Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ системы функций управления организацией в ООО «Калуа»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы работы определяется тем, что цели и задачи менеджмента и менеджеров являются основой для определения объемов и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идёт о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывайте, координацию, контроль и мотивацию.

Основной целью данной работы является и оценки исследовательских общих функций в системе управления, а также разработки рекомендаций по совершенствованию основных параметров данной системы.

Основными задачами исследования являются:

  • исследование функций в системе управления и определение функций управления;
  • изучение подходов к классификации функций управления;
  • изучение путей совершенствования функций управления в организации;
  • анализ системы функций управления предприятием.

Основным объектом представленной ниже работы является конкретное торговое предприятие – магазин «Калуа».

Предметом данной работы выступает система функций управления данного предприятия и целенаправленная работа по её систематическому совершенствованию и развитию.

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования функций в системе управления организации

1.1. Становление менеджмента и его функций

Менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая нацелена на достижение в процессе любой хозяйственной деятельности организации, работающей в рыночных условиях, конкретных поставленных целей через эффективное использование материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента.


Можно сделать вывод, что менеджмент представляет собой управление в рыночных условиях, что означает следующее:

- нацеленность организации на спрос и рыночные потребности, на запросы конкретных групп потребителей и организацию выпуска продукции, пользующейся спросом и способной принести организации запланированный объем прибыли;

- постоянное стремление к росту эффективности производства, снижению затрат, получение запланированных результатов;

- хозяйственная самостоятельность, которая должна обеспечивать свободу принятия решения тем, что несёт конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений;

- постоянное внесение корректив в цели и программы в зависимости от рыночной инфраструктуры.

- конечный результат деятельности организации в целом или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

- необходимость использования современной информационной базы и вычислительной техники для проведения многовариантных расчётов в процессе принятия оптимальных и обоснованных решений.

По сути, термин «менеджмент» можно считать аналогом термина «управление», однако полными синонимами их считать нельзя. Термин «управление» намного объемнее, т.к. может применяться относительно различных сфер человеческой деятельности (к примеру, управление транспортом); разных сфер деятельности (управление в природе, в биологических системах, управление государством); органов управления (подразделения в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях).

В свою очередь, термин «менеджмент» может применяться только относительно управления социально-экономическими процессами на уровне организации, функционирующей в условиях рынка, хотя в США в последнее время он стал использоваться и в отношении некоммерческих организаций.

Главная цель менеджмента заключается в обеспечении прибыльности или доходности деятельности организации посредством эффективной организации процесса производства, куда также входят управление производством и развитием технико-технологической базы, а также эффективное использование человеческого потенциала при постоянном повышении квалификации, творческой активности и лояльности всего персонала.

Менеджмент нацелен на создание условий для эффективного функционирования организации, на основе того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее функционирования, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль формирует определенные гарантии для дальнейшего функционирования организации, т.к. лишь прибыль и её аккумуляция на предприятии в виде различных резервных фондов дает возможность снизить и преодолеть риски, которые связаны с реализацией товаров на рынке.


Как известно, ситуация на рынке динамично изменяется, происходят изменения среди фирм-конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояния инфраструктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях выхода на мировые товарные рынки.

Цель менеджмента в таких условиях заключается в постоянном преодолении риска или рисковых ситуаций как в настоящем, так и в будущем, для чего необходимо наличие определенного объема денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для оперативного реагирования и адаптации к постоянно изменяющимся условиям. В связи с этим, к задачам менеджмента можно отнести:

- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию труда работников с наиболее высокой квалификацией;

- стимулирование работы персонала организации посредством создания лучших условий труда и установление более высокой заработной платы;

- постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация деятельности всех подразделений организации;

- постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, которые решаются в менеджменте, также относятся:

- выработка конкретных целей деятельности организации;

- расстановка приоритета целей, их очередности и последовательности принятия решений;

- подготовка стратегии развития организации – постановка хозяйственных задач и способов их решения;

- разработка системы мероприятий для решения выявленных проблем на определенные временные периоды;

- определение требуемых ресурсов и их источников;

- контроль за решением поставленных задач.

Достижение задач менеджмента по регулированию организации, координации и контроля за производственным процессом и достижение поставленных целей получают оценку на рынке.

По мере роста масштабов производства, которое требует обеспечения все возрастающими объемами материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов, задачи управления усложняются.

Менеджмент в упрощенном понимании представляет собой умение добиваться намеченных целей на основе труда, интеллекта, мотивов поведения других людей. Менеджмент представляет собой функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых различных организациях.

Менеджмент представляет собой также область человеческого знания, которая помогает эту функцию осуществить. И, наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров, представляет собой определенную категорию людей, социальный слой осуществляющих управленческую деятельность. А управление представляет собой процесс, т.к. работа по достижению целей при помощи других людей – это не какое-то разовое действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. При этом указанные действия, каждое из которых само по себе можно считать процессом, имеют большое значение для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Любая управленческая функция также представляет собой процесс, т.к. также включает серию взаимосвязанных действий. Процесс управления можно представить в виде общей суммы всех функций.


Для процесса управления (менеджмент) характерны четыре основные взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

1.2. Понятие и сущность и основных функций управления

Методы и средства планирования и организации деятель­ности фирмы представляют собой целый комплекс специфиче­ских, разнообразных и сложных задач тесного взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осу­ществления большого комплекса конкретных мероприятий.

Естественно, эффективно управлять целым комплексом мероприятий один управляющий или даже группа управля­ющих не могут. Необходимо разделение деятельности органи­зации на отдельные направления, в рамках которых функцио­нируют определенные управленческие структуры. Подобные направления названы в административной школе управления А. Файоля функциями [16, с. 154].

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, отражающими организацию работы определенного направления [10, с. 55].

В классической (административной) школе управления рассматриваются четыре основных (базовых) функции:

планирование (целеполагание) — постановка целей и разработка путей их достижения;

организация — функция управления, включающая во­просы разделения и кооперации труда исполнителей, в том чис­ле создание организационных структур, делегирование полно­мочий, организация взаимодействия;

мотивация труда (стимулирование деятельности) — на­стройка людей на поведение, способствующее их эффективной деятельности в соответствии с целями организации;

контроль — получение информации о ситуации, полно­те и качестве выполнения заданий, факторах, влияющих на эф­фективность деятельности организации [17, с. 86].

Сами по себе функции управления не могут иметь самосто­ятельного, абсолютного значения.

Управленческая деятельность представляет собой выпол­нение поставленных задач с единым пониманием цели и спосо­бов ее достижения, а, следовательно, с обеспечением тесной вза­имосвязи между функциями [19, с. 32].


1.3 Взаимосвязь основных функций управления

Сфера управления как реализация основных функций охватывает, как правило, не только планирование и организацию производства, но и научно-исследовательские и опытноконструкторские работы (НИОКР), сбыт, финансы, коммуникации, трудовые ресурсы и т. д., т. е. все стороны обширной деятельности фирмы (компании) по выполнению задач или достижению поставленных целей [12, с. 147].

Круг проблем, решаемых управленческой деятельностью в плане реализации основных функций, можно свести к следующему. Прежде всего определяются конкретные цели развития, выявляется их приоритетность, очередность и последовательность решения.

На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий, позволяющая решить проблемы, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения. Все это составляет основу перспективного и оперативного (текущего) планирования и, следовательно, служит конкретной базой организаторской работы управленческого аппарата как по обеспечению необходимых условий, так и по непосредственному выполнению подчиненными поставленных задач [5, с. 86].

Основополагающее значение среди функций управления имеет функция планирования, отражающая конечные цели организации и способы их достижения. Однако осуществление планов невозможно без соответствующей структуры, осуществляющей организацию производства и сбыта продукции или услуг, без укомплектования кадрами специалистов всех отделов и служб, без стимулирования их труда и контроля хода реализации намеченных планов.

Нельзя не подчеркнуть, что развитие и реализация каждой из функций управления обусловливаются влиянием объективных факторов. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных социально-экономических условиях [7, с. 156].

Это означает, что к изучению (определению) сущности и содержания функций управления нельзя подходить с чисто формальной стороны; необходимо выявлять и анализировать все изменения, происходящие в сфере управленческой деятельности.

Многие изменения факторов влияния как внутренней, так и внешней среды организации, отражают глубинные процессы, происходящие в экономике.

Функции управления проявляются наиболее полно в условиях системного, комплексного подхода к организации деятельности и развития фирмы, применения целевого управления и создания программно-целевых структур, позволяющих отслеживать каждый пункт оперативных и перспективных планов по содержанию и срокам исполнения.