Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (на примере ООО «Здравник»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для наиболее эффективной ассортиментной сети аптек «Планета Здоровья» ООО «Здравник» следует учесть следующие рекомендации:

1) расширять товарный ассортимент путем включения в него новых ассортиментных товарных групп;

2) расширять товарный ассортимент посредством достижения гармоничности товаров различных фармацевтических групп;

3) расширять товарный ассортимент с помощью углубления товарных наименований, то есть увеличивая насыщенность имеющихся в наличии фармацевтических групп;

4) расширять товарный ассортимент через оптимизацию рационального ассортимента обязательного перечня;

5) заказывать новые, появившиеся на фармацевтическом рынке лекарственные препараты, в том числе инновационные;

6) мониторить конкурентную среду и регулярно оценивать конкурентоспособности своей ассортиментной политики;

7) проводить анализ фармацевтического рынка и объема продаж, используя теорию жизненного цикла товаров;

8) регулярно проводить исследования покупательских предпочтений к фармацевтической продукции, реализуемой аптеками;

9) изучать новинки рынка и посещать выставки, семинары, презентации, посвященные выходу новой фармацевтической продукции;

10) создать базу данных по ассортименту реализуемой продукции, а также базу данных о конкурентах и покупателях;

11) широко применять систему стимулирования продаж для покупателей.

Данные рекомендации позволят совершенствовать деятельность торгового фармацевтического предприятия ООО «Здравник», оптимизируя аптечный ассортимент. ООО «Здравник» может занять большую долю фармацевтического рынка, полностью удовлетворяя потребительский спрос.

Заключение

Экономический анализ спроса представляет собой универсальное решение широкого круга разнообразных теоретических и практических проблем. В числе научных вопросов, изучение которых подразумевает анализ спроса, можно назвать: прогноз изменений рыночных цен и эффективности производства в условиях меняющейся мировой экономической конъюнктуры; влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей; оценка результативности правительственных мер по контролю цен; минимальная заработная плата и экономические стимулы. Это только краткий перечень сфер, которые базируются на изучении спроса.

Не менее важное значение имеет практическое применение исследований спроса. Первоочередной задачей в процессе деятельности предприятия становится изучение законов, управляющих рыночным спросом. Успехом фирмы в современных условиях считается даже не производство продукции, а возможность ее реализации, нахождение конкурентной ниши для производимого товара.


Спрос представляет собой объем товаров или услуг, которые потребитель хочет и имеет возможность приобрести по удовлетворяющей его цене в определенный период времени. Одним из важнейших законов спроса является то, что увеличение дохода приводит к смещению предпочтений потребителя в сторону более совершенных, более новых и более дорогих товаров, а не в сторону увеличения приобретаемого количества.

Существует множество методов прогнозирования спроса, наиболее подходящий метод определяют по виду спроса. Одним из наиболее точных методов определения реализованного спроса является оперативный ассортиментный учет продажи товаров.

В работе использовались данные, предоставляемые сетью аптек «Планета Здоровья» ООО «Здравник», действующей на территории России, в том числе во Владимирской области.

На первом этапе исследования была выбрана группа препаратов, предназначенных для лечения случайных и не длительных заболеваний на индивидуальном уровне. Заболевания должны быть широко распространены среди населения региона и подходить по сезонности исследования. Наиболее подходящей группой заболеваний, удовлетворяющей этим критериям, являются респираторные вирусные инфекции. В выборку вошли препараты из групп: Антибиотики и Сульфаниламиды, Иммуностимуляторы и Противогриппозные средства. При этом из выборки были исключены препараты, входящие в список Жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), эластичность спроса на которые стремится к нулю. Таким образом, в первую выборку вошли 111 препаратов.

Сбор данных осуществлялся с помощью социологического опроса по методу анкетирования. В анкету были включены следующие факторы спроса - цена, врачебное предписание, рекомендации фармацевта, личный опыт, реклама, упаковка (форма выпуска, дозировка, вкус) товара.

Анкетирование проводилось в течение ноября 2019 года. В выборочную совокупность попали 250 жителей города Владимир, покупатели аптек «Планета здоровья». Возраст респондентов – от 25 до 65 лет. 60,3% опрошенных составили женщины.

Выбор вариантов ответа в анкете обусловлен специфическими внутренними факторами спроса на фармацевтические препараты.

Подавляющее большинство опрошенных (72%) – работающие люди, более половины опрошенных (51%) указали ежемесячный доход в размере 10-10 тыс. руб. в месяц на человека в семье, что показано на рис.6 выше.

Наибольшее влияние при выборе лекарственного препарата для лечения общей инфекции оказывает на потребителя врачебное мнение.


Следующим по значимости фактором спроса оказалось мнение фармацевта. Этот вариант выбрали 167 опрошенных покупателей аптек «Планета Здоровья». Из этого сделан вывод, что спрос на лекарственные препараты на фармацевтическом рынке близок к консервативной теории спроса на фармпрепараты, согласно которой потребитель в выборе данного рода продукта ориентируется, прежде всего, на мнение специалиста.

После экспертного мнения, в процессе выбора лекарственного средства потребители ориентируются на личный опыт. Также было выявлено, что на спрос на фармацевтический препарат влияет его форма выпуска (76 ответов). Далее по значимости отмечены такие факторы, как известность бренда (43 ответа) и цена на препарат (34 ответа).

Таким образом, проведенный опрос позволил сделать несколько существенных выводов относительно спроса на фармацевтические препараты.

Во-первых, врачебное мнение – главный генератор спроса на медикаменты. Во-вторых, влияние факторов спроса сильно зависит от фармакологической группы препарата. Спрос на препараты общего спектра действия, предназначенный для лечения распространенных инфекций, приближается к спросу на традиционные товары, то есть влияние на него таких факторов, как реклама, рекомендация продавца и качественные характеристики продукта, достаточно велико.

Таким образом, можно сказать, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась частично. Спрос на фармацевтические препараты действительно часто отходит от традиционной модели, когда врачебное мнение являлось практически главным фактором, определяющим спрос, и приближается к спросу на стандартные непродовольственные товары.

Спрос на фармацевтические препараты меняется, поэтому маркетинговая стратегия фармацевтических компаний, в том числе аптек, должна быть разнообразной, многофункциональной и сегментированной. Она должна учитывать как характеристики препарата, так и характеристики потребителей для того, чтобы создать оптимальный набор маркетинговых инструментов для успешного продвижения препарата на рынок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства»
  2. Постановление Правительства Российской Федерации 17 октября 2005 года N 619 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства»
  3. Абоюду, А. К. Маркетинговый подход к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии / А.К. Абоюду. – Воронеж, 2019.
  4. Аналитический обзор «Фармацевтический рынок России. Итоги 2018 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.dsm.ru
  5. Васнецова, О.А. Маркетинг в фармации / О.А. Васнецова. – М.: Книжный мир, 2019.
  6. Вечканов, Г. С. Микроэкономика: Учебник для вузов / Г.С. Вечканов, Г. Р. Вечканова / 5-еизд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017.
  7. Глембоцкая, Г.Т. Теория и практика фармацевтического менеджмента. Цикл лекций / Г.Т. Глембоцкая. – М.: ММА, 2018.
  8. Дремова, Н.Б. Маркетинговое планирование в фармации (практическое руководство по разработке плана маркетинга для фармацевтической организации) / Н.Б. Дремова. – М.: Профессионал центр, 2019.
  9. Здравоохранение в России, 2018. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  10. Лин, А.А. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности / А.А. Лин, С.В. Соколова // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 2. – С. 372– 376.
  11. Максимкина, Е.А. Конкурентоспособность фармацевтической организации в условиях рынка / Е.А. Максимкина, Е.Е. Лоскутова, В.В.Дорофеева. – М.: МЦФЭР, 2019.
  12. Мальтус, Т. Теория поведения потребителей и рыночный спрос / Т. Мальтус / пер. с англ. А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. – М., 2016.
  13. Микроэкономика. Учебное пособие / Г.А. Котова, Н.И. Никитина, А.А. Раквиашвили. – М.: Экономический факультет МГУ, 2019.
  14. Пашутин, С. Б. Маркетинг фарминдустрии / С.Б. Пашутин. – М.: Вершина, 2018.
  15. Пашутин, С. Б. Управление аптечным бизнесом / С.Б. Пашутин. – М.: Вершина, 2016.
  16. Рейхард, Д. В. Фармацевтический рынок: его особенности, проблемы и перспективы / Д.В. Рейхард, В.А. Сухинина, Ю.В. Шиленко. – М., 2016.
  17. Соколов Б.И., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: структурные особенности в России // Евразийский международный научно-аналитический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru / art.php?nArtId=4366
  18. Сорокин, А.В. Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Учебник / А.В. Сорокин. – М.: Берлин Директ-Медиа, 2016.
  19. Трофимова, Е.О. Эволюция фармацевтического рынка / Е.О. Трофимова // Ремедиум. – 2018. – №11. – С.41
  20. Фармацевтический рынок России. Итоги 2018 года: аналитический отчет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dsm.ru / analytics / 2018

  1. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 5-еизд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017. С.23

  2. 9. Микроэкономика. Учебное пособие. Котова Г.А., Никитина Н.И., Раквиашвили А.А. Экономический факультет МГУ Москва, 2019. С.56

  3. Сорокин А.В. Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Учебник – М.-Берлин Директ-Медиа, 2016. С.78

  4. Мальтус Т. Теория поведения потребителей и рыночный спрос / пер. с англ. А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. – М., 2016. С.17

  5. Абоюду А. К. Маркетинговый подход к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук специальность 08.00.05. – Воронеж, 2019. С.4

  6. Егорова С. Б. Маркетинговые исследования спроса, предложения и разработка стратегии формирования рынка ветеринарных лекарственных средств на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан) автореф. дис.на соиск. учен. степ. канд. фармацевт. наук. – Самара, 2016. С.3

  7. Савиотти П. Разнообразие, рост и спрос / Рост потребления и фактор разнообразия: новейшие исследования западных и российских эволюционистов. – М., 2017. С.36

  8. Пашутин С. Б. Управление аптечным бизнесом. – М.: Вершина, 2016. С.54

  9. Васнецова О.А. Маркетинг в фармации. – М.: Книжный мир, 2019. С.78

  10. Экономика здравоохранения: учеб. пособие / под науч. Ред. М.Г. Колосницыной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гу ВШЭ, 2018. С.90

  11. Соколов Б.И., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: структурные особенности в России // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – URL: http://www.m-economy.ru / art.php?nArtId=4366

  12. Косова, И.В. Управление и экономика фармации: Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. Учебник / И.В. Косова, Е.Е. Лоскутова. – М.: Академия, 2019. С.74

  13. Пшеничникова, М.В. Роль фармацевтической сферы в развитии национальной экономики / М.В. Пшеничникова // Ремедиум. – 2019. – № 11. – С. 40

  14. Борзова, М. Регулирование фармрынка в России / М. Борзова // Ремедиум. – 2016. – № 11. – С. 46

  15. Багирова, В.Л. Управление и экономика фармации: учебник / В.Л. Багирова. – М.: Медицина, 2019. С.89