Файл: Исследование и диагностика конфликта и пути разрешения конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в социуме происходят радикальные перемены, характеризующиеся снижением уровня морального сознания людей, которое выражается в конфликтности и росте агрессивных тенденций, в распространении насилия и жестокости, а также увеличения преступности. Конфликты возникают нередко и способны трансформироваться в сложные ситуации в межличностных отношениях, в малой группе, в семейной сфере, в профессиональной деятельности. Конфликт в малой группе выступает в качестве важной причиной возникновения стрессовых ситуаций, которые негативно воздействуют на личность.

Актуальность исследования обусловлена реалиями современности - в науке возрос интерес к проблеме конфликта. Изучается сущность и значение конфликта как явления, причины повышенной конфликтности в профессиональной деятельности, конфликтности в семьях, между сотрудниками организации, конфликтов работников с подчиненными, супружеских конфликтов и др.

Проблема исследования состоит в том, что при значительном количестве публикаций отмечается недостаток исследований, в которых бы проводился анализ причин конфликтности и влияния конфликтов на различные группы – коллектив, рабочая группа, семья, отдельные личности. При этом проблема конфликта имеет в целом прикладное значение и применяется при решении имеющихся ситуаций, в которых отмечается столкновение интересов нескольких сторон. На это указывают в своих работах Я.В. Грибова, Н.Н. Муслимова, Е.А. Клочкова, И.А. Кравченко, М.А. Саакова, С.Г. Горохова, Н.А. Наумова, К.Г. Сердакова, А.М. Битерякова, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Ю. Борисов, Е.А. Кондрашова, А.А. Волков, А.С. Васильев и др.

Цель исследования состоит в изучении проблемы исследования и диагностики конфликтов.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между личностной конфликтностью и особенностями конфликтного поведения.

Объектом исследования особенности личностной конфликтности и конфликтного поведения менеджеров организации.

Предмет исследования составляют личностные особенности конфликта, определяющие конфликтное поведение в группе.

Задачи исследования:

  • провести теоретический анализ современных подходов к сущности конфликта;
  • описать этапы и стадии конфликта;
  • раскрыть основные классификации конфликта;
  • подготовить и провести эмпирическое исследование конфликтности и конфликтного поведения;
  • проанализировать результаты исследования;
  • показать проблемы конструктивного разрешения конфликтов и прогнозирования поведения личности в ситуации конфликта;
  • проанализировать стратегию поведения при разрешении конфликтов;
  • выявить пути регулирования и разрешения конфликтов.

Теоретико-методологической основой исследования послужили общие методологические принципы психологии: системность (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), принцип единства личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), научные работы по проблеме исследования. В данной работе применялись такие научные методы, как системный подход, диалектический подход и анализ специальной литературы и методической документации по проблеме исследования.

В исследовании нами применялись следующие методические приемы:

  1. Обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  2. Эмпирический метод, содержащий комплекс психодиагностических методик.

Методы математико-статистической обработки результатов исследования (ранговый коэффициент корреляции r-Спирмена, критерий t-Стьюдента для независимых выборок) (программа SPSS 17.0).

Применялись следующие методики исследования:

  1. методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева;
  2. методика, направленная на изучение стилей поведения в конфликтной ситуации, представленная тестом описания поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).

В исследовании принимали участие старшие менеджеры по продажам (филиалов торговой сети «Медиа Маркт» в количестве 30 человек в возрасте от 29 до 35 лет (мужчины, средний возраст выборки составляет 29 лет). Стаж профессиональной деятельности в торговой сети от 7 до 12 лет. Все менеджеры имеют высшее техническое образование, английский язык (базовый), опыт управления коллективом.

Исследование проводилось в г. __________ в 2018 году.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии методологических подходов и научных положений, а также в разработке рекомендаций по проблеме исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут применяться в практике изучения основ конфликтологии.

1. Теоретический анализ проблемы конфликта в научной литературе

1.1. Современные научные взгляды на проблему конфликта


Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) представляет собой отсутствие согласия между несколькими сторонами (двумя и более), результат столкновения их интересов и потребностей[1]. Конфликты представляют собой форму противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия членов группы при решении проблем различного плана – от профессионального до межличностного[2]. Конфликт характеризуется тем, что поведение одной из сторон (отдельно взятого человека либо организации в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны, при этом руководитель в силу своей роли находится в центре конфликта и в его функции входит разрешение конфликта доступными ему способами. Содержание научных подходов и взглядов по отношению к сущности конфликта представлено следующим образом:

Таблица 1

Эволюция теоретических и практических подходов к конфликту[3]

Этап

Временной период

Содержание подходов к конфликту

Исследователи

1

До н.э. (древний период)

Конфликт - одна из сторон отношения и взаимосвязи различных социальных групп и индивидов

Гераклид, Эпикур, Аристотель, Платон, Цицерон

2

Средневековье

Конфликт возникает в том числе и на религиозной почве. Попытка осмысления конфликта средневековыми мыслителями

Аквинат, Эразм Роттердамский

3

Эпоха Возрождения

Попытки преодоления конфликта философами, посредством веры в разум и в человеческую гармонию

Макиавелли, Николай Кузанский

Окончание таблицы

4

Эпоха Просвещения

Изучение конфликта и появление предпосылок к системному подходу в понимании конфликта

Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Иммануил Кант, Фрэнсис Бэкон

5

Индустриальная эпоха

Восприятие конфликта не только эмпирически, но и теоретически, разработка конфликтологии как самостоятельной теории

В. Вундт, З. Фрейд, А. Адлер, Г. Зиммель, Л. Фейербах, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, М. Бакунин, П. Кропоткин, П. Лавров

6

Информационная эпоха (новейшее время)

Разностороннее изучение конфликта, конкретизация конфликтологии, постановка актуальных проблем, управление конфликтом

К. Боулдинг, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, Л.А. Петровская, А.Я. Анцупов, Д. Скотт, М. Мескон, В.Л. Цветков, Е.М. Бабосов


Источник: Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях/А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2009. – С. 11.

Для отечественной конфликтологии характерна неравномерность развития, при этом условно выделяют следующие этапы развития науки[4]:

1. До 1924 г. - конфликтология зарождается и развивается как чисто прикладное знание принципов, правил, приемов поведения в отдельно взятых конфликтах. Проблемы конфликтов выражены во многих художественных произведениях, кинематографе и прочее. Начинают появляться исследовательские работы по проблеме конфликта с философско-правовых позиций, с точки зрения психологии и военных наук, но не происходит их выделения как отдельных явлений[5].

2. 1925–1934 гг. - происходит появление теоретических работ по вопросам конфликтов в правоведении, социологии, в психологическом научном направлении и др.[6].

3. 1935–1948 гг. - отсутствие научных публикаций в связи с войной и кризисной обстановкой в стране.

4. 1949–1972 гг. - активная публикация работ по конфликтологии, защита диссертаций. Конфликт рассматривается как самостоятельное явление в философских, педагогических и исторических аспектах[7].

5. 1973–1989 гг. - защита научных работ по проблемам конфликтов в психолого-педагогических науках, философско-правовых направлениях. Публикации работ по проблемам конфликтов.

6. 1990 г. – современный период. - Конфликтология начинает свое становление в самостоятельную науку, в значительной мере увеличивается число публикаций, защищается множество диссертаций, созданы центры и группы по исследованию и управлению конфликтами. Постепенно возникает практика медиаторства по программе конфликтологии. На этом базисе в Санкт–Петербурге в 1993 г. сформирован первый в России Центр разрешения конфликтов[8].

Конфликт нередко ассоциируется с негативными сторонами: агрессией, враждебностью, непримиримыми спорами сторон. Но в определенных случаях конфликт оказывается способным определить значительное число альтернатив проблемы, собрать множество различных точек зрения, принять обоснованные решения[9]. Основные функции конфликта: интеграционная, информационная, социальная, активизационная, преобразующая, профилактическая[10]. При этом каждая из отмеченных функций конфликта может нести позитивную или негативную направленность, а также имеет собственные последствия. При этом каждая из отмеченных функций конфликта может нести позитивную или негативную направленность, а также имеет собственные последствия. Так, позитивная роль конфликта также может поднять самооценку его участников, дать выход эмоциям, сформировать определенные ценности, объединить единомышленников и т.д. Превалирование тех или иных функций конфликтов зависит от управления ими[11].


Конфликты могут быть функциональными, ведущими к повышению успешности взаимодействия (в группе, в коллективе и прочее), и дисфункциональными, снижающими личную удовлетворенность, качество группового сотрудничества и тормозящее успешность взаимодействия между людьми[12]. Дисфункциональность конфликта выражается в нарушении системы взаимосвязей, ослаблении системы ценностей группы, снижении групповой сплоченности и снижении в итоге эффективности функционирования в целом. Напротив, функциональность конфликта нередко представляет собой источник инноваций. Конфликт здесь обнаруживает и устраняет объективные противоречия, имеющиеся между членами коллектива[13].

Возникновение конфликта зависит от таких параметров, как сущность противоречия, сопутствующие обстоятельства, а также внешний повод для конфликта[14]. Сущность противоречия - реальный повод для конфликта, его причина, осознаваемая далеко не всегда. Зависть, соперничество, личная неприязнь, жадность могут составить основание столкновения. Причем противоречия скапливаются постепенно, достигая в какой-то момент критического уровня, который способен привести к эмоциональной реакции.

Сопутствующие обстоятельства способны трансформировать начало и характер конфликта, не касаясь его сущности. Так, члены коллектива, которые чувствуют взаимную неприязнь друг к другу, способны сдерживать свои эмоции в присутствии руководства или иных лиц и инициировать конфликт, лишь оказавшись лицом к лицу[15]. Внешний повод для конфликта представляет собой стечение обстоятельств, запускающее механизм конфликта (острая фраза, оскорбление, насмешка и прочее). Значительное количество конфликтов возникает при отсутствии явных поводов для спора. К подобной группе имеют отношение межличностные конфликты, являющиеся следствием психологических проблем оппонентов[16].

Согласно З. Фрейду, среди внутренних мотиваторов конфликта следует выделить механизм проекции, когда индивид интерпретирует поведение другого человека как продолжение собственных черт и видит в нем конкурента. С точки зрения А. Адлера, врожденное стремление индивида к личному превосходству над окружающими приводит к непрерывным конфликтам. В конфликтном взаимодействии групп усматриваются последствия тех процессов интеграции, которые разворачиваются внутри каждой из них. При этом объективные причины лишь тогда являются причинами конфликта, когда делают невозможным группе или отдельно взятой личности реализовать собственные потребности, или касаются личных или групповых интересов[17].