Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 369

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


. Пользуясь своим методом, Декарт заложил осно­вы аналитической геометрии, ввел понятия перемен­ной величины и функции, обнаружил закон сохране­ния импульса, ввел представление о рефлексе (Декарт собственноручно оперировал животных), объяснил дви­жение и образование небесных тел вихревым движени-

59

ем материальных частиц. А некоторые говорят, что фи­лософия бесплодна!

Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК

Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придерживался концепции разумного чело­века. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим идеям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам при­сущи очевидные в своей истинности идеи.

Локк рассуждает так: самое первое, что получает че­ловек — это ощущения. Благодаря ощущениям у че­ловека появляются простые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: данный предмет та­кого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений; 3) идеи-понятия (общие понятия).

Примером идеи объекта является, например, идея данного, конкретного человека. Такая идея получает­ся в результате простого сложения первоначальных идей, непосредственно вызываемых ощущениями.

Примером идеи отношений является идея мате­ринства, получаемая в результате сравнения, сопостав­ления идеи родителя и ребенка.

Примером общего понятия является понятие «че­ловек». Чтобы получить понятие «человек», надо со­брать все идеи об отдельных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и означает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и соста­вят понятие «человек». В определении понятия «чело-

60

век» указываются лишь идеи, присущие каждому че­ловеку.

Локк — сенсуалист, т.е. он считает, что всякое зна­ние можно за счет описанных выше операций вычле­нить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обраще­ния к ощущениям ум человека есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.

Спор об идеях тянется через всю историю развития философии, нам еще предстоит не раз к нему вернуть­ся. Если сенсуалисты (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
подчеркивают приоритеты мышления.

Галилей и Ньютон — гении механики

Новое время — это эпоха, когда превыше всего ценятся рассудок и его творение, наука. В Новое вре­мя наука начинает развиваться столь стремительно, ее успехи столь велики, что даже ставится под сомнение наличие науки в античности и средневековье. В связи с обсуждением философских проблем теории позна­ния для нас важнейшее значение приобретает философ­ское содержание созданной Галилеем и Ньютоном те­оретической механики. Они выявили одно удивительное обстоятельство.

Читатель, надо полагать, со школьной скамьи зна­ет три знаменитых закона Ньютона. Для наших це­лей особенно важное значение имеет соотношение между двумя первыми, основополагающими законами. Второй закон Ньютона записывается очень просто , где — вектор силы, т — масса, — уско­рение. Но второй закон Ньютона выполняется не все-


61

гда, а только в тех системах отсчета, где тело, на ко­торое силы либо вообще не действуют, либо уравнове­шивают друг друга, остается в покое или движется рав­номерно прямолинейно. Первый закон Ньютона определяет условия, при которых справедлив второй, равно как и третий, закон Ньютона. Тут и выясняет­ся то удивительное обстоятельство, встречу с которым мы обещали выше.

Оказывается, что, строго говоря, первый закон Ньютона нельзя установить на эксперименте. Во­преки определению первого закона Ньютона силы, дей­ствующие на тело, никогда не уравновешиваются аб­солютно точно; невозможно экспериментально и освободиться от сил. Все это значит, что Галилей, первооткрыватель первого закона Ньютона, пришел к нему в результате мысленного обобщения всего до­ступного ему эмпирического и теоретического мате­риала.

Надо отметить, что эксперименты помогли Галилею сделать открытие. Он рассматривал мысленные опыты по скатыванию по наклонным плоскостям тяжелых метал­лических шаров. Чем меньше становился угол накло­на плоскости, тем меньше была величина ускорения ша­ров. Галилей рассудил, что шар на горизонтальной поверхности будет находиться в покое или в состоянии равномерного прямолинейного движения бесконечно дол­го.

Итак, то, что сделал Галилей, называется идеали­зацией, она позволила превратить представление о ме­ханических явлениях в теорию, объяснить их огром­ное множество.

Укажем еще на строение механики Ньютона:

• законы, формируемые математически;

62

• дедукция, подведение под закон условий кон­кретных механических задач;

• сопоставление теории с результатами эксперимен­тов.

Как получают идеализации?

Идеализации, вопреки мнению Декарта, не даются нам от рождения, а, как мы видели, являются научным изобретением. Идеализации, вопреки мнению Локка, не­возможно вывести и из эксперимента, поставляющего чувственные данные. Если бы идеализации извлека­лись прямо из эксперимента, то экспериментаторы, не дожидаясь теоретиков, сами открывали бы теорети­ческие законы, т.е. идеализации. Идеализация — это итог большого поиска, удачи в упорядочении эксперименталь­ного и теоретического материала, нахождения их гар­монии друг с другом, часто методом проб и ошибок, вы­движения и опровержения гипотез. Удача приходит к тем, кто упорен, кто дерзает, кому повезет. Когда
Аль­берта Эйнштейна спросили, как ему удалось открыть постулаты теории относительности, он скромно ответил: «Догадался». Почему другие не смогли догадаться?

Идеализация, не любая, а научно оправданная, есть постижение одинаковости изучаемых явлений. К ней не ведет прямая асфальтированная дорога, она не является результатом абстракции.

Выработка нового юридического мировоззрения

Новый стиль философствования, где бы его не при­меняли — в политике, педагогике, морали, везде да-

63

вал новые плоды. Новации шли рука об руку с ясны­ми и разумными началами познания. Показательна в этом смысле выработка нововременного юридического ми­ровоззрения. В отличие от своих античных и средне­вековых коллег правоведы Нового времени стреми­лись защитить права каждой личности. Совершенно непонятная для юристов старых школ новая идея со­стояла в признании всех людей в юридическом отно­шении равноправными: «Перед законом все равны». Эту идею развивали, в частности, Томас Гоббс и Джон Локк.

На первый взгляд идея юридического равноправия людей, отличающихся полом, происхождением, бо­гатством, умственными и физическими возможностя­ми, кажется чуть ли не абсурдной. Даже философам-новаторам было трудно ее обосновать, но они пытались это сделать. Говорили, что все равны по рождению. Но ведь и по рождению равенства нет, ибо один родит­ся больным, другой здоровым и т.д. Утверждали, что люди равны по своим возможностям, но и это не под­тверждается практикой. Тем не менее положение о юри­дическом равноправии было принято и имело в деле ста­новления демократического и справедливого общества важнейшее значение. В чем состоит смысл этого поло­жения? Каким образом оно было достигнуто?

Положение о равенстве людей является ценнос­тью, которую невозможно получить непосредственно из опыта, за счет чувственных представлений. Первона­чально она возникла в качестве гипотезы. Использова­ние ее оказалось благотворным, поэтому гипотеза ста­ла восприниматься как закон общественной жизни (т.е. не просто как пустая выдумка), каковым она и является. Выходит, что юридическое равноправие вы-

64

ражает важнейшую сторону общественной жизни лю­дей, демократического общества, забвение этого зако­на разрушает саму целостность общества.

Обратите внимание на то, как реализуется новый стиль философского мышления. Если физики Нового времени постулировали посредством физических зако­нов одинаковость механических явлений при различ­ных значениях физических переменных, то правоведы настаивали на подчинении всех людей одним и тем же юридическим законам при естественном несходстве разных индивидов.


Нечто аналогичное мы увидим и в теории морали. Обратимся в этой связи к философии Иммануила Кан­та, бесспорно выдающегося философа.

Новации И. Канта

В центра внимания Канта — человек и вопрос: что я могу знать? Прежде чем рассуждать о других вопро­сах, считает Кант, надо разобраться с тем, как полу­чается знание, почему вообще оно возможно, почему воз­можна наука. По Канту, наука, искусство, мораль возможны благодаря уникальным способностям души (сознания) человека. Схематически сам Кант изобра­жал свою философскую систему в виде таблицы на с. 66 (два последних столбца добавлены нами.— В.К.).

В первом столбце приведены три способности души, других способностей у души не существует. Совокупная познавательная способность состоит из трех познаватель­ных способностей, которые указаны во втором столбце. Чувства удовольствий и неудовольствия всегда сопровож­даются способностью суждения утверждать или отрицать

65

Способности души в сово­купности


Познава­тельные способно­сти


Априор­ные принци­пы


Приме­нение их к


Получае­мые суж­дения


Основ­ные ценно­сти


Познава­тельная способность


Рассудок


Законо­мер­ность


При­роде


Теорети­ческие


Истина


Чувства удовольст­вия и неу­довольствия


Способ­ность сужде­ния


Целесо­образ­ность


Искус­ству


Эстети­ческие


Красо­та


Способность желания


Разум


Конеч­ная цель


Свободе


Практи­ческие, или нравст­венные


Добро



наличие этих чувств. Способность желания сопровожда­ется разумом, разум определяет, что человек желает и ка­ким образом он будет добиваться желаемого. Разум — это высшая познавательная способность души.

В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, благодаря которым человек является тем, чем он является — социальным существом. Эти прин­ципы Кант называет априорными, что в переводе с латинского означает