Файл: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (выявление правовых основ осуществления иностранных инвестиций в российской экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приказом МВЭС России от 18 декабря 1997 г. № 629 был утвержден Порядок подготовки заключений о целесообразности осуществления инвестиций за рубежом резидентами Российской Федерации, отменяющий Временный порядок выдачи заключения МВЭС России о целесообразности осуществления инвестиций, включая покупку ценных бумаг и создание предприятий с участием российского капитала за рубежом от 3 февраля 1994 г. В настоящее время функции бывшего МВЭС переданы Министерству торговли.

Для таможенных органов заключение МВЭС РФ является основанием в отношении пропуска имущества, отправляемого за рубеж в качестве вклада в уставный капитал предприятия, а также необходимым документом при рассмотрении Банком России вопроса о выдаче разрешения на перевод валюты в качестве вклада в уставный капитал совместного предприятия за рубежом.

Наряду с разрешением МВЭС РФ на осуществление инвестиций за рубежом и лицензией Банка России на перевод средств в уставный капитал совместного предприятия необходимо внести зарегистрированное за рубежом предприятие с российским капиталом в реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием, который ведется Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ.

Для получения разрешения на создание совместного предприятия за рубежом в МВЭС РФ необходимо представить следующие документы.

1. Письменное заявление на имя руководства МВЭС РФ с просьбой о предоставлении заключения и с краткой информацией о предмете деятельности юридического лица.

2. Заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

3. Справку уполномоченного банка Российской Федерации о наличии рублевого и валютного счетов и платежеспособности юридического лица, а также справку о наличии у него счетов в иностранных банках.

4. Согласованные с иностранными партнерами проекты необходимых по законодательству страны регистрации учредительных документов создаваемого предприятия (на русском и иностранном языках).

5. Технико-экономическое обоснование целесообразности создания предприятия за рубежом.

6. Решение полномочного органа управления российского юридического лица о создании предприятия за рубежом.

7. Документы, подтверждающие права собственности на имущество, имущественные права и права на результаты интеллектуальной деятельности, которые предполагается инвестировать.

Сведения об иностранном партнере:


• выписку из торгового реестра (или заменяющий ее документ), подтверждающую факт регистрации иностранного • партнера в качестве юридического лица по законодательству своего государства с заверенным переводом;

• документ о платежеспособности, выдаваемый банком иностранного партнера с нотариально заверенным переводом.

Поступающие в МВЭС РФ заявления направляются в Главное управление координации внешнеэкономической деятельности субъектов РФ (ГУКВД).

Срок подготовки окончательного заключения о целесообразности осуществления инвестиций и создания предприятия с участием российского капитала за рубежом — 10 дней со дня получения ГУКВД заключения от подразделений МВЭС РФ, других министерств, ведомств и организаций, а также доработанных с учетом замечаний МВЭС РФ учредительных документов создаваемого предприятия.

После получения положительного заключения Министерства внешних экономических связей РФ предприятие обязано представить в МВЭС следующие документы:

• заверенную в установленном порядке копию документа о' регистрации предприятия за рубежом (на русском и иностранном языках

• копию свидетельства о внесении предприятия в реестр предприятий с российскими инвестициями за рубежом (выдается Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ);

• заверенный аудиторами годовой баланс;

• нотариально заверенную копию решения высшего органа управления созданного предприятия о распределении прибыли (дивидендов) за истекший год;

• копию выписок с валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, подтверждающих зачисление на них прибыли (дивидендов) за отчетный год. Для получения лицензии Банк России на перевод средств в уставный капитал совместного предприятия, созданного за рубежом, российским партнерам необходимо представить в Банк России следующие документы.

1. Заверенные копии учредительных документов совместного предприятия, созданного за рубежом.

2. Копии документов, подтверждающих регистрацию предприятия в стране местопребывания (если такие имеются).

3. Копии документов, подтверждающих согласование создания зарубежного совместного предприятия с МВЭС РФ.

4. Копии свидетельства о занесении совместного предприятия в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

5. Технико-экономическое обоснование создания предприятия за рубежом.

6. Каждый из российских участников также представляет:


• справку об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты, выданную местным налоговым органом, где предприятие состоит в качестве налогоплательщика;

• справку из уполномоченного банка Российской Федерации о наличии у заявителя средств в иностранной валюте, достаточных для осуществления перевода;

• справку об источнике иностранной валюты у заявителя;

• справку из уполномоченных банков Российской Федерации, ведущих валютные счета предприятий, об отсутствии задолженности по обязательной продаже части валютной выручки.

7. Письмо-заявление на имя начальника Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России.

8. Иные документы, относящиеся к указанному проекту.

Организационно-правовая форма нового предприятия зависит от установленных правовых форм, в которых могут создаваться фирмы на территории зарубежного государства в соответствии с его законодательством. Наиболее распространенная форма совместных предприятий за рубежом — акционерные общества.

Создавая совместное предприятие, следует учитывать, что многие страны в целях противодействия захвату иностранными фирмами господствующего положения в производстве жестко регулируют порядок создания совместных предприятий гражданскими и торговыми кодексами, специальными законодательными актами. В большинстве стран для создания фирмы с иностранным участием предусмотрено предварительное разрешение соответствующих национальных органов.

Для успешной регистрации предприятия за рубежом требуется знать и соблюдать национальное законодательство данной страны, использовать государственные гарантии прав иностранных инвесторов, которые закрепляются в конституциях различных стран, где гарантируется неприкосновенность собственности, а также в конвенциях и соглашениях о взаимной защите и поощрении инвестиций на многостороннем и двустороннем уровнях.

В соответствии с «Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран», действующей с 1966 г., инвесторы, происходящие из стран—участниц конвенции, в случае возникновения разногласий между ними и иностранными государствами, на территории которых они действуют, могут обратиться в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Многие зарубежные страны стали жертвами отрицательного общественного мнения о российских инвесторах как представителях преступных группировок. Последствиями неблагоприятного общественного мнения становятся ограничения деятельности фирм с участием российских инвесторов за рубежом. Участие в международных ярмарках, выставках и конференциях позволяет найти заинтересованных зарубежных партнеров для создания и успешной деятельности совместного предприятия.


4. Анализ основных проблем законодательства в области регулирования иностранных инвестиций

Законодательство в области ИИ в России не лишено недостатков. Учитывая, что основа ИИ – это Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 09.07.1999 г., автор начнет рассмотрение проблем законодательства в области иностранного инвестирования с анализа отрицательных сторон данного закона.

Исследователь Трапезников В. А. отмечает, что в Законе не упоминается о портфельных инвестициях, о свободных экономических зонах, он регулирует в основном лишь прямые инвестиции (точнее, один их подвид – приоритетные инвестиционные проекты).

Также положения Закона, касающиеся защиты прав страховщиков иностранных инвесторов (признания права суброгации) и льгот по уплате таможенных платежей, которые предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта, не распространяется на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной ли технико-внедренческой деятельности резидентами особой экономической зоны.

Согласно п. 2 ст. 1, Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации. К ним применяется законодательство о банках и банковской деятельности, а также о страховании.

Автор считает также, что важной проблемой является отсутствие в законодательстве положений о стратегических инвесторах, разрабатывающих инвестиционные стратегии для долгосрочного инвестирования в российские предприятия. Как правило, стратегическими инвесторами в большинстве случаев являются иностранные предприятия, заинтересованные в развитии сотрудничества и контроле над российскими предприятиями.

Безусловно, важным шагом экономической власти явилось создание закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года. Он защищает интересы страны в области ИИ в отраслях, имеющих стратегическое значение. Но не будет ли этот закон дополнительным препятствием для стратегических и иных иностранных инвесторов, пытающихся вкладывать в развитие экономики и вовсе не в стратегические отрасли? Ведь теперь иностранному инвестору необходимо проводить специальные запросы в Министерства или антимонопольный орган с целью уточнения своих возможностей.


Очень актуальным для иностранных инвесторов является вопрос о налогообложении. Учитывая, что налоговая ответственность для иностранного инвестора существует в двух странах, то внутреннее налоговое законодательство Российской Федерации должно быть ориентировано на сближение порядка налогообложения иностранных организаций и российских юридических лиц, включая их права и обязанности.

В этом же поле находится проблема, связанная со стандартами финансовой отчетности российских организаций. Иностранному инвестору сложно учитывать результаты экономической деятельности по РСБУ. Только немногие предприятия в России перешли к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Автор считает, что для предприятий, взаимодействующих с иностранными инвесторами, проблему перехода на МСФО необходимо решить на законодательном уровне.

Важным условием успешного инвестирования является предоставление иностранным инвесторам гарантий и защиты их прав. В условиях нестабильной экономической ситуации эта проблема является очень актуальной, поэтому необходимо доработать законодательство по этому вопросу, а также улучшить ситуацию, связанную со страхованием предпринимательских рисков иностранных инвесторов.

В публикации журнала «Бизнес и закон» авторы классифицируют гарантии прав иностранных инвесторов следующим образом:

– Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.).

– Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.) Данная гарантия дает право иностранным инвесторам осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

– Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

– Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.).