Файл: Понятие и сущность права осужденных на безопасность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По его мнению, субъективное право осужденного составляют:

а) право на собственные положительные действия, всегда представляющее собой возможность пользования каким-либо социальным благом как материального, так и духовного порядка;

б) право требования исполнения (соблюдения) юридической обязанности от других лиц;

в) право прибегнуть при необходимости к защите своего субъективного права, включая и средства государственного принуждения[13,с.89].

Проследив историю уголовно-исполнительного права, можно сделать вывод, что во все времена уголовно-исполнительная политика была направлена на исправление осужденных и предотвращение совершения новых преступлений, но в каждом периоде развития Российского государства, устанавливались свои пути решения данной проблемы.

В данный момент уголовно-исполнительная политика находится на реорганизационном этапе. Принятая 14 октября 2010 года Концепция развития УИС РФ до 2020 года предусматривает новые пути решения основной задачи уголовно-исполнительного права.

Основной целью принятой Концепции развития УИС на период до 2020 года является гуманизация содержания осужденных в местах лишения. Данная Концепция базируется на основных положениях международных актов регламентирующих правовое положение заключенных (Всеобщая декларация прав человека, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др.).

Международные правовые акты в качестве определяющих состояний безопасности человека декларируют такие права, как: право на жизнь, получение возможности заработать себе на жизнь трудом в условиях, отвечающих требованиям безопасности, право на максимально возможный уровень физического и психического здоровья, право на уважение физической, духовной и моральной неприкосновенности личности; запрещают применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения я наказания. Азиатско-Тихоокеанская декларация прав индивидов и народов 1988 г., закрепила право человека на безопасность в коллективе и государстве, провозглашает, что сохранение его безопасности на всех уровнях является заботой и обязанностью как самого индивида, так и государства [3, c. 512].

Вопросы обеспечения личной безопасности осужденных рассматриваются в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, в которых последовательно прописаны нормы, направленные, в частности, на удовлетворение физиологических и социальных потребностей лиц, лишенных свободы (требования к перемещениям, в которых проживают и работают осужденные, к их питанию, медобслуживанию, обучению и т. д.).


К конкретным мерам обеспечения безопасности осужденных, предусмотренным Правилами, например, относятся: защита осужденных от оскорблений и унижений при перемещении, учет совместимости осужденных при размещении в спальных помещениях, а также постоянный надзор за осужденными ночью.

Методологическое значение данного документа при решении вопросов личной безопасности осужденных в исправительных учреждениях определенного положением о том, что лишение свободы не должно усугублять страдания осужденных, за исключением случаев, когда этого требуют соображения дисциплины или интересы общественной безопасности.

В числе основополагающих международных правовых документов, следует так же отметить Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, и Европейские пенитенциарные правила. Данные нормативные акты содержат перечень прав человека, подлежащих обеспечению вне зависимости от правового положения индивида; устанавливают, что государствам следует защищать в законодательном порядке любые действия, протоворечащие реализации этих прав.

Запрещение пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания является абсолютным по международному праву[4,66].

Так, в ст. 3 Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 отмечается, что даже «исключительные обстоятельства, такие, как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут случить оправданием пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

В группу международных правовых документов, устанавливающих гарантии безопасности осужденных в местах лишения свободы, также входят Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В этом документе указанно, что сотрудники исправительных учреждений вправе применять силу исключительно для поддержания безопасности и порядка в учреждениях или когда на лицо угроза для личной безопасности.

Основываясь на положениях международного права и Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что личная безопасность осужденных выступает как необходимая жизненная потребность человека, нашедшая свое обеспечение и реализацию в его правах, свободах и законных интересах [16, c. 113].


Таким образом, право осужденных на безопасность может существовать в различных формах и соответственно иметь несколько организационных уровней своего обеспечения посредством установления гарантий и выполнения своих обязанностей субъектами правоотношений.

1.2 Характеристика права безопасности осужденных

Часть 2 статьи 11 УИК РФ предусматривает, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного, отбывающего наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения, он вправе обратиться с заявлением об обеспечении личной безопасности к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание.

В этом случае должностное лицо обязано немедленно принять меры по обеспечению такой безопасности. Прерогатива определения той или иной меры обеспечения безопасности осужденного принадлежит начальнику учреждения, исполняющего наказание.

Это может быть перевод осужденного в безопасное место или иные меры. В этих целях могут быть использованы камеры штрафных изоляторов, ПКТ, одиночные камеры.

В исключительных случаях для обеспечения личной безопасности осужденного, отбывающего лишение свободы в любом исправительном учреждении, при наличии его письменной просьбы начальник учреждения вправе перевести осужденного на изолированное содержание на срок до 6 месяцев.

Для преодоления самой возможности возникновения угрозы личной безопасности осужденного УИК РФ содержит ряд специфических норм. Так, часть 5 статьи 71 УИК РФ: для содержания осужденных бывших работников правоохранительных органов могут создаваться отдельные исправительные учреждения.

Одной из гарантий защищенности и форм реализации принципа законности в деятельности учреждений, исполняющих наказание, является право осужденных на обращения с предложениями, заявлениями и жалобами, которые могут быть как в устной форме, так и письменной, в администрацию органа или учреждения, исполняющего наказание, суд, прокуратуру и другие государственные органы, общественные объединения по защите прав и свобод человека.

Осужденные к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, пожизненному заключению и смертной казни направляют заявления и жалобы через администрацию учреждений, исполняющих наказание, иные осужденные направляют предложения самостоятельно.


Осужденные вправе подавать предложения, заявления и жалобы только от своего имени, обращения без подписи направлению адресату не подлежат.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, пожизненному заключению и смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений, исполняющих эти наказания, цензуре не подлежат и не позднее суток (за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющимися нерабочими днями) направляются по назначению[9,112].

Предложения, заявления и жалобы, направляемые в государственные органы и общественные объединения (за исключением не подлежащих цензуре) администрация ИУ сопровождает письмом, в котором кратко указывает свое мнение по существу изложенного. Письменные предложения, заявления и жалобы регистрируются канцелярией и не позднее 3 дней направляются адресату.

Государственные органы, которым направлены предложения, заявления и жалобы, обязаны рассмотреть их в течение установленного законодательством срока (10 дней, 15 дней, если не требуется дополнительной проверки, и 1 месяц, если требуется проверка) и довести принятое решение до сведения, осужденного через администрацию учреждения, исполняющего наказание.

Предложения, заявления и жалобы, содержащие нецензурные выражения, а также унижающие честь и достоинство работника ИУ, адресату не направляются, а приобщаются к личному делу осужденного, а лица привлекаются к ответственности.

Обращения осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, не приостанавливает их исполнение[4,90].

2 Современное состояние безопасности осужденных в исправительных учреждениях и факторы ее определяющие

Состояние безопасности осужденных в исправительных учреждениях можно оценивать, по мнению В.Н. Чорного, по объективным и субъективным показателям. Объективными являются статистические показатели преступлений против личности, совершаемых в местах лишения свободы, и показатели о нарушениях режима содержания, проникновении к осужденным запрещенных предметов, применении к ним спецсредств и т.п.

Эти данные по России характеризуются следующим образом:

- количество совершенных осужденными преступлений ежегодно сокращается;

- уровень тяжких преступлений и побегов без покушений на 1000 осужденных уменьшается;

- количество совершенных убийств и совершенных умышленных причинении тяжкого вреда здоровью имеет тенденцию к снижению;


Оперативная обстановка в исправительных учреждении последние годы характеризуются как стабильная и управляемая. Обеспечено некоторое улучшение основных показателей состояния порядка исполнения и отбывания лишения свободы.

На протяжении последних пяти лет наблюдается тенденция снижения переводов осужденных в безопасное место и переводов по мотивам личной безопасности в другие ИУ[10,203].

Субъективная характеристика состояния безопасности осужденных определяется в результате опросов, анкетирования, интервьюирования осужденных и персонала исправительных учреждений.

На основании данных, полученных в процессе проведения исследования, можно представить характеристику состояния безопасности осужденных следующим образом:

-65,5% осужденных к лишению свободы постоянно беспокоятся за свою безопасность (среди правопослушных граждан эта категория составляет 45%);

-9,6%- испытывают тревогу в зависимости от складывающейся ситуации;

-25,4% - не беспокоятся о своей безопасности, считают, что способны ее себе обеспечить (среди правопослушных граждан эта категория составляет 10%).

Кроме того, 24,9% осужденных от общего числа опрошенных подвергались физическому и психическому насилию в ИК.

Подытоживая, приведем данные, свидетельствующие об оценке осужденными и сотрудниками материальных основ безопасности осужденных в ИУ[11,100].

Так, 71,6% осужденных придерживаются мнения, что их права и свободы должным образом не гарантируются; 20,2% -материальные условия жизни расценивают как достаточные для жизни, 44,8%о - считают их частично недостаточными и 35,1%о осужденных считают их крайне недостаточными. Негативная оценка дана осужденными и медицинскому обслуживанию в ИУ. 74,2% от общего числа опрошенных охарактеризовали состояние медицины как неудовлетворительное, не обеспечивающее элементарных человеческих потребностей в охране здоровья и лечении болезней.

Исследование проблемы обеспечения безопасности осужденных в исправительных учреждениях позволило обозначить не только ее состояние, но и основные факторы, характерные для мест лишения свободы, которые оказывают влияние на нее, а в некоторых ситуациях даже являются определяющими.

По характеру (сферам жизни) факторы подразделяются на экологические, экономические, социальные, политические, криминогенные, природно-климатические, территориально-географические, социально-демографические. Применительно к исправительным учреждениям выделим следующие группы факторов среды функционирования, представляющие значимость с позиций личной безопасности.