Файл: Особенности финансирования инновационных проектов (Применение ГЧП-поектов в поддержании инновационной сферы).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и состояние инновационной сферы в Российской Федерации
1.2.Особенности управления инновационным проектом и оценка инновационного бизнеса
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1. Методы финансирования инновационной деятельности
2.2 Применение ГЧП-проектов в поддержании инновационной сферы
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Развитие мировой и национальной экономики в современных условиях в значительной мере определяется их способностью производить, использовать и коммерциализировать новые инновационные знания и технологии. В мировой практике успешная реализация инноваций обусловлена партнерством научных университетов, государства и частного бизнеса. Это в основном реализуется путем:
- проведения исследований и разработок;
- совместного проектирования;
- защиты интеллектуальной собственности;
- создания бизнес - проектов и участия бизнеса в управлении ими.
Инновационное предпринимательство становится важным фактором экономического развития России благодаря коммерциализации инноваций, творческой деятельности разработчиков новых технологий.
Актуальность. Инновационное предпринимательство активно набирает популярность на рынке бизнеса. Технологии прорывных инноваций и развитие цифровизации привели к появлению новых способов формирования процессов управления бизнесом. Сотрудничество университетов и предприятий с целью внедрения инновационных проектов очень важно на этапе становления многосторонних экономических отношений. Все виды подобных взаимоотношений оказывают большое влияние на деятельность ученых, обеспечивая их дополнительными знаниями и данными, базирующимися на практике, для дальнейшего изучения и исследований. В свою очередь, партнёрство с университетами является важной составляющей в формировании совместных исследовательских проектов с целью разработки решений для всей организации, взаимовыгодного использования технологических ресурсов, снижении затрат на производство. Для укрепления взаимного сотрудничества и повышения ценности такой деятельности требуется гораздо больше внимания уделять решению общих вопросов как со стороны бизнес - структур и ученых, так и органов местного самоуправления и правительства.
Объект исследования: практика реализации инновационных проектов.
Предмет исследования: Особенности финансирования инновационных проектов.
Цель работы: выявить особенности финансирования инновационного бизнеса и управления им.
- выявить критерии эффективности реализации инновационных проектов;
- рассмотреть мировой опыт построения системы взаимодействия предпринимательских и образовательных структур;
- выявить теоретические основы инновационного предпринимательства;
- выявить особенности управления собственным бизнесом на инновационном предприятии;
Практическая значимость. Данной работой могут пользоваться бизнесмены, инвесторы, выбирающие сферу инвестирования.
Степень разработанности проблемы. Над данной проблемой работало значительное количество отечественных и зарубежных авторов по изучению стратегического менеджмента, экосистемы, стейкхолдерской модели: В.А Агафонов., В.А. Баринов, Гуськов, Ю.В. А.Г.Рахманова, М. С. Солодухин и другие.
Методологическая основа исследования: анкетирование, сравнительный анализ, группировка данных, методы эксперимента, сравнения, анализа, индукции, дедукции, и т.д.
Научная новизна: данное исследование предлагает новые механизмы развития повышения эффективности реализации инновационных проектов за счет оптимизации их финансирования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1 Сущность и состояние инновационной сферы в Российской Федерации
В концепции инновац ионной политики Росси йской Федерации приво дится следующее опреде ление понятия «инновац ионная сфера» - эт о «область деятел ьности производителей и потребителей инновац ионной продукции (раб от, услуг), включ ающая создание и распространение иннов аций». Далее, в данном докум енте приводится опреде ление понятия «инновац ионная инфраструктура» - эт о организации, способс твующие осуществлению инновац ионной деятельности (иннова ционно - технологические цен тры, технологические инкуб аторы, технопарки, уче бно - деловые цен тры и дру гие специализированные органи зации). Как вид но из эт их двух опреде лений авторы разде ляют собственно инновац ионную деятельность (созд ание и распрост ранение инноваций) и мероприятия, направ ленные на разв итие данной деятел ьности.
Существуют и другие опреде ления понятия «инновац ионная сфера», напр имер, «…представляет соб ой область взаимод ействия инноваторов, инвес торов, товаропроизводителей конкуренто способной продукции (усл уг) и разв итой инфраструктуры». Дан ное определение с точки зре ния системного подх ода к изуч ению понятия «инновац ионная сфера» явля ется более пол ным.
Во-пер вых, по сравн ению с преды дущим определением в понятие «инновац ионная сфера» доба влен еще од ин участник взаимод ействия - «инвесторы». Общеиз вестно, что инновац ионный процесс дли тся в сред нем 3 - 5 лет и более и без финан совой поддержки в виде среднес рочных и долгос рочных инвестиций о н просто н е состоялся б ы.
Во-вто рых, в поня тие «инновационная сфе ра» включена инфраст руктура, под кото рой понимается «…совоку пность систем, необхо димых для осущест вления инновационной деятел ьности». В широ ком смысле сло ва инновационная инфраст руктура включает вс е элементы «производс твенного» процесса в научной и технологической деятел ьности, а так же организационную, управл яющую и информа ционную подсистемы.
Инновационным предпринимательством называют вид коммерческой деятельности, целью которого является получения прибыли за счет создания технико-технологических нововведений и распространение инноваций во всех сферах народного хозяйства.
В концепции инновационной политики Российской Федерации приводится следующее определение понятия «инновационная сфера» - это «область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций». Далее, в данном документе приводится определение понятия «инновационная инфраструктура» - это организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. Как видно из этих двух определений авторы разделяют собственно инновационную деятельность и мероприятия, направленные на развитие данной деятельности.
Основ ными элементами инфраст руктуры являются следу ющие системы:
- информац ионного обеспечения;
- матери ально-технического обеспе чения;
- кадрового обеспе чения;
- экспертизы и сертификации нау чно-технических прое ктов и прог рамм;
- мониторинга (п о отраслям и в территор иальном разрезе) и продвижения науч ной продукции;
- коорди нации, регулирования и ее финан сово-экономического обеспе чения, т.е. институциональная струк тура инновационной деятел ьности, включая организ ационно-правовую струк туру науки и финансирование нау ки и инновац ионной деятельности ка к непосредственно государс твенным бюджетом, та к и внебюдж етными фондами и частным сект ором экономики.
Гов оря об инновац ионной инфраструктуре, необх одимо отметить осо бую роль госуда рства в разв итии инновационной сфе ры. В усло виях переходных экон омик государство обяз ано создавать «благопр иятный инновационный кли мат» для разв ития технологий и инноваций в частном сект оре, используя, в основном, косве нные меры воздей ствия.
Методы воздей ствия государства в области инновац ионной деятельности мож но подразделить н а административные и экономические (пря мые и косве нные).
Административные мет оды осуществления инновац ионной политики в условиях рыно чных отношений базир уются на законода тельной основе посред ством правового нормир ования патентной поли тики и поли тики стандартизации.
Экономи ческие методы инновац ионного регулирования осно ваны на уче те мотивационных факт оров товарного произв одства и отлич аются от админист ративных недирективным харак тером и использ ованием экономических рыча гов и регуля торов.
К пря мым методам экономи ческого воздействия относ ятся инвестирование в виде финанси рования (целевого, предм етно-ориентированного, пробл емно-направленного), кредит ования, лизинга, фонд овых операций, планир ование и программ ирование, а так же государственное предприним ательство и государс твенные заказы.
Зада чей косвенных экономи ческих методов явля ется формирование общест венных, а н е индивидуальных усло вий инновационной деятел ьности. Среди ни х традиционно исполь зуются:
- налоговое и амортизационное регулир ование;
- кредитная и фондовая поли тика;
- ценовое регулир ование;
- политика протекц ионизма.
Наиболее значите льными косвенными мето дами являются креди тная и налог овая политика. Креди тная политика регул ирует объем финан совых ресурсов, досту пных для финанси рования нововведений, а также осущес твляет управление уров нем ссудного проц ента.
Налоговой полит икой могут бы ть предусмотрены налог овые субсидии н а определенные ви ды деятельности, в частности, исклю чение из сум мы, облагаемой нало гом, части дохо дов, связанных с созданием и внедрением нов ых машин и оборудования и пр.
Основными элементами инфраструктуры являются следующие системы[1]:
- информационного обеспечения;
- материально-технического обеспечения;
- кадрового обеспечения;
- экспертизы и сертификации научно-технических проектов и программ;
- мониторинга (по отраслям и в территориальном разрезе) и продвижения научной продукции;
- координации, регулирования и ее финансово-экономического обеспечения, т.е. институциональная структура инновационной деятельности, включая организационно-правовую структуру науки и финансирование науки и инновационной деятельности как непосредственно государственным бюджетом, так и внебюджетными фондами и частным сектором экономики.
Говоря об инновационной инфраструктуре, необходимо отметить особую роль государства в развитии инновационной сферы. В условиях переходных экономик государство обязано создавать «благоприятный инновационный климат» для развития технологий и инноваций в частном секторе, используя, в основном, косвенные меры воздействия.
Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные)[2].
Административные методы осуществления инновационной политики в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе посредством правового нормирования патентной политики и политики стандартизации.
Экономические методы инновационного регулирования основаны на учете мотивационных факторов товарного производства и отличаются от административных не директивным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.