Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Вопросы правового регулирования рекламы и пиара в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня требования к рекламе подверглись изменению по сравнению с прошлыми законода­тельными актами, где перечислялись не только общие требования к рекламе, но также и раскрывалось содержание видов ненадлежащей рекламы, например, недобросовестной, а также недостоверной, не­этичной, заведомо ложной, скрытой.

В ст. 5 Федерального закона о рекламе в пункте первом указано, что:

  1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недо­стоверная реклама не допускаются.

Остановимся здесь и попробуем разобраться, что же является «недостоверной рекламой»?

Это та реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения. В качестве примера недобросовестной рекламы приведем дело, рассмотренное арбитражным судом.

Компании было вынесено предписание о прекращении нарушения законодательства в связи со слоганом «лучший товар города».

Суд округа согласился с позицией антимонопольного органа и разъяснил следующее:

В силу Закона о рекламе, недостоверной рекламой признается та, которая в т. ч. содержит не со­ответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара.

По мнению компании, она была вправе включить в рекламный модуль слоган «лучший товар го­рода». У нее имеется диплом лауреата регионального конкурса «Лучшие товары и услуги региона» по программе « 100 лучших товаров России».

Между тем, в городе работает более десятка различных предприятий, которые производят ана­логичный товар, имеют дипломы и свидетельства, подтверждающие высокое качество производимой ими продукции. У них также есть награды, в т. ч. «100 лучших товаров России».

Доказательств, подтверждающих, что именно товар компании является лучшим в городе, нет. Таким образом, спорная реклама вводит потребителей в заблуждение и нарушает права потенциаль­ных конкурентов.

Словосочетание «лучший товар» предполагает, что он является самым востребованным и каче­ственным, а другие предприятия рынка не имеют данных показателей. Такое утверждение является не­корректным сравнением аналогичного товара других изготовителей, то есть недостоверной рекламой.

Использованный в рекламе способ подачи с использованием слогана «лучший товар города» ис­ключал наличие у товара-конкурента положительных качеств, и подразумевалось что он имеет худ­шие характеристики чем «товар города». В данном случае негативная оценка товара-конкурента выте­кала из формы подачи и смысла рекламной информации. Использование таких словосочетаний недо­пустимо, и нарушает требование Федерального закона.


Возникает вопрос, все ли охватывают требования предъявляемые к рекламе согласно законода­тельству?

В настоящее время ФЗ «О рекламе» и иные нормативно-правовые акты можно считать «недора­ботанными» в связи с тем, что рекламное законодательство Российской Федерации не является со­вершенным для использования определенных этических приемов и методов. По сути, рекламное зако­нодательство не вышло на тот уровень, когда общество перестанет думать, что «что не запрещено, то разрешено».

Работая в сфере рекламы люди зачастую нарушают элементарные этические нормы, нормы ма­рали и нравственности что способствует подрыву института рекламы в целом. Создается негативное впечатление о рекламе в целом. Данный механизм становится «мертвым» и «отталкивающим». В свя­зи с этим общественное мнение меняется на противоположенное: «если рекламируют - значит плохое, хороший продукт рекламировать не надо».

В настоящий момент можно заметить, что постепенно формируются предпосылки для того, что­бы в перспективе отечественной рекламной деятельности и создаваемой в стране рекламной продук­ции мы сумели вплотную приблизиться по своим организационным и качественным параметрам, к ми­ровому уровню. Также одной из причин является экономическая ситуация в стране: которая объективно мешает развитию рекламной деятельности, которая в свою очередь характеризуется сравнительно низкими темпами прироста производства, невысокой покупательной способностью значительной части российского населения. В результате снижается эффективность рекламы, а для большинства рекла­модателей она становится непомерно дорогой, что вынуждает последних идти по пути удешевления рекламной продукции через снижение художественных и эстетических требований к ней. Полноценно реклама работает лишь в крупных городах, где покупательская способность населения в среднем вы­ше чем по всей тране.

Также остается открытым вопрос о контроле рекламы в сети интернет. Реклама в интернете яв­ляется одним из самых стремительно развивающихся способов ее распространения. Реклама распро­страняемая по средствам сети интернет также является наиболее эффективным способом для при­влечения клиентов и рекламы товаров и услуг. Необходимость контроля такой данной отрасли спо­двигла законодателей во всем мире к созданию специальных норм регулирующих рекламную деятель­ность и отношения возникающие на ее фоне в сети интернет. Практическое отсутствие регулирование данного вида рекламы у нас в стране порождает множественные нарушения законодательства.


Проанализировав данную проблему можно прийти к выводу, что правовое регулирование ре­кламной деятельности остается несовершенным. Федеральный закон «О рекламе», несмотря на мно­гократные редакции, все еще не в полной мере отвечает ожиданиям отечественных рекламистов. Так­же складывается мнение, что ФЗ «О рекламе» был создан для защиты интересов только лишь рекла­модателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, интересы потребителя стоят на по­следнем плане. Требуется совершенствование законодательства для достижения положительных ре­зультатов в этой отрасли и защиты интересов всех участников данных отношений.

1.2 Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о рекламе

Административная ответственность за нарушение законодатель­ства о рекламе предусмотрена ст. 14. КоАП РФ[6]. Диспозиция статьи носит бланкетный характер, т. е. указывает только субъектов ответствен­ности. К субъектам относятся рекламодатель, распространитель рекла­мы и ее изготовитель. Чтобы подробно рассмотреть состав данного пра­вонарушения, необходимо обратиться к закону о рекламе[7], поскольку именно он составляет основу правового регулирования рекламной дея­тельности, предусматривая общие и специальные требования для рекла­мы, нарушение которых влечет административную ответственность[8].

Федеральный антимонопольный орган и его территориальные под­разделения являются уполномоченными субъектами для выдачи обяза­тельных предписаний о прекращении нарушения законодательства о ре­кламе. Также данные органы рассматривают дела об административном правонарушении.

Однако на сегодняшний день можно говорить о низкой эффектив­ности борьбы с ненадлежащей рекламой ввиду отсутствия взаимодей­ствия между антимонопольными и правоохранительными органами. На наш взгляд, для борьбы с незаконной рекламой необходимо наделить правом рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе органы полиции и налоговые органы.


Кроме того, органы прокуратуры могут привлекать специалистов Федеральной антимонопольной службы для проведения совместных про­верок, также прокурор может направлять заявления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Именно прокурор призван координировать контролирующие и пра­воохранительные органы в случаях, когда на практике административ­ная ответственность взаимодействует с уголовной ответственностью.

Органы прокуратуры в рамках контроля за соблюдением законо­дательства о рекламе имеют право обращаться и исками в суд при на­личии признаков нарушения рекламного законодательства, проводить прокурорские проверки и выносить предписания. На наш взгляд, при взаимодействии с антимонопольными органами и осуществлением сов­местных проверок планового и внепланового характера, эффективность надзора повысится.

По нашему мнению, контроль за рекламной деятельностью долж­ны осуществлять органы исполнительной власти и органы местного са­моуправления, поскольку ненадлежащая реклама имеет широкие грани­цы распространения и может причинить вред интересам граждан на всей территории РФ.

Основными направлениями государственного контроля в сфере производства, распространения и размещения рекламы являются пре­сечение ненадлежащей рекламы, вводящей в заблуждение потребителей и защита от недобросовестной конкуренции[9].

Имеет место низкий уровень эффективности применения админи­стративной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, поскольку предусмотрено наказание только в виде штрафа независимо от характера правонарушения.

При этом санкции административного права по своей суровости приближаются к уголовно-правовым (штраф устанавливается для юри­дических лиц по общему правилу в размере до 6 млн рублей — ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ); очевидна и несправедливость привлечения за одно и то же деяние физического лица к уголовной, а юридического — только к административной ответственности (например, при осуществлении пред­принимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) — ст. 171 УК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ)[10].

Зачастую крупным юридическим фирмам легче платить штрафы за ненадлежащую рекламу, чем соблюдать законодательство о рекламе. Иногда производители рекламы и вовсе включают размер штрафа в сто­имость рекламы.

Такое положение, безусловно, мешает достижению основной це­ли административного наказания — предупреждению совершения но­вых правонарушений. Сложившуюся проблему, на наш взгляд, можно решить путем включения иных наказаний в санкцию ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях. Наказание за нарушение ре­кламного законодательства должно носить не только имущественный, но и личный характер, связанный с наложением отпечатка на репута­цию юридического лица, прибегающего к недобросовестной рекламе.


Кроме того, если обратиться к перечню видов наказаний, то к на­рушителям законодательства о рекламе можно применить такое наказа­ние, как административное приостановление деятельности. Также имеет смысл повысить размеры штрафов. При этом важно помнить, что та­кое наказание как приостановление деятельности может быть назначено только судом, при этом срок административного приостановления дол­жен быть увеличен до года, для повышения эффективности наказания. Антимонопольные органы должны принимать меры для передачи дела в суд, если становится очевидно, что лицо, привлекаемое к ответствен­ности неоднократно и злостно, нарушает законодательство[11].

Еще одной проблемой эффективности применения мер админи­стративной ответственности за нарушение законодательства о рекламе является отсутствие уголовной ответственности за систематическое из­готовление и размещение ненадлежащей рекламы.

В 2006 году утратила силу статья 182 УК РФ[12], которая преду­сматривала ответственность за заведомо ложную рекламу. В связи с этим нарушение законодательства о рекламе перешло в разряд админи­стративных проступков. На наш взгляд, это является серьезным упуще­нием законодателя, поскольку для правонарушителей стало количество рисков существенно снизилось. Несмотря на то что юридические лица не являются субъектами преступлений, к уголовной ответственности могли привлекаться учредители и руководители, чья вина доказана судом.

Среди ученых до сих пор не утихают споры о регулировании поли­тической рекламы, в частности предвыборных обещаний в период аги­тации. Так, исследователь В. А. Егупов считает, что при неисполнении предвыборных обещаний по истечении полномочий должностного лица оно должно быть привлечено к уголовной ответственность и лишать­ся права занимать выборную должность и избираться[13], такой состав преступления должен содержать раздел Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти».

На наш взгляд, не только за заведомо ложную политическую ре­кламу необходимо вводить уголовную ответственность, но и за заведомо ложную коммерческую и социальную рекламу. Полагаем целесообраз­ным вернуть ст. 182 УК РФ и назвать ее «Злостное нарушение законода­тельства о рекламе либо злостное уклонение от исполнения предписания антимонопольного органа». Это позволит гораздо эффективнее противо­действовать нарушениям рекламного законодательства.