Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Вопросы правового регулирования рекламы и пиара в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенную трудность государственного регули­рования Интернет-рекламы вызывает несовершенство норм «Закона о рекламе» в отношении частных случаев рекламой деятельности в Интернет. Например, «Закон о рекламе» не распространяется на Интернет-рекламу ал­когольной продукции, включая пиво, которая размещена на сайтах производителей данной продукции. Вызывает вопрос и законность размещения рекламы в электрон­ных школьных дневниках в сети Интернет. Поскольку ФЗ «О рекламе» четко не определяет форму школьных дневников, в которых запрещается распространение ре­кламы, информация рекламного характера размещается не во вкладке «Дневник», а на главной странице соот­ветствующего сайта, а также на других его страницах (рис.1), и т.д.

Рисунок 1 - Реклама в электронном школьном днев­нике

Таким образом, в качестве важного направления совершенствования государственного регулирования Интернет-рекламы можно обозначить разработку раз­дела об особенностях распространения рекламы в сети Интернет и его включение в «Закон о рекламе».

Ещё одной проблемой правового регулирования Интернет-рекламы можно обозначить тот факт, что пользователи сети Интернет могут отправлять дру­гим пользователям полученные рекламные сообщения. Кроме того они могут размещать собственную инфор­мацию рекламного характера, которая становится до­ступной неопределенному кругу лиц, а также самосто­ятельно осуществлять поиск информации, размещенной другими пользователями в целях рекламы. Указанная деятельность попадает под нормы ст. 44 Федерального закона «О связи». Однако в настоящее время, спе­циальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания услуг связи в сети Интернет, в России не принят. Таким образом, весь объем нормативного ре­гулирования в этой сфере на данный момент сосредото­чен лишь в общих нормах гражданского права, нормах «Закона о связи», а также общепринятых правил между­народной и российской практики деятельности саморе- гулируемых организаций в области Интернет.

В ч.ч. 1 и 2 ст. 10 «Закона об информации» ука­зывается, что в РФ распространение информации осу­ществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. При этом для того, чтобы распространять рекламную информацию в сети Интернет в настоящее время необязательно иметь статус СМИ (это регулируется дополнительными поло­жениями от 28 июля 2012 г). П. 13 и 15 ст. 2 «Закона об информации» содержат определения понятий «сайт» и «доменное имя», что призвано облегчить иден­тификацию лица, осуществляющего рекламную дея­тельность в сети Интернет. Однако, как справедливо от­мечает Ионова Т.А. «Возможно, что сайт, сетевой адрес и доменное имя достаточны для идентификации пользо­вателя сети Интернет, но недостаточны для идентифика­ции лица как субъекта рекламных правоотношений (ре­кламодателя), распространяющего рекламную информа­цию в сети Интернет для потребителей рекламы».


Указанная проблема особенно остро проявляется при распространении информации в блогерами, зачастую присутствующими в сети Интернет под вымышленными именами или псевдонимами (никами). В соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) рекламодатель (обладатель информации), само­стоятельно распространяющий рекламную информацию в сети Интернет, обязан сообщать о себе достоверные сведения, позволяющие идентифицировать его как субъ­екта гражданского права. При этом физические лица идентифицируются по имени и месту жительства (ст.ст. 19, 20 ГК РФ), а юридические лица - по наименованию юридического лица и месту его нахождения (ст. 54 ГК РФ). Таким образом, важным направлением совершен­ствования государственного регулирования рекламной деятельности в сети Интернет можно обозначить уже­сточение процедуры регистрации пользователей, обе­спечивающей его правовую идентификацию.

Также важной проблемой можно обозначить несо­вершенство нормативно-правовой базы в аспекте ответ­ственности за правовые нарушения в области Интернет- рекламирования. В настоящее время такие нарушения относятся к разряду административных и караются от­носительно невысокими штрафами, размеры которых зачастую закладываются в рекламные бюджеты ком­паний. Вместе с тем, возможности распространения и влияния Интернет-рекламы в разы превосходят анало­гичные возможности традиционных рекламных носите­лей (телевидения, радио, печатных изданий и наружной рекламы). В этой связи ответственность за нарушения правил рекламирования в сети Интернет должна быть выше, а наказания строже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бурное развитие Интернет-рекламирования и Интернет-пропаганды объ­ективно обусловливает необходимость совершенствова­ния нормативно-правовой базы, регулирующей реклам­ную деятельность в сети Интернет в России. В настоящее время она далека от совершенства, что влечет за собой множество проблем гражданского-правового, админи­стративного и даже уголовного характера. Основными направлениями совершенствования государственного регулирования рекламной деятельности в сети Интернет нами обозначены:

  • формирование понятийного аппарата, четкое опре­деление объекта и субъекта правового регулирования (Интернет-рекламы и рекламораспространителя в сети Интернет соответственно);
  • разработка и включение в структуру «Закона о ре­кламе» специального раздела об особенностях распро­странения рекламы в сети Интернет;
  • ужесточение процедуры регистрации пользовате­лей, обеспечивающей их правовую идентификацию;
  • ужесточение ответственности за нарушения правил и требований к рекламной деятельности в сети Интернет.

Вместе с тем, выявленные в данной статье несоот­ветствия, как представляются, не исчерпывают весь перечень «болевых точек», вызванных несовершен­ством законодательной базы в области Интернет- рекламирования, обсуждение и поиск решения которых может стать предметом будущих исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Фе­деральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Российская газета. 2006. № 162.
  4. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Российская газета. 2006. № 51.
  5. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп. от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
  6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. No 38-ФЗ «О рекла­ме» // Собрание законодательства РФ. 20 марта 2006 г. No 12. Ст. 1232.
  7. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «О ре- кламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) /[Электронный ресурс]. - Режим доступа:: littp:\\ww:consultant.i4icT)nscyionline.cgi’rec|cloc&base =LAW&n=214740&fld=134&dst=1000000001,0&гпП=0.21789375824392665#0
  8. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. No-149-ФЗ «Об инфор­мации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31 июля 2006 г. No 31 (1 ч.). Ст. 3448.
  9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. № 8.
  10. Закон РФ от 26.07.2006 №135-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru
  11. Авдеев В. В. Антимонопольное право: нарушение законодательства о рекла­ме // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 3 (165). С. 32-37.
  12. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) // http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6462 [Дата обраще­ния 05.02.2019]
  13. Бычкова А. М. Проблемы использования антинаркотического потенциала СМИ в современных условиях // Вопросы теории и прак­тики журналистики. 2016. Т. 5. № 2. С. 324-339.
  14. Бычкова А. М. Психическое воздействие как способ доведения до самоубийства в «группах смерти» // Основные направления госу­дарственной политики России в сфере обеспечения национальной без­опасности : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 27 апр. 2018 г. - Иркутск, 2018. - С. 28-35.
  15. Бычкова А. М. Трансграничный Интернет и его роль в распро­странении глобальной угрозы наркотизма // В сборнике: Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобаль­ное позиционирование Материалы Международного Байкальского форума. Под научной редакцией Е.Р. Метелевой. 2018. С. 247-252.
  16. Демидбаева А. Ж., Толочкова Н. Г. Проблемы правового регу­лирования рекламной деятельности в сети Интернет // Евразийский союз ученых. 2017. № 5-1 (38). С. 117-121.
  17. Егупов В. А. Особенности гражданско-правовой ответственности рекламо­производителя и проблемы ее применения // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 3 (9). С. 4-11.
  18. Егупов В. А. Реклама в системе правовых отношений: проблемы и пути совершенствования российского рекламного законодательства // Вестник Екатери­нинского института. 2016. № 1. С. 44-49.
  19. Елканова Д.И. Рекламная деятельность как объект административно-правового регулирова­ния // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2015, № 8. - С. 61-63
  20. Журавлев Г.К. Рекламная деятельность [Текст]/Г.КЖуравлев. - М: Инфра-М, 2012. - С. 56­57.
  21. Игнатьева И. В. Малобюджетный маркетинг // Проблемы развития маркетинга : сб. науч. тр. / БГУЭП. Иркутск, 2010. С. 22-45.
  22. Игнатьева И. В., Болотин Д. Ю. Контекстная реклама как действенный инструмент продвижения бизнеса // Активизация ин­теллектуального и ресурсного потенциала регионов : материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 17 мая 2018 г. : в 2 ч. - Иркутск, 2018. - Ч. 1. - С. 94-98.
  23. Ионова Т.А. Правовое регулирование распространения рекла­мы через сеть Интернет // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 40-44.
  24. Калашникова В. Б., Степанова Е. А. Государственная поли­тика и стратегия развития механизмов электронной демократии в Российской Федерации // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 27 апр. 2018 г. Иркутск, 2018. С. 85-89.
  25. Каменский М.А. Интернет-реклама: к вопросу о генезисе и ак­туальных проблемах правового регулирования // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2014. № 3. С. 141-148.
  26. Кирилловых, А. А. Рекламное право и законодательство: система правового регулирования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. - 2012. - №12. - С. 60—73
  27. Кондратов М. А., Медведев С. С. К постановке вопроса об уголовной от­ветственности юридических лиц в уголовном праве России (исторический аспект) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государствен­ного аграрного университета. 2015. № 106. С. 1013-1023.
  28. Лебедева Н.Н., Федосеева Н.Н. Проблемы правового регулиро­вания Интернет-рекламы // Право и государство: теория и практика. 2005. № 11. С. 101-107.
  29. Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 67-75.
  30. О рекламе; Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Собрание Зако­нодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.
  31. Определение Верховного суда Республики Татарстан по делу №77-678/2012 от 23.05.2012 // URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-tatarstan-respu... (дата обращения: 17.11.18)
  32. Поднебесников Е.С. Актуальные проблемы правового регули­рования рекламы в сети Интернет // Право и образование. 2007. №
  33. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П «По делу о проверке конститу­ционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // СПС «КонсультантПлюс»
  34. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Фе­деральной антимонопольной службе» // СПС «КонсультантПлюс».
  35. С. 165-167.
  36. Сабуров А. Е. Государственный контроль за рекламной деятельностью в РФ // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 4. С. 167-171.
  37. Суходолов А. П., Бычкова А. М. Освещение суицидальной тема­тики в средствах массовой информации в свете правовых ограниче­ний и социальной значимости проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 4. С. 588-606.
  38. Третьякова О.В. Правовое образование в сфере рекламной и РК-деятельности // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2015, № 11. - С. 46-56
  39. Электронный дневник // https://dnevnik.ru [Дата обращения 05.02.2019]
  40. Ясакова Е. Миллион за каждый лайк // Российская газе­та. 13 февраля 2019. №31 (7789). // https://rg.profkiosk.ru/article. aspx?aid=709210 [Дата обращения 05.02.2019]
  41. 12 интересных судебных дел, связанных с рекламой в Интернете // https://www.shopolog.ru/metodichka/law-and-taxes/12- interesnyh-sudebnyh-del-svyazannyh-s-reklamoy-v-internete/ [Дата обра­щения 05.02.2019]

  1. Закон РФ от 26.07.2006 №135-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru

  2. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «О ре- кламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) /[Электронный ресурс]. - Режим доступа:: littp:\\ww:consultant.i4icT)nscyionline.cgi’rec|cloc&base =LAW&n=214740&fld=134&dst=1000000001,0&гпП=0.21789375824392665#0

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195- ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

  4. Третьякова О.В. Правовое образование в сфере рекламной и РК-деятельности // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2015, № 11. - С. 46-56

  5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Фе­деральной антимонопольной службе» // СПС «КонсультантПлюс».

  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Фе­деральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

  7. О рекламе; Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Собрание Зако­нодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.

  8. Егупов В. А. Реклама в системе правовых отношений: проблемы и пути совершенствования российского рекламного законодательства // Вестник Екатери­нинского института. 2016. № 1. С. 44-49.

  9. Сабуров А. Е. Государственный контроль за рекламной деятельностью в РФ // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 4. С. 167-171.

  10. Кондратов М. А., Медведев С. С. К постановке вопроса об уголовной от­ветственности юридических лиц в уголовном праве России (исторический аспект) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государствен­ного аграрного университета. 2015. № 106. С. 1013-1023.

  11. Авдеев В. В. Антимонопольное право: нарушение законодательства о рекла­ме // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 3 (165). С. 32-37.

  12. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

  13. Егупов В. А. Особенности гражданско-правовой ответственности рекламо­производителя и проблемы ее применения // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 3 (9). С. 4-11.

  14. Кирилловых, А. А. Рекламное право и законодательство: система право- вого регулирования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. - 2012. - №12. - С. 60—73

  15. Журавлев Г.К. Рекламная деятельность [Текст]/Г.КЖуравлев. - М: Инфра-М, 2012. - С. 56­57.

  16. Кирилловых, А. А. Рекламное право и законодательство: система правового регулирования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. - 2012. - №12. - С. 60—73