Файл: Урок орксэ класс4 Тема урока Что такое семья Тип урока Изучение нового Модуль Светская этика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель: Чибышева Людмила Николаевна
Урок: ОРКСЭ
Класс-4
Тема урока: «Что такое семья?»
Тип урока: «Изучение нового»
Модуль: «Светская этика»
Проблемный вопрос: «Почему надо уважать семейные традиции?»

Цель урока:
Создание условий для формирования понятия о семье, семейных традициях, ценностях, духовности, культуре, добре и зле
Задача урока:
Общеобразовательные: знакомство с понятиями род, семья, традиции, с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании отношений в семье и обществе.
Развивающие: развивать умение ориентироваться в учебных моделях общественно-значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него, интерес к истории семьи и семейным традициям, навыки анализа и самоанализа.
Воспитывающие: воспитывать любовь к близким, уважение к традициям своей семьи
Планируемый результат:
Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения: формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье; знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение
Познавательные УУД: осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников; осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал); осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
Предметные УУД: соблюдать нравственные нормы поведения в семье, заботливо относиться к младшим, уважать старших; различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков.

Коммуникативные УУД: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.
Сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
контролировать процесс и результаты своей деятельности; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
Ресурсы:
Интернет -технологии:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/47 3. Картинки — https://www.raskraska.com/catalog0001/1104.png
;
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Проектор
Учебно-практическое оборудование.
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью
2.Карточки с заданиями
3. Учебное пособие: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4 класс


Формы работы:
Парная, групповая, фронтальная

Этапы урока
Деятельность
Педагога
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Самоопределение
к
деятельности
(организационный
момент).
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши счастливые глаза. Проверьте готовность к уроку.
-А сейчас, прикоснитесь ладонями друг к другу и подарите чувство уверенности в том, что у вас все получится сегодня. И я тоже хочу вам подарить частичку своего сердца.
-Возьмите сердечки, которые я приготовила для вас, и займите места в соответствии с цветом. Вы уже поняли, что будем работать в группах. И я хочу, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.
Проверяют готовность к уроку.
Прикасаются ладонями друг к другу.
Создают позитивный настрой на урок.
Личностные:
Опыт самоанализа: готовность к работе и общению, собственное настроение, осознание причастности к общей коллективной деятельности.
Регулятивные: организация рабочего места

2.Мотивация к
учебной
деятельности
-Посмотрите, пожалуйста, на доску. У меня не написана тема урока.
Можете вы ее назвать сразу?
-Попробуйте сформулировать ее сами после того, как отгадаете загадки.
1.Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час?
2.Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу,
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный.
3.Он стар, но это ничего
Его добрее нет
Он папа папы моего нет
Отгадывают загадки мама папа дедушка
Познавательные: извлечение информации из разных источников
(отгадывание загадок)
Коммуникативные: умение передавать информацию, слушать, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

А для меня он…
4.Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне…
5.Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Я сяду с нею рядышком:
Сказку расскажешь ?
6.Она все на свете помнит и знает
И бабушка мамой ее называет
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
-Верно! Мы будем говорить о семье.
-Сегодня мы расширим ваши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает. сестренка бабушка прабабушка
Предположительные ответы детей


3.Актуализация
знаний,
постановка учебной
задачи
-Родина каждого из нас начинается с родного дома, семьи.
-Скажите, ребята, а что в вашем понимании семья?
(Слайд №1)
-Давайте построим свой дом под названием «Семья».
Каждой группе я предлагаю написать на
«кирпичиках», (они у вас на столах), слова с которыми у вас ассоциируется это понятие.
-Прочитайте, что у вас получилось.
-А сейчас, посмотрим, как раскрывается это понятие в словарях.
Слайды № 2, № 3, № 4
-Для чего нужна семья?
Ну, конечно - для счастья!
Там я нужен всегда,
Там добро и участие.
Человеческое счастье, вряд ли возможно без семьи.
Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Подбирают в группах слова, пишут на «кирпичиках», а затем строят из них дом.
Каждая группа зачитывает получившиеся слова.
Работают в группах со словарями, находят объяснение слова семья.
Личностные:
умение анализировать свою реакцию в предложенной ситуации, делать выбор, находить критерии для обоснования своего суждения.
Регулятивные:
адекватная оценка заданий, осознанность собственных действий.

-А чтобы семья была счастливой, как надо относиться друг к другу?
- Откройте учебники на стр.42. Прочитайте тему урока и сравните с той, какую вы сформулировали сами.
-Давайте рассмотрим иллюстрации на этой странице.
-Как, одним словом, назвать людей на картинке?
-Какое событие здесь показано?
-Как вы думаете, зачем люди дарят друг другу цветы подарки?
-Как вы считаете, нужны ли людям традиции?
-Что такое традиция?
-А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь?
Давайте прочитаем текст на стр. 42 по ролям.
-Сравните мнения ребят о семейных традициях: в чем они противоречат друг другу?
-Итак, определяем проблему - задаем вопрос
-Предлагайте свой вопрос, а потом сравним с вариантом автора (стр.44)
-Прочитайте запись на слайде:
-Почему надо уважать семейные традиции?
-С любовью и заботой.
Работают с учебником.
Зачитывают тему урока, сравнивают со своими предположениями, делают вывод.
Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Отвечают на вопросы учителя.
Читают текст в учебнике по ролям. Сравнивают мнения Оли и Игоря.
Определяют проблему урока,высказывают свое мнение.
Сравнивают свои выводы с вариантом автора.
Коммуникативные:
умение работать в коллективе: слушать товарищей, оценивать их мнение, аргументировать свое мнение.


4.Физкультминутка
-На этот вопрос мы сегодня ответим.
-Используя текст № 2, узнаем, как появилась семья, и объясним, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь (слайд №5)
-Прочитайте 1-ый абзац.
-Теперь прочитайте определение слова род.
(Слайд № 6)
-Прочитайте 2-й абзац.
- Прочитайте определение слова семья.
-Прочитайте 3-ий абзац.
-Прочитаем определение слова любовь
(Слайд № 7)
-Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать их.
- А сейчас, давайте, немного отдохнем.
-Продолжаем искать ответ на проблемный вопрос
Читают по абзацам объяснения слов.
Выполняют упражнения

5.Первичное
закрепление
урока: «Зачем семье нужны традиции и почему их надо уважать?»
-Человек рождается на свет маленьким и беспомощным. Он не может сам себя покормить, сменить памперс. Его жизнь полностью зависит от мамы с папой. Родители его любят и оберегают. А ребенок пока не может им ответить тем же. Но все равно его все любят в семье.
-Послушайте стихотворение В. Берестова:
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
-Что является опорой в жизни каждого человека?
-Человек растет и становится личностью. А чтобы он вырос настоящим человеком, надо чтобы семья передала ему эти духовные ценности через заботу
Размышляют над проблемным вопросом урока. Рассказывают о традициях в своей семье.
Слушают учителя и находят ответ на вопрос: «Что является опорой в жизни каждого человека?»
-Семья
Познавательные:
извлекать информацию из разных источников
(текст, серия рисунков, схема); строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов; определять ключевые слова текста
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии
друг о друге. Помогают в воспитании и семейные традиции: совместные праздники, важные для семьи события. Кроме того, это культура общения, взгляды, распределение обязанностей по дому, привычка читать, ходить куда-то вместе с семьей, отмечать праздники в кругу семьи.
-Кто хочет рассказать, какие традиции есть в вашей семье.
-Что складывается у ребенка под влиянием семейных традиций, что развивается?
(слайд – вывод)
- Посмотрите на стр.45.на схему и скажите, что дает человеку его семья? Сравните свой вывод с авторским.
-Агния Барто написала замечательное стихотворение о семье.
Называется оно «Воскресение».
-Давайте прочитаем его на стр.46.
-Что герой стихотворения считает самым главным в семье?
-Как вы думаете, почему надо уважать семейные традиции?
Рассказывают желающие
Высказывают свои предположения
Работают с учебником на стр.45 со схемой, отвечают на вопрос:
«Что дает человеку его семья?»
Читает подготовленный ученик.
Находят главную мысль стихотворения.
-Традицию собираться по воскресениям всей семьей с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные:
Обосновывать свой ответ, поиск информации в учебнике.
Регулятивные:
Анализ и оценка


6.Подведение
итогов
7.Рефлексия
-Ребята, давайте вернемся к целям нашего урока.
-Удалось ли нам достичь их?
-Что такое семья?
-Какое значение имеет семья для христианина?
-Какую семью можно назвать счастливой?
-Вам понравился урок?
-Что нового вы узнали?
-Кто сможет ответить на проблемный вопрос урока?
-В России существует Всероссийский день семьи. Он отмечается 8 июля.
-Отмечать стали его с 2008 года. Символом праздника стала ромашка, символ любви на Руси.
-Давайте и мы сотворим волшебство.
-Чтобы в семье был всегда надежный тыл, мир и любовь, чтобы быть уверенными, что семья всегда поддержит и в трудную минуту, и в радости.
Ответы детей
Знакомятся с праздником: «День семьи». Составляют кластер- ромашку из готовых шаблонов и записывают на лепестках ценности, которые укрепляют поступков героев, адекватная самооценка
Личностные:_Понимать_значение_семейных_традиций_для_укрепления_семьи,_гордость_за_свою_семью_Познавательные:_умение_обобщать,сравнивать._Коммуникативные'>Личностные:
Понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, гордость за свою семью
Познавательные:
умение обобщать,сравнивать.
Коммуникативные:
Умение работать в

8.Домашнее задание
(по желанию)
- Давайте сделаем кластер. Но он будет не обычный, а в виде цветка.
-Пусть ваши желания о ценностях семьи поселятся на лепестках этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим. Напишите их на кластере. Всерединке напишите, кого бы вы впустили в свое сердце. Это могут быть ваши родители, дедушки и бабушки, близкие вам люди.
-Я хочу вам пожелать, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света с нашего урока в вашу семью!
-Я предлагаю нарисовать рисунок на тему: «Моя любимая семейная традиция». Подготовьте описание в 3-5 предложениях.
Спасибо всем за отличную работу! Вы молодцы! семью. группе, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания.
Личностные:
Умение анализировать, опираясь на свой практический опыт, свои представления о ценностях семьи.

Приложение №1
Название
Изображение
Сердечко розовое
Сердечко синее
Сердечко красное
Сердечко желтое
Ромашка для кластера