Файл: Физические и юридические лица. Общее понятие (Признаки и свойства физического лица, имеющие гражданско-правовое значение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, правовое положение наследника лицо может приобрести лишь при наличии указанных семейно-правовых отношений с умершим.

Проблемой современного наследственного права становятся случаи, когда ребенок был зачат после смерти родителя, то есть когда были использованы криоконсервированные гаметы (половые клетки), ткани репродуктивных органов или эмбрионов.

В науке наследственного права сегодня не имеется единой позиции по данному вопросу. Так, высказываются мнения о введении в российское наследственное право немецкую конструкцию наследования первоначальным и последующим наследником применительно к случаю назначения в завещании наследником ребенка, еще не зачатого ко дню открытия наследства. При этом до его рождения унаследованное имущество будет находиться в собственности первоначального наследника, назначенного в завещании, или наследника (наследников) по закону. Однако против этого мнения высказывается М.Л. Шелютто, справедливо замечая, что указанная конструкция чревата неустойчивым положением первоначального наследника и ограничена только наследованием по завещанию [32, с. 98].

Кроме того, семейное положение гражданина влияет на его правовой статус и в ряде других случаев. Так, вред, возникший в связи со смертью кормильца, возмещается нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего или имевшим ко дню его смерти право на получение от него содержания (ст. 1088 ГК РФ). К их числу относятся главным образом лица, с которыми умерший находился в семейных правоотношениях (родители, супруг, дети, братья, сестры и др.). Согласно ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный малолетним, отвечают его родители (усыновители) или опекуны. И в данном случае на правовой статус указанных лиц влияет их семейно-правовая связь с несовершеннолетним.

Наконец, в ряде случаев для гражданско-правового положения человека определенное значение имеет пол. Несмотря на то, что Конституция гарантирует равенство прав и свобод вне зависимости от пола, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 2 и 3 ст. 17) [1].

Например, ч. 1 ст. 58ЖК РФ предусматривает, что при предоставлении жилых помещений по договору найма не допускается вселение в одну комнату лиц разного пола без их согласия на то, за исключением супругов[10].

Законом для мужчин и женщин установлен разный возраст, с достижением которого они считаются нетрудоспособными, что имеет важное значение при определении права на возмещение вреда, при определении круга наследников и в других случаях. Так, при возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, к числу нетрудоспособных, имеющих право на возмещение, относятся женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет (ч. 2 ст. 1088 ГК РФ).


Вышесказанное позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, на сегодняшний день в гражданско-правовой науке вопрос признаков и свойств физического лица, имеющих гражданско-правовое значение, остается дискуссионным.

Анализ гражданско-правовых норм, в том числе норм семейного, жилищного, наследственного и иного права подтверждает наличие двух групп признаков и свойств физического лица, имеющих гражданско-правовое значение. К первой группе относятся общественные признаки и свойства: имя, гражданство, семейное положение лица. Ко второй группе относятся естественные признаки: пол, возраст, состояние здоровья лица.

Важнейшим признаком физического лица является признак гражданства. Во-первых, он определяет территорию, на которой физическое лицо (гражданин) обладает возможностью правоосуществления наиболее полным образом; во-вторых, он выступает одним из конститутивных элементов конструкции физического лица, поскольку именно от него зависит качество правоспособности как важнейшего свойства субъекта гражданского права – физического лица, в зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства той или иной страны.

2. Общие положения о юридическом лице в российском гражданском законодательстве

2.1. Понятие юридического лица

В отличие от понятия физического лица понятие юридического лица имеется в гражданском законодательстве. В частности в ч. 1 ст. 48 ГК РФ сказано, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статья 48 ГК РФ в принципе носит наименование «Понятие юридического лица». Можно сделать вывод, что законодатель все закрепленные в этой статье нормы относит к легальному понятию юридического лица.

В труде под редакцией Л.Ю. Грудцыной, А.А. Спектора юридическое лицо определено как организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [22, с. 55].


Абсолютно аналогичное определение юридического лица в своем курсе лекций по гражданскому праву приводит юрист О.А. Чаусская[31, с. 40].

То есть, исследователи следуют легальному понятию юридического лица, дополняя его положениями об имуществе организации, так же следующими из гражданского законодательства.

В своей статье о понятии, сущности и видах имущества юридического лица Т.С. Шнякина определяет такое лицо как организацию, специально создаваемую для участия в гражданском обороте [33, с. 18]. Можно сказать, что данным понятием автор в общем смысле отразил сущность юридических лиц как субъектов гражданско-правовых отношений.

По словам А.Ю. Богатиковой, термин «юридическое лицо» был впервые использован именно в гражданском праве. При этом, сама исследователь предлагает следующее определение юридического лица – организация, созданная и прошедшая регистрацию в порядке и на основаниях определенных законом. Полагаем, данное понятие является довольно широким по смыслу. И далее А.Ю. Богатикова добавляет, что такая организация может быть коммерческой и некоммерческой, обладать определенным перечнем имущества, участвовать в хозяйственно-экономической деятельности. По своим обязательствам юридическое лицо отвечает лишь той собственностью, которая находится у нее на балансе. Оно обладает определенной правовой формой, что определяется Гражданским кодексом РФ[17, с. 63].

То есть, в целом в характеристике понятия юридического лица исследователь А.Ю. Богатикова полностью следует нормам гражданского законодательства в этом вопросе [17, с. 63].

Эволюция понятия юридического лица в советский и постсоветский периоды российской юридической науки проанализирована в своей статье Д.В. Азаровым [15, с. 198].

Так, в ст. 13 Гражданского кодекса от 1922 г. признавались юридическими лицами объединения лиц, учреждения или организации, которые могут, как таковые, приобретать права по имуществу, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде.

С точки зрения нормотворческой техники, по словам Д.В. Азарова, недостатком указанной правовой нормы является неопределенность используемых в ней понятий «объединение лиц», «учреждение», «организация», а также лексического оборота «как таковые». Если фразу «которые могут, как таковые» заменить на «за которыми закон признает юридическую возможность», а в правовой доктрине четко определить что есть объединение лиц, что – учреждение, а что – организация, или употребить один термин, являющийся для всех общим (например «организация», как это сделано в действующем ГК РФ), то определение юридического лица будет выглядеть намного юридически корректнее. Уязвимым с точки зрения юридической техники остается оборот «приобретать права по имуществу, вступать в обязательства», так как он не охватывает всего объема правоспособности субъекта права. Однако, если этот лексический оборот заменить на «приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» (опять же из действующего в настоящий момент определения юридического лица), то понятие будет выглядеть еще лучше. Однако, и к нему будут вопросы: почему только«приобретать и осуществлять права», изменять и прекращать нельзя; почему только «истцом и ответчиком», третьим лицом нельзя? [15, с. 199.].


В ст. 23 ГК РСФСР от 1964 г. было указано, что юридическое лицо – это организация, исключив из определения указание на то, что это могут быть объединения лиц и учреждения. То есть, по сравнению с действовавшим ранее ГК от 1922 г. в определение юридического лица было добавлено указание на то, что юридические лица «могут от своего имени» приобретать права и нести обязанности.

Данное уточнение, по словам Д.В. Азарова, является достаточно ясно подразумеваемым, что исключает целесообразность его включение в закон, с учетом предложенного принципа «ничего лишнего». Что касается указания на возможность юридического лица приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде, то в этой части определение выгодно отличается от определения ГК 1922 г., что свидетельствует о совершенствовании законодательной техники. Действительно, «приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности» звучит привычнее, понятнее, чем «приобретать права по имуществу, вступать в обязательства»[15, с. 199].

Следующий этап развития понятия юридического лица можно связать с принятием Основ гражданского законодательства СССР и республик от 31.05.1991 г. Пункт 1 ст. 11 указанного нормативного правового акта сохранялась в целом прежняя формулировка понятия. Однако законодатель несколько изменил норму, решив более детально охарактеризовать признак имущественной обособленности юридического лица, в связи с чем, примененный в ст. 23 ГК РСФСР от 1964 г. лексический оборот «обладают обособленным имуществом» меняется в Основах на «имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом».

В результате, по оценке Д.В. Азарова, получился яркий пример того, как необдуманное «усовершенствование»правовой нормы приводит к противоположному результату – дефекту в праве. Так, из буквального толкования обновленной нормы, формулирующей понятие юридического лица, следует вывод, что юридическое лицо может иметь имущество только в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении, т.е. на вещном праве. Из логического толкования нормы следует вывод о том, что на обязательственном праве имущество юридическому лицу принадлежать не может, что является юридической ошибкой [15, c. 200].

Эта юридическая ошибка была перенесена в принятую в 1994 г. первую часть действующего ГК РФ. Норма ч. 1 ст. 48 ГК РФ представляет собой объединение норм ст. 23 ГК РСФСР от 1964 г. и п. 1 ст. 11 Основ. В итоге получилось объемное, но, по замечанию Д.В. Азарова, юридически не корректное, с указанной выше ошибкой понятие[15, с. 200].


Эта ошибка была устранена только Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ, которым норма ч. 1 ст. 48 ГК РФ была изложена в новой редакции[11]. По сути же норму исправили, убрав из нее только указание на перечень прав, на которых имущество может принадлежать юридическому лицу.

В этой связи не корректными с юридической точки зрения являются понятия юридического лица, приводимые в трудах под редакцией Л.Ю. Грудцыной, А.А. Спектораи за авторством О.А. Чаусской, которые перечисляя права, на которых юридическое лицо может обладать имуществом, не указывают обязательственное право [22, с. 55; 31, с. 40].

По результатам указанного анализа Д.В. Азаров делает вывод, что юридическим лицом признается правоспособная организация, созданная в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ [15, с. 200]. Данное понятие представляется довольно емким по содержанию и в тоже время кратким по внешнему выражению.

Таким образом, эволюция понятия юридического лица в отечественной науке гражданского права прошла столетний путь. В современной гражданско-правовой науке, несмотря на наличие легального понятия юридического лица, наблюдается плюрализм мнений в данном вопросе.

В настоящей работе под юридическим лицом будет пониматься правоспособная организация, созданная в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

2.2. Признаки юридического лица

В ч. 1 ст. 48 ГК РФ закреплены обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков, согласно указанной норме, относятся:

1) организационное единство;

2) имущественная обособленность;

3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;

4) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.

Аналогичной точки зрения относительно признаков юридического лица, основанной на буквальном толковании нормы ч. 1 ст. 48 ГК РФ, придерживаются в учебной литературе С.М. Корнеев, В.П. Мозолин, И.А. Масляев [20, с. 101; 19, с. 61].

Так же на позиции четырех легальных признаков юридического лица в своих статьях стоит ряд современных российских юристов, например, А.В. Булат [18, с. 141], Е.И. Захарова [25, с. 156] и др.

Организационное единство характеризует любую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные (в данном случае - гражданско-правовые, имущественные) задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а при необходимости - и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач[20, с. 101].