяти тысяч лет назад, предположительно в долинах крупных рек, таких как Инда, Ганга, Нил, Янцзы. Наиболее древние государства , которые в себя включали восточный путь были : Египет, Месопотамия, Китай и др. Именно научные исследования и поиски в области археологии свидетельствовали, что первые признаки государства появились не в Европе, а на Азиатском континенте, что и позволило выявить страны с восточным путем развития. Именно здесь были созданы условия для возникновения государственности и развития права. В близи рек стремительно развивалась трудоспособность, земледелие, охота и для успешного развития общества необходим был аппарат для управления племенем, стаей, обществом. Аппаратом для управления стал вождь, жрец, правидец. Отсюда и произошла полная ликвидация первобытного общества, так как народ не скитался сам по себе ,а у них был вождь, который им приказывал. Вместе с развитием общества возникает и необходимость в новых и более жестких формах правления обществом. Непосредственно поводом к появлению государства на востоке являлось необходимость ведения масштабных и тяжелых работ, а так же и их организовывать. Соответственно вождь превращается в монарха (царя, фараона), а его окружение в советников, которые в дальнейшем возглавляли и управляли различные фонды. Но с развитием неравенства в обществе, где обычные люди были рабочими и когда монарх не мог контролировать восстания общества, а так же и конфликты, государство начинает формировать порядок путем создания правового обычая.[6] Была введена норма права, которая носила правило поведения, то есть восстания в эту норму права не входили и надо было, поддавить восстание общества, что и позволил сделать правовой обычай. Уже давно известен факт, что правовой обычай существовал даже дольше закона. Народ постепенно накапливал свои правовые обычаи, создавая из них так называемое обычное право. Правовой обычай был основным способом регулирования людей в первобытном строе. Поэтому были приняты меры при , которых нарушители стали несли наказание. Это наказание было изгнание или в некоторых случаях казнь. В момент развития государства правовой обычай, гарантировал нормальную жизнь не только обществу, но и правителю.


Восточные государства значительно отличались друг от друга. К примеру в Китае, рабство носило домашний характер, то есть только внутри своей страны, а в Египте было много рабов, которые в большинстве случаев являлись собственностью фараона.

Восточные государства и мели и много общего:

- государства являлись монархиями, а монарх являлся оли2цетворением государства

- правовые формы изначально были не развиты и поддерживались обычаями

- как восточное общество, государства имели застойный характер и очень медленно менялось входе исторического развития.

Исходя из этого можно сформировать основные черты восточного пути.

- потребность в рабочей силе для работ, в связи с развитием земледелия

- необходимость в объединении людей для развития масштабных работ.

- необходимость еденного руководства над рабочей массой.

Многие из этих черт сохранились и до сих пор в странах ближнего и среднего востока, некоторые страны не прошли модернизацию. Даже не смотря на то, что в этих мало изменившихся странах были приняты конституции, законы, а так же избрание президента, общественные отношения мало отличаются от тех, которые имели место в их период появления. Такое общество стало принятым называть традиционным или не изменившимся.

1.4 Западный путь возникновения права и государства

Западный путь возникает в результате раскола общества на классы. Запад прошел через период рабовладения и земля находилась в частной собственности, поэтому шла постоянная борьба имущих и не имущих классов. Классовое разделение общества являлось одним из ведущих факторов образования государства и права на территориях Европы. Государство создавалось для смягчения борьбы между классами. В отличие от Востока частные владельцы являлись собственниками, которые ни от кого не зависели. Для Западного пути были характерны черты такие как:

- частная собственность являлась основой государства

- государство возникло до появления и разделения классов

- частная собственность обеспечивала более высокий уровень труда, так как люди трудились на своей земле и во благо себе.

Классическим примером появления государства и развития права на Западе являлись Афины. В Афинах наиболее четко можно было наблюдать формирование частной собственность на землю, а так же на скотов и рабов. В Западном пути выделяют несколько форм возникновения государства и права.