Файл: Понятие, виды ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкретные способы, обеспечивающие открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при приватизации государственного и муниципального имущества, зафиксированы в ст. 15 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества и связаны с информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества.

Итак, информационное обеспечение приватизации государственного или муниципального имущества состоит в опубликовании в официальных печатных изданиях, размещении в информационных системах общего пользования, в том числе на официальных сайтах в сети Интернет:

прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (прогнозная программа приватизации федерального имущества включает в себя перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде;

актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества;

решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества;

информационных сообщений о продаже указанного имущества;

информационных сообщений об итогах продажи указанного имущества;

ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества (так, Правительство РФ ежегодно не позднее 1 мая представляет в Государственную Думу отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год, а информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта)».

Вышеуказанную информацию следует разместить:

на официальном сайте в сети Интернет (которым является официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством РФ. Адресом официального сайта является www.rosim.ru);

сайтах в сети Интернет;

сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет.

Лицо, желающее участвовать в приватизации государственного или муниципального имущества, имеет право ознакомиться с информацией об имуществе, подлежащем приватизации. В местах подачи заявок и на сайте продавца имущества в сети Интернет должна быть размещена общедоступная информация о торгах по продаже государственного или муниципального имущества, подлежащего приватизации, образцы типовых документов, которые представляются покупателями государственного или муниципального имущества, правила проведения торгов и другие данные.


Информация о результатах сделок по приватизации имущества (место и дата проведения торгов, характеристика имущества, наименование продавца имущества, количество поданных заявок, лица, признанные участниками торгов; наименование или имя покупателя, цена сделки приватизации) также подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет в течение 19 дней со дня совершения указанных сделок.

Приватизация государственного и муниципального имущества основана на принципе возмездности. Возмездность имеет важное значение, поскольку в предусмотренных законом случаях возможна бесплатная приватизация имущества (бесплатная передача в собственность, например, в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ст. 1) [6].

Возмездность означает, что участник приватизации, отчуждающий имущество, должен в соответствии с п. 1 ст. 423 ГК РФ получить плату или иное встречное предоставление. Пункт 3 ст. 423 ГК РФ устанавливает презумпцию возмездности договоров, следовательно, отсутствие в договоре упоминания о встречном предоставлении не означает, что он безвозмездный. Чаще всего за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги производится плата в виде конкретной денежной суммы. Возможно и иное встречное предоставление, которое выражается в передаче иного имущества, результатов работ, оказании услуг.

Принцип самостоятельности осуществления приватизации муниципального имущества органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества, в различных источниках называется по-разному: «принцип самостоятельности осуществления органами местного самоуправления приватизации муниципального имущества в сочетании с соблюдением порядка, предусмотренного Законом [4]; «принцип сочетания самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов приватизации муниципального имущества и регламентированности процедуры приватизации»; «принцип самостоятельности органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества». Представляется, что в данном случае форма оформления принципа значения не имеет, так как все эти интерпретации принципиально не нарушают положения ст. 3 п. 3 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества: «Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом«.


Итак, принцип самостоятельности осуществления приватизации муниципального имущества органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Федеральным законом, базируется на статьях Конституции РФ. Так, ст. 12 гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно...»; ст. 132 определяет: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения»; ч. 1 ст. 130 гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью...» [15].

Наконец, в специальном акте - Законе о приватизации государственного и муниципального имущества сказано, что «приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации» (п. 3 ст. 4); «компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется правовыми актами органов местного самоуправления» (п. 2 ст. 6); «порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно» (п. 1 ст. 10); «органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества» (п. 4 ст. 14).

Итак, в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органы местного самоуправления самостоятельно определяют орган, уполномоченный на управление и распоряжение имуществом и принятие решений о приватизации муниципального имущества; порядок и условия приватизации муниципального имущества; порядок планирования приватизации муниципального имущества; порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества и т.д.

указанная деятельность не должна противоречить нормам Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, определяющим способы приватизации муниципального имущества, цену приватизации имущества, порядок принятия решения об условиях приватизации муниципального имущества, особенности приватизации отдельных видов муниципального имущества и др.


2 ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Первой и ключевой процедурой в порядке приватизации является решение о приватизации государственного и муниципального имущества. Планирование является важной составляющей отношений, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества. Осуществление приватизации государственного и муниципального имущества заранее планируется и оформляется в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (ст. 7 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества).

«В целом планы-прогнозы - это планы прогностического характера, в основу которых положены научно обоснованные прогнозы экономических процессов и будущего состояния экономики»[11].

Первоначально прогнозный план приватизации федерального имущества нужно разработать (ст. 8 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества). Порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества устанавливается Правительством РФ. Правительство РФ его также разрабатывает [7].

Разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на плановый период осуществляется в соответствии:

с основными направлениями внутренней политики Российской Федерации, которые определил Президент РФ;

с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;

с задачами и программами, определенными в решениях Правительства РФ.

Основные направления внутренней политики Российской Федерации определяются Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Основные направления внутренней государственной политики развиваются в различных нормативных актах Президента РФ, например в области управления и приватизации государственным имуществом направления определены Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике»[6].

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 г. связывался с государственным прогнозированием социально-экономического развития Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [утратил силу] «государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства».


Однако в июле 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в ст. 3 которого определены понятие прогнозирования, задачи и цели прогноза, стратегии и результат социально-экономического развития Российской Федерации, муниципального образования, субъекта Российской Федерации. Итак, прогнозирование - это деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - это документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 14) [2] устанавливает, что Правительство РФ осуществляет социально-экономическое развитие Российской Федерации, поэтому разрабатывает периодически соответствующие прогнозы и определяет основные направления своей деятельности [8].

Так, в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов сказано, что социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2013 - 2015 гг.) будет определяться на основе приоритетов, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации и в разрабатываемых Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (п. 2.2). Кроме того, признано, что актуальными остаются задачи повышения эффективности управления, приватизации федерального имущества.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года утверждены Правительством РФ 14 мая 2015 г. В соответствии с документом продолжится приватизация компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, а к 2018 г. завершится процесс приватизации подавляющего числа объектов нестратегического назначения.

Итак, разработка прогнозного плана приватизации федерального имущества основана на научно обоснованных представлениях о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, соответствует основным направлениям внутренней политики государства, задачам, которые ставит Правительство РФ как высший орган государственный исполнительной власти.