Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Вопросы правового регулирования рекламы и пиара в России).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правовое регулирование рекламной деятельности
1.2 Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о рекламе
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Вопросы правового регулирования рекламы и пиара в России
2.2 Вопросы правового регулирования интернет-рекламы в России
Сегодня требования к рекламе подверглись изменению по сравнению с прошлыми законодательными актами, где перечислялись не только общие требования к рекламе, но также и раскрывалось содержание видов ненадлежащей рекламы, например, недобросовестной, а также недостоверной, неэтичной, заведомо ложной, скрытой.
В ст. 5 Федерального закона о рекламе в пункте первом указано, что:
- Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Остановимся здесь и попробуем разобраться, что же является «недостоверной рекламой»?
Это та реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения. В качестве примера недобросовестной рекламы приведем дело, рассмотренное арбитражным судом.
Компании было вынесено предписание о прекращении нарушения законодательства в связи со слоганом «лучший товар города».
Суд округа согласился с позицией антимонопольного органа и разъяснил следующее:
В силу Закона о рекламе, недостоверной рекламой признается та, которая в т. ч. содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара.
По мнению компании, она была вправе включить в рекламный модуль слоган «лучший товар города». У нее имеется диплом лауреата регионального конкурса «Лучшие товары и услуги региона» по программе « 100 лучших товаров России».
Между тем, в городе работает более десятка различных предприятий, которые производят аналогичный товар, имеют дипломы и свидетельства, подтверждающие высокое качество производимой ими продукции. У них также есть награды, в т. ч. «100 лучших товаров России».
Доказательств, подтверждающих, что именно товар компании является лучшим в городе, нет. Таким образом, спорная реклама вводит потребителей в заблуждение и нарушает права потенциальных конкурентов.
Словосочетание «лучший товар» предполагает, что он является самым востребованным и качественным, а другие предприятия рынка не имеют данных показателей. Такое утверждение является некорректным сравнением аналогичного товара других изготовителей, то есть недостоверной рекламой.
Использованный в рекламе способ подачи с использованием слогана «лучший товар города» исключал наличие у товара-конкурента положительных качеств, и подразумевалось что он имеет худшие характеристики чем «товар города». В данном случае негативная оценка товара-конкурента вытекала из формы подачи и смысла рекламной информации. Использование таких словосочетаний недопустимо, и нарушает требование Федерального закона.
Возникает вопрос, все ли охватывают требования предъявляемые к рекламе согласно законодательству?
В настоящее время ФЗ «О рекламе» и иные нормативно-правовые акты можно считать «недоработанными» в связи с тем, что рекламное законодательство Российской Федерации не является совершенным для использования определенных этических приемов и методов. По сути, рекламное законодательство не вышло на тот уровень, когда общество перестанет думать, что «что не запрещено, то разрешено».
Работая в сфере рекламы люди зачастую нарушают элементарные этические нормы, нормы марали и нравственности что способствует подрыву института рекламы в целом. Создается негативное впечатление о рекламе в целом. Данный механизм становится «мертвым» и «отталкивающим». В связи с этим общественное мнение меняется на противоположенное: «если рекламируют - значит плохое, хороший продукт рекламировать не надо».
В настоящий момент можно заметить, что постепенно формируются предпосылки для того, чтобы в перспективе отечественной рекламной деятельности и создаваемой в стране рекламной продукции мы сумели вплотную приблизиться по своим организационным и качественным параметрам, к мировому уровню. Также одной из причин является экономическая ситуация в стране: которая объективно мешает развитию рекламной деятельности, которая в свою очередь характеризуется сравнительно низкими темпами прироста производства, невысокой покупательной способностью значительной части российского населения. В результате снижается эффективность рекламы, а для большинства рекламодателей она становится непомерно дорогой, что вынуждает последних идти по пути удешевления рекламной продукции через снижение художественных и эстетических требований к ней. Полноценно реклама работает лишь в крупных городах, где покупательская способность населения в среднем выше чем по всей тране.
Также остается открытым вопрос о контроле рекламы в сети интернет. Реклама в интернете является одним из самых стремительно развивающихся способов ее распространения. Реклама распространяемая по средствам сети интернет также является наиболее эффективным способом для привлечения клиентов и рекламы товаров и услуг. Необходимость контроля такой данной отрасли сподвигла законодателей во всем мире к созданию специальных норм регулирующих рекламную деятельность и отношения возникающие на ее фоне в сети интернет. Практическое отсутствие регулирование данного вида рекламы у нас в стране порождает множественные нарушения законодательства.
Проанализировав данную проблему можно прийти к выводу, что правовое регулирование рекламной деятельности остается несовершенным. Федеральный закон «О рекламе», несмотря на многократные редакции, все еще не в полной мере отвечает ожиданиям отечественных рекламистов. Также складывается мнение, что ФЗ «О рекламе» был создан для защиты интересов только лишь рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, интересы потребителя стоят на последнем плане. Требуется совершенствование законодательства для достижения положительных результатов в этой отрасли и защиты интересов всех участников данных отношений.
1.2 Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о рекламе
Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст. 14. КоАП РФ[6]. Диспозиция статьи носит бланкетный характер, т. е. указывает только субъектов ответственности. К субъектам относятся рекламодатель, распространитель рекламы и ее изготовитель. Чтобы подробно рассмотреть состав данного правонарушения, необходимо обратиться к закону о рекламе[7], поскольку именно он составляет основу правового регулирования рекламной деятельности, предусматривая общие и специальные требования для рекламы, нарушение которых влечет административную ответственность[8].
Федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения являются уполномоченными субъектами для выдачи обязательных предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Также данные органы рассматривают дела об административном правонарушении.
Однако на сегодняшний день можно говорить о низкой эффективности борьбы с ненадлежащей рекламой ввиду отсутствия взаимодействия между антимонопольными и правоохранительными органами. На наш взгляд, для борьбы с незаконной рекламой необходимо наделить правом рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе органы полиции и налоговые органы.
Кроме того, органы прокуратуры могут привлекать специалистов Федеральной антимонопольной службы для проведения совместных проверок, также прокурор может направлять заявления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Именно прокурор призван координировать контролирующие и правоохранительные органы в случаях, когда на практике административная ответственность взаимодействует с уголовной ответственностью.
Органы прокуратуры в рамках контроля за соблюдением законодательства о рекламе имеют право обращаться и исками в суд при наличии признаков нарушения рекламного законодательства, проводить прокурорские проверки и выносить предписания. На наш взгляд, при взаимодействии с антимонопольными органами и осуществлением совместных проверок планового и внепланового характера, эффективность надзора повысится.
По нашему мнению, контроль за рекламной деятельностью должны осуществлять органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, поскольку ненадлежащая реклама имеет широкие границы распространения и может причинить вред интересам граждан на всей территории РФ.
Основными направлениями государственного контроля в сфере производства, распространения и размещения рекламы являются пресечение ненадлежащей рекламы, вводящей в заблуждение потребителей и защита от недобросовестной конкуренции[9].
Имеет место низкий уровень эффективности применения административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, поскольку предусмотрено наказание только в виде штрафа независимо от характера правонарушения.
При этом санкции административного права по своей суровости приближаются к уголовно-правовым (штраф устанавливается для юридических лиц по общему правилу в размере до 6 млн рублей — ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ); очевидна и несправедливость привлечения за одно и то же деяние физического лица к уголовной, а юридического — только к административной ответственности (например, при осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) — ст. 171 УК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ)[10].
Зачастую крупным юридическим фирмам легче платить штрафы за ненадлежащую рекламу, чем соблюдать законодательство о рекламе. Иногда производители рекламы и вовсе включают размер штрафа в стоимость рекламы.
Такое положение, безусловно, мешает достижению основной цели административного наказания — предупреждению совершения новых правонарушений. Сложившуюся проблему, на наш взгляд, можно решить путем включения иных наказаний в санкцию ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях. Наказание за нарушение рекламного законодательства должно носить не только имущественный, но и личный характер, связанный с наложением отпечатка на репутацию юридического лица, прибегающего к недобросовестной рекламе.
Кроме того, если обратиться к перечню видов наказаний, то к нарушителям законодательства о рекламе можно применить такое наказание, как административное приостановление деятельности. Также имеет смысл повысить размеры штрафов. При этом важно помнить, что такое наказание как приостановление деятельности может быть назначено только судом, при этом срок административного приостановления должен быть увеличен до года, для повышения эффективности наказания. Антимонопольные органы должны принимать меры для передачи дела в суд, если становится очевидно, что лицо, привлекаемое к ответственности неоднократно и злостно, нарушает законодательство[11].
Еще одной проблемой эффективности применения мер административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе является отсутствие уголовной ответственности за систематическое изготовление и размещение ненадлежащей рекламы.
В 2006 году утратила силу статья 182 УК РФ[12], которая предусматривала ответственность за заведомо ложную рекламу. В связи с этим нарушение законодательства о рекламе перешло в разряд административных проступков. На наш взгляд, это является серьезным упущением законодателя, поскольку для правонарушителей стало количество рисков существенно снизилось. Несмотря на то что юридические лица не являются субъектами преступлений, к уголовной ответственности могли привлекаться учредители и руководители, чья вина доказана судом.
Среди ученых до сих пор не утихают споры о регулировании политической рекламы, в частности предвыборных обещаний в период агитации. Так, исследователь В. А. Егупов считает, что при неисполнении предвыборных обещаний по истечении полномочий должностного лица оно должно быть привлечено к уголовной ответственность и лишаться права занимать выборную должность и избираться[13], такой состав преступления должен содержать раздел Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти».
На наш взгляд, не только за заведомо ложную политическую рекламу необходимо вводить уголовную ответственность, но и за заведомо ложную коммерческую и социальную рекламу. Полагаем целесообразным вернуть ст. 182 УК РФ и назвать ее «Злостное нарушение законодательства о рекламе либо злостное уклонение от исполнения предписания антимонопольного органа». Это позволит гораздо эффективнее противодействовать нарушениям рекламного законодательства.