Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Вопросы правового регулирования рекламы и пиара в России).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правовое регулирование рекламной деятельности
1.2 Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о рекламе
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Вопросы правового регулирования рекламы и пиара в России
2.2 Вопросы правового регулирования интернет-рекламы в России
Существенную трудность государственного регулирования Интернет-рекламы вызывает несовершенство норм «Закона о рекламе» в отношении частных случаев рекламой деятельности в Интернет. Например, «Закон о рекламе» не распространяется на Интернет-рекламу алкогольной продукции, включая пиво, которая размещена на сайтах производителей данной продукции. Вызывает вопрос и законность размещения рекламы в электронных школьных дневниках в сети Интернет. Поскольку ФЗ «О рекламе» четко не определяет форму школьных дневников, в которых запрещается распространение рекламы, информация рекламного характера размещается не во вкладке «Дневник», а на главной странице соответствующего сайта, а также на других его страницах (рис.1), и т.д.
Рисунок 1 - Реклама в электронном школьном дневнике
Таким образом, в качестве важного направления совершенствования государственного регулирования Интернет-рекламы можно обозначить разработку раздела об особенностях распространения рекламы в сети Интернет и его включение в «Закон о рекламе».
Ещё одной проблемой правового регулирования Интернет-рекламы можно обозначить тот факт, что пользователи сети Интернет могут отправлять другим пользователям полученные рекламные сообщения. Кроме того они могут размещать собственную информацию рекламного характера, которая становится доступной неопределенному кругу лиц, а также самостоятельно осуществлять поиск информации, размещенной другими пользователями в целях рекламы. Указанная деятельность попадает под нормы ст. 44 Федерального закона «О связи». Однако в настоящее время, специальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания услуг связи в сети Интернет, в России не принят. Таким образом, весь объем нормативного регулирования в этой сфере на данный момент сосредоточен лишь в общих нормах гражданского права, нормах «Закона о связи», а также общепринятых правил международной и российской практики деятельности саморе- гулируемых организаций в области Интернет.
В ч.ч. 1 и 2 ст. 10 «Закона об информации» указывается, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. При этом для того, чтобы распространять рекламную информацию в сети Интернет в настоящее время необязательно иметь статус СМИ (это регулируется дополнительными положениями от 28 июля 2012 г). П. 13 и 15 ст. 2 «Закона об информации» содержат определения понятий «сайт» и «доменное имя», что призвано облегчить идентификацию лица, осуществляющего рекламную деятельность в сети Интернет. Однако, как справедливо отмечает Ионова Т.А. «Возможно, что сайт, сетевой адрес и доменное имя достаточны для идентификации пользователя сети Интернет, но недостаточны для идентификации лица как субъекта рекламных правоотношений (рекламодателя), распространяющего рекламную информацию в сети Интернет для потребителей рекламы».
Указанная проблема особенно остро проявляется при распространении информации в блогерами, зачастую присутствующими в сети Интернет под вымышленными именами или псевдонимами (никами). В соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) рекламодатель (обладатель информации), самостоятельно распространяющий рекламную информацию в сети Интернет, обязан сообщать о себе достоверные сведения, позволяющие идентифицировать его как субъекта гражданского права. При этом физические лица идентифицируются по имени и месту жительства (ст.ст. 19, 20 ГК РФ), а юридические лица - по наименованию юридического лица и месту его нахождения (ст. 54 ГК РФ). Таким образом, важным направлением совершенствования государственного регулирования рекламной деятельности в сети Интернет можно обозначить ужесточение процедуры регистрации пользователей, обеспечивающей его правовую идентификацию.
Также важной проблемой можно обозначить несовершенство нормативно-правовой базы в аспекте ответственности за правовые нарушения в области Интернет- рекламирования. В настоящее время такие нарушения относятся к разряду административных и караются относительно невысокими штрафами, размеры которых зачастую закладываются в рекламные бюджеты компаний. Вместе с тем, возможности распространения и влияния Интернет-рекламы в разы превосходят аналогичные возможности традиционных рекламных носителей (телевидения, радио, печатных изданий и наружной рекламы). В этой связи ответственность за нарушения правил рекламирования в сети Интернет должна быть выше, а наказания строже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бурное развитие Интернет-рекламирования и Интернет-пропаганды объективно обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей рекламную деятельность в сети Интернет в России. В настоящее время она далека от совершенства, что влечет за собой множество проблем гражданского-правового, административного и даже уголовного характера. Основными направлениями совершенствования государственного регулирования рекламной деятельности в сети Интернет нами обозначены:
- формирование понятийного аппарата, четкое определение объекта и субъекта правового регулирования (Интернет-рекламы и рекламораспространителя в сети Интернет соответственно);
- разработка и включение в структуру «Закона о рекламе» специального раздела об особенностях распространения рекламы в сети Интернет;
- ужесточение процедуры регистрации пользователей, обеспечивающей их правовую идентификацию;
- ужесточение ответственности за нарушения правил и требований к рекламной деятельности в сети Интернет.
Вместе с тем, выявленные в данной статье несоответствия, как представляются, не исчерпывают весь перечень «болевых точек», вызванных несовершенством законодательной базы в области Интернет- рекламирования, обсуждение и поиск решения которых может стать предметом будущих исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Российская газета. 2006. № 162.
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Российская газета. 2006. № 51.
- Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп. от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. No 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 20 марта 2006 г. No 12. Ст. 1232.
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «О ре- кламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) /[Электронный ресурс]. - Режим доступа:: littp:\\ww:consultant.i4icT)nscyionline.cgi’rec|cloc&base =LAW&n=214740&fld=134&dst=1000000001,0&гпП=0.21789375824392665#0
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. No-149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31 июля 2006 г. No 31 (1 ч.). Ст. 3448.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. № 8.
- Закон РФ от 26.07.2006 №135-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru
- Авдеев В. В. Антимонопольное право: нарушение законодательства о рекламе // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 3 (165). С. 32-37.
- Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) // http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6462 [Дата обращения 05.02.2019]
- Бычкова А. М. Проблемы использования антинаркотического потенциала СМИ в современных условиях // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 2. С. 324-339.
- Бычкова А. М. Психическое воздействие как способ доведения до самоубийства в «группах смерти» // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 27 апр. 2018 г. - Иркутск, 2018. - С. 28-35.
- Бычкова А. М. Трансграничный Интернет и его роль в распространении глобальной угрозы наркотизма // В сборнике: Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование Материалы Международного Байкальского форума. Под научной редакцией Е.Р. Метелевой. 2018. С. 247-252.
- Демидбаева А. Ж., Толочкова Н. Г. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в сети Интернет // Евразийский союз ученых. 2017. № 5-1 (38). С. 117-121.
- Егупов В. А. Особенности гражданско-правовой ответственности рекламопроизводителя и проблемы ее применения // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 3 (9). С. 4-11.
- Егупов В. А. Реклама в системе правовых отношений: проблемы и пути совершенствования российского рекламного законодательства // Вестник Екатерининского института. 2016. № 1. С. 44-49.
- Елканова Д.И. Рекламная деятельность как объект административно-правового регулирования // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2015, № 8. - С. 61-63
- Журавлев Г.К. Рекламная деятельность [Текст]/Г.КЖуравлев. - М: Инфра-М, 2012. - С. 5657.
- Игнатьева И. В. Малобюджетный маркетинг // Проблемы развития маркетинга : сб. науч. тр. / БГУЭП. Иркутск, 2010. С. 22-45.
- Игнатьева И. В., Болотин Д. Ю. Контекстная реклама как действенный инструмент продвижения бизнеса // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов : материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 17 мая 2018 г. : в 2 ч. - Иркутск, 2018. - Ч. 1. - С. 94-98.
- Ионова Т.А. Правовое регулирование распространения рекламы через сеть Интернет // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 40-44.
- Калашникова В. Б., Степанова Е. А. Государственная политика и стратегия развития механизмов электронной демократии в Российской Федерации // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 27 апр. 2018 г. Иркутск, 2018. С. 85-89.
- Каменский М.А. Интернет-реклама: к вопросу о генезисе и актуальных проблемах правового регулирования // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2014. № 3. С. 141-148.
- Кирилловых, А. А. Рекламное право и законодательство: система правового регулирования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. - 2012. - №12. - С. 60—73
- Кондратов М. А., Медведев С. С. К постановке вопроса об уголовной ответственности юридических лиц в уголовном праве России (исторический аспект) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 106. С. 1013-1023.
- Лебедева Н.Н., Федосеева Н.Н. Проблемы правового регулирования Интернет-рекламы // Право и государство: теория и практика. 2005. № 11. С. 101-107.
- Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 67-75.
- О рекламе; Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.
- Определение Верховного суда Республики Татарстан по делу №77-678/2012 от 23.05.2012 // URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-tatarstan-respu... (дата обращения: 17.11.18)
- Поднебесников Е.С. Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет // Право и образование. 2007. №
- Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // СПС «КонсультантПлюс»
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СПС «КонсультантПлюс».
- С. 165-167.
- Сабуров А. Е. Государственный контроль за рекламной деятельностью в РФ // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 4. С. 167-171.
- Суходолов А. П., Бычкова А. М. Освещение суицидальной тематики в средствах массовой информации в свете правовых ограничений и социальной значимости проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 4. С. 588-606.
- Третьякова О.В. Правовое образование в сфере рекламной и РК-деятельности // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2015, № 11. - С. 46-56
- Электронный дневник // https://dnevnik.ru [Дата обращения 05.02.2019]
- Ясакова Е. Миллион за каждый лайк // Российская газета. 13 февраля 2019. №31 (7789). // https://rg.profkiosk.ru/article. aspx?aid=709210 [Дата обращения 05.02.2019]
- 12 интересных судебных дел, связанных с рекламой в Интернете // https://www.shopolog.ru/metodichka/law-and-taxes/12- interesnyh-sudebnyh-del-svyazannyh-s-reklamoy-v-internete/ [Дата обращения 05.02.2019]
-
Закон РФ от 26.07.2006 №135-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru ↑
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «О ре- кламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) /[Электронный ресурс]. - Режим доступа:: littp:\\ww:consultant.i4icT)nscyionline.cgi’rec|cloc&base =LAW&n=214740&fld=134&dst=1000000001,0&гпП=0.21789375824392665#0 ↑
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195- ФЗ // Российская газета. 2001. № 256. ↑
-
Третьякова О.В. Правовое образование в сфере рекламной и РК-деятельности // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2015, № 11. - С. 46-56 ↑
-
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СПС «КонсультантПлюс». ↑
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. ↑
-
О рекламе; Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232. ↑
-
Егупов В. А. Реклама в системе правовых отношений: проблемы и пути совершенствования российского рекламного законодательства // Вестник Екатерининского института. 2016. № 1. С. 44-49. ↑
-
Сабуров А. Е. Государственный контроль за рекламной деятельностью в РФ // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 4. С. 167-171. ↑
-
Кондратов М. А., Медведев С. С. К постановке вопроса об уголовной ответственности юридических лиц в уголовном праве России (исторический аспект) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 106. С. 1013-1023. ↑
-
Авдеев В. В. Антимонопольное право: нарушение законодательства о рекламе // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 3 (165). С. 32-37. ↑
-
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. ↑
-
Егупов В. А. Особенности гражданско-правовой ответственности рекламопроизводителя и проблемы ее применения // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 3 (9). С. 4-11. ↑
-
Кирилловых, А. А. Рекламное право и законодательство: система право- вого регулирования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. - 2012. - №12. - С. 60—73 ↑
-
Журавлев Г.К. Рекламная деятельность [Текст]/Г.КЖуравлев. - М: Инфра-М, 2012. - С. 5657. ↑
-
Кирилловых, А. А. Рекламное право и законодательство: система правового регулирования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. - 2012. - №12. - С. 60—73 ↑