Файл: Понятие, виды ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

При переходе Российской Федерации к рыночной экономике одним из важнейших шагов реформирования страны стала приватизация.

Приватизация (от лат. privatus - частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку, приватизации, как способу развития предпринимательства, отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Цель контрольной работы – раскрыть нормативно-правовые основы приватизации, как способа развития предпринимательства.

Задачи работы:

  1. Изучить общие положения о приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации;
  2. Проанализировать порядок приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации.

Объект исследования – нормативно-правовая база приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации.

Предмет исследования – отношения органов государственной и муниципальной власти и бизнеса в процессах приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества) под приватизацией государственного и муниципального имущества в Российской Федерации понимается «возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц» [4].


Это определение соответствует положению ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [3], которая определяет, что «имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества». Конечно, Закон о приватизации [4] развивает положения ГК РФ [3] о приватизации, однако приоритет в регулировании законодателем отношений, связанных с приватизацией, принадлежит специальным нормам.

Определение приватизации государственного или муниципального имущества, предложенное законодателем, сводится к отчуждению указанного имущества частным лицам. В литературе [11] встречается утверждение, что предложенное определение имеет декларативный характер, поскольку не конкретизирует сущности процесса приватизации. Думается, что это не так уж и страшно, так как особенности самого процесса регламентируются далее в Законе о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно указанному выше определению приватизации подлежит государственное и муниципальное имущество. В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ «государственной собственностью признается федеральная собственность (имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации) и собственность субъекта Российской Федерации (имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам)». Пункт 1 ст. 215 ГК РФ определяет, что «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».

Интересно, что конкретные объекты приватизации не называются, однако их можно определить, проанализировав ст. 3 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества. К ним относятся находящиеся на территории Российской Федерации:

здания, объекты незавершенного строительства, сооружения, суда внутреннего плавания, воздушные и морские суда (за исключением государственного и муниципального жилищного фонда; государственного и муниципального имущества, закрепленного за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в хозяйственном ведении или оперативном управлении; переданного центру исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; переданного в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации);


земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы (за исключением земельных участков, на которых расположено находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, а также на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов);

движимое имущество, за исключением акций, подлежащих отчуждению в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом; акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном ст. ст. 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»; движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования; ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства РФ, и т.д [12].

Представляется верным утверждение об оправданности подхода законодателя к редакции определения, устанавливающего только его общие черты, поскольку мы имеем многообразие различных объектов государственного и муниципального имущества. В отношении утверждения о том, что «предложенное определение требует конкретизации путем указания на то, что рассматриваемая дефиниция применяется исключительно для целей Закона или же конкретизации самого имущества с отсылкой к его ст. 3«, следует заметить, что подобное дополнение, безусловно, сделало бы определение приватизации более совершенным, однако мы пользуемся им со времен «второго Закона о приватизации» (с 1997 г.), в целом оно представляется логичным, ясным, соответствующим ст. 217 ГК РФ.

Отчуждение (в пер. с англ. alienation) - «в гражданском праве добровольная или принудительная передача собственником принадлежащего ему права собственности на имущество другому лицу, а также переход права собственности на имущество без волеизъявления собственника, в силу правил, установленных императивными нормами закона» [14].


Отчуждение всегда связано с прекращением права собственности (п. 1 ст. 235 ГК РФ), возможно отчуждение в силу закона или на основании различных договоров, например мены, дарения, купли-продажи и др. (п. 2 ст. 218, п. 2 ст. 235 ГК РФ и др.).

В отношении Закона о приватизации государственного и муниципального имущества «отчуждение» конкретизируется в конкретные формы, например по указанию п. 1 ст. 13 Закона отчуждение по результатам приватизации может осуществляться:

путем реорганизации в форме преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, в общество с ограниченной ответственностью;

в форме продажи, в том числе на аукционе (специализированном аукционе), на конкурсе; посредством публичного предложения; без объявления цены; по результатам доверительного управления;

посредством внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ.

В результате приватизации имущество поступает в собственность любых физических и (или) юридических лиц, кроме некоторых исключений. Так, не могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, наконец, юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25% (кроме случаев внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ по решению соответственно Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. При этом доля акций акционерного общества, находящихся в собственности соответствующего публичного образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества должна составлять более чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ).

Кроме того, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут быть покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с Законом о приватизации государственного и муниципального имущества (однако быть участниками приватизации иного имущества могут).

Статья 2 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества посвящена основным принципам приватизации государственного и муниципального имущества. К ним относятся:


1) принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества;

2) принцип открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) принцип возмездности отчуждения имущества в собственность физических и (или) юридических лиц;

4) принцип самостоятельности осуществления приватизации муниципального имущества органами местного самоуправления, но в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного или муниципального имущества.

Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества основан на конституционных нормах о равенстве всех перед законом, признании равенства всех форм собственности, праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, праве иметь в собственности имущество. Указанный принцип, кроме того, обеспечивает отсутствие любых ограничений для определенных физических или юридических лиц в приобретении государственного или муниципального имущества в процессе приватизации, установленных нормативными правовыми актами подзаконного характера, принятыми на федеральном уровне, нормативными правовыми актами регионального или муниципального уровня.

Принцип открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при процедуре приватизации государственного и муниципального имущества гарантирует прозрачность процедуры приватизации. Реализация принципа строится на открытости доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [5] к основным началам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относит:

открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.