Файл: Понятие, виды ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прогнозный план приватизации разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества». Правила определяют содержание, структуру, сроки и порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества в плановом периоде, сроки и порядок рассмотрения итогов исполнения программы за отчетный год.

Не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года федеральные органы исполнительной власти представляют в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации имущественных комплексов, находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в соответствующей их компетенции отрасли экономики, иного федерального имущества.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане вправе направлять в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества.

Не позднее 1 апреля Министерство экономического развития России дает Федеральному агентству по управлению государственным имуществом задание на разработку проекта программы на плановый период, подготовленное с учетом итогов приватизации федерального имущества за отчетный год, а также основных направлений приватизации федерального имущества на плановый период.

При подготовке проекта программы учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, федеральных государственных унитарных предприятий, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и обществ с ограниченной ответственностью, доля в уставных капиталах которых находится в федеральной собственности, иных юридических лиц и граждан, поступившие в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не позднее 1 мая.


Не позднее 20 мая Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет в федеральные агентства, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом, и в иные выполняющие указанные функции федеральные органы исполнительной власти (далее - отраслевые агентства) перечни подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, а также акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, и иного имущества, подлежащих включению в проект программы (кроме имущества, включение которого в проект программы является обязательным в соответствии с решениями Правительства РФ), для согласования в установленном порядке.

Важно отметить, что согласованию с отраслевыми агентствами не подлежат предложения о включении в проект плана (программы) федерального имущества, приватизация которого обязательна по решению Правительства РФ.

Согласованные перечни имущества, планируемого к приватизации, не позднее 10 июня представляются отраслевыми агентствами в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. При наличии разногласий по проекту плана (программы) не позднее 20 июня Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует проведение согласительных совещаний с отраслевыми агентствами и с участием представителя Министерства экономического развития Российской Федерации.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества - это нормативный правовой акт, который издается Правительством РФ в форме распоряжения на определенный срок (от года до трех лет) (п. п. 1 и 2 ст. 7 Закона о приватизации федерального и муниципального имущества).

Подготовку решений об условиях приватизации федерального имущества производит Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) или по его поручению - его территориальные органы. При необходимости вместе с подготовкой решений об условиях приватизации федерального имущества Росимущество или его территориальные органы готовят проекты решений о наложении обременения в отношении имущества, подлежащего приватизации, и о дальнейшем использовании федерального имущества, не подлежащего приватизации. Эти решения принимаются одновременно с решениями об условиях приватизации федерального имущества.

Проекты решений об условиях приватизации федерального имущества Министерство экономического развития РФ вносит в Правительство РФ <32>. В случае необходимости Министерство экономического развития РФ вносит проекты решений о наложении обременений в отношении приватизируемого имущества, и об использовании федерального имущества, не подлежащего приватизации.


Окончательно решение об условиях приватизации федерального имущества принимает Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) либо по поручению агентства - его территориальные органы.

В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться определенные сведения:

характеристика имущества (наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать);

способ приватизации имущества;

начальная цена имущества (если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с ч. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества);

срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

другие сведения, необходимые для приватизации имущества.

В ст. 12 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества указано, что начальная цена государственного или муниципального имущества, подлежащего приватизации, устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. По указанию Закона о приватизации государственного и муниципального имущества начальная цена имущества указывается в обязательном порядке в решении об условиях приватизации федерального имущества; информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать сведения о начальной цене продажи такого имущества, за исключением продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены; начальная цена приватизируемого имущества кладется в основу определения размера задатка, вносимого претендентом для участия в торгах по продаже государственного или муниципального имущества; при этом претендент не допускается к участию в специализированном аукционе, если поступившие денежные средства меньше начальной цены акции открытого акционерного общества.

Начальная цена имущества, подлежащего приватизации, определяется независимым оценщиком, который проводит оценку объектов приватизируемого имущества и составляет по результатам такой оценки отчет об оценке объекта оценки.

Способы приватизации муниципального и государственного имущества ст. 13 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества исчерпывающим образом называются, это:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

2) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;


3) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

4) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

5) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

6) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Интересно, что по определению «приватизация государственного и муниципального имущества» - это возмездное отчуждение имущества, однако в п. п. 1 и 1.1 ст. 13, по сути, говорится о реорганизации унитарных предприятий, ведь в соответствии со ст. 57 (п. 1) ГК РФ преобразование является формой реорганизации, и, кроме того, при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, кроме прав и обязанностей в отношении учредителей (участников) юридического лица.

В литературе [15] высказывается мысль о том, что «нарушая логику изложения нормативного материала, законодатель поместил нормы, регулирующие вопросы приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий путем их преобразования в хозяйственные общества, в главу III Закона; при этом другие положения, раскрывающие содержание иных способов приватизации государственного и муниципального имущества, нашли свое закрепление в специальной главе 4 Закона «Способы приватизации государственного и муниципального имущества». Представляется, что в п. п. 1 и 1.1 ст. 13 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества все-таки речь идет о реорганизации юридических лиц, связанной с изменением организационно-правовой формы юридических лиц и не имеющей отношения к способу приватизации, поэтому положения п. п. 1 и 1.1 ст. 13 указанного Закона логично будут смотреться в п. 5 ст. 57 ГК РФ или в отдельной ст. 57.1 ГК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появившись четверть века назад в арсенале экономической политики Российской Федерации, приватизация стала предметом активного правотворчества на границе административного, финансового и гражданского права.


Законодательство Российской Федерации о приватизации (федеральная компонента) включает Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Федеральный закон №178 устанавливает общий порядок приватизации в Российской Федерации: регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

В систему законодательных источников, регулирующих приватизационные отношения, помимо актов, которые устанавливают общий и специальные порядки приватизации публичной собственности, включены также акты с нормами, устанавливающими ограничения на использование тех или иных видов публичного имущества в качестве объектов приватизации.

Законодательство о приватизации в части норм, регулирующих порядок приватизации, тесным образом связано с законодательством о стратегическом планировании, с одной стороны, и с бюджетным законодательством (публичные доходы от приватизации, календарь бюджетного процесса и т.д.).

Среди способов приватизации государственного имущества можно выделить следующие: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество, продажа государственного имущества на аукционе; продажа государственного имущества на конкурсе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа акций акционерных обществ через организаторов  торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного имущества посредством публичного предложения.

В соответствии со ст. 13 Закона о приватизации 2001 г. приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться одним из рассмотренных способов. Использование того или иного способа приватизации ставится в зависимость от того, к какой категории относится приватизируемое имущество (п. 3, 4 ст. 13 Закона о приватизации 2001 г.). При этом предусмотренный Законом о приватизации 2001 г. перечень способов приватизации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Продажи государственного имущества на аукционе и конкурсе являются наиболее эффективными способами приватизации, так как с помощью этих в высшей степени открытых методов можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.