Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 399

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, воздушные змеи и планеры.

Аналогия это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. При этом заключение окажется тем более прав­доподобным, чем больше сходных признаков у сравниваемых предметов и чем эти признаки существеннее. Несмотря на то что ана­логии позволяют делать лишь вероятные заключения, они играют огромную роль в познании, и не только в нем, так как являются основой воображения и ведут к образованию гипотез, т.е. научных догадок и предположений, которые в ходе дополнительного иссле­дования и доказательства могут превратиться в научные теории. Ана­логия с тем, что уже известно, помогает понять то, что неизвестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает познать то, что является более сложным. Наиболее часто используют аналогию как метод в так называемой теории подобия, которая ши­роко применяется при моделировании.

Одна из характерных черт современного научного познания со­стоит в возрастании роли метода моделирования. Моделирование это практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет по­знания. Например, исследуя свойства модели самолета, мы тем самым познаем свойства самого самолета.

Модель представляет собой средство и способ выражения черт и соотношений объекта, принятого за оригинал. Модель это ими­тация одного или ряда свойств объекта с помощью некоторых иных пред­метов и явлений. Моделью может быть всякий объект, воспроизводя­щий требуемые особенности оригинала. Если модель и оригинал — одинаковой физической природы, то мы имеем дело с физическим моделированием. Физическое моделирование применяется как прием экспериментального исследования на моделях свойств стро­ительных конструкций, зданий, самолетов, судов, как способ выяв­ления недостатков в работе соответствующих систем и нахождения путей их устранения. Когда явление описывается той же системой уравнений, что и моделируемый объект, то такое моделирование именуется математическим. Если некоторые стороны моделируемо­го объекта представлены в виде формальной системы с помощью знаков, которая затем изучается с целью переноса полученных све­дений на сам моделируемый объект, то мы имеем дело с логически-знаковым моделированием.


Моделирование играет огромную эвристическую роль, являясь предпосылкой новой теории. Моделирование получает широкое применение потому, что оно дает возможность осуществлять иссле­дование процессов, характерных для оригинала, в отсутствие самого оригинала. Это часто бывает необходимо из-за неудобства исследо­вания самого объекта и по многим другим соображениям: дорого­визны, недоступности, необозримости его и т.п.

Существенное значение в познавательной деятельности имеет такой метод, как формализация обобщение форм различных по содержа­нию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Всякая формализация неизбежно является некоторым огрублением реального объекта.

Неверно думать, что формализация — метод только математики, математической логики и кибернетики. Она пронизывает все формы практической и теоретической деятельности человека, от­личаясь лишь уровнями. Наш обычный язык выражает самый сла­бый уровень формализации. Крайним полюсом формализации яв­ляются математика и математическая логика, изучающая форму рас­суждений, отвлекаясь от содержания.

Процесс формализации рассуждений состоит в том, что, во-первых, происходит отвлечение от качественных характеристик предметов; во-вторых, выявляется логическая форма суждений, в которых зафиксированы утверждения относительно этих предме­тов; в-третьих, само рассуждение из плоскости рассмотрения связи предметов переводится в плоскость действий с суждениями на основе формальных отношений между ними. Использование спе­циальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен; символы позволяют записывать кратко и эко­номно выражения, которые в обычных языках оказываются гро­моздкими и потому трудно понимаемыми. Применение символики облегчает выведение логических следствий из данных посылок, про­верку истинности гипотез, обоснование суждений науки и т.п. Ме­тоды формализации совершенно необходимы при разработке таких научно-технических проблем и направлений, как компьютерный перевод, проблематика теории информации, создание различного рода автоматических устройств для управления производственными процессами и др.

Формализация не является самоцелью. Она нужна в конечном счете для выражения определенного содержания, для его уточнения и раскрытия. Формализация — это лишь один (отнюдь не универ­сальный) из приемов познания.



Как методы исследования выделяются индукция процесс выведе­ния общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов; дедукция, наоборот, процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему. Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция вывод какого-либо общего суждения о всех предметах некоторого множества (класса) на основании рассмотрения каждого элемента этого множества. Понятно, что сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно и практически обозримо.

На практике чаще всего применяют формы индукции, которые предполагают вывод о всех предметах класса на основании познания лишь части предметов данного класса. Такие выводы называются выводами неполной индукции. Они тем ближе к действительности, чем более глубокие, существенные связи раскрываются. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и вклю­чающая в себя теоретическое мышление (в частности, дедукцию), способна давать достоверное (или практически приближающееся к достоверному) заключение. Она носит название научной индукции.

По словам де Бройля, индукция, поскольку она стремится раздви­нуть уже существующие границы мысли, является истинным источ­ником действительного научного прогресса. Великие открытия, скачки научной мысли создаются в конечном счете индукцией — рис­кованным, но важным творческим методом.
Воображение и интуиция как способы и формы

познания и творчества

Творческое воображение, фантазия — необходимые средства разви­тия способности человека изменять, преобразовывать мир. С их по­мощью человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над животным.

Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. При прочих равных условиях богатое вообра­жение предохраняет ученого от избитых путей. Человек, лишенный творческого воображения и руководящей идеи, в обилии фактов может не увидеть ничего особенного: он к ним привык. Привычки в научном мышлении — это костыли, на которых, как правило, дер­жится все старое. Для свершения великого нужна независимость от установившихся предрассудков.

Творческое воображение воспитывается всем ходом жизни чело­века, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. Существенное значение в воспитании творческого вооб­ражения играет искусство. Оно развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности.


Независимо от содержания любое научное открытие имеет не­которую общую логику движения: от поисков и вычленения фактов, их отбора к обработке полученных данных в результате наблюдения и эксперимента. Далее мысль движется к классификации, обобще­нию и выводам. На этой основе возникают гипотезы, производятся их отбор и последующая проверка на практике, в эксперименте. Затем формулируется теория и осуществляется предсказание.

Но логика далеко не исчерпывает духовных ресурсов творческого мышления.

«Нельзя недооценивать необходимой роли воображения и ин­туиции в научном исследовании. Разрывая с помощью иррациональных скачков... жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли; она лежит в ос­нове всех истинных достижений науки... Таким образом (поразитель­ное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наи­более замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тя­желых оков строгого рассуждения, которые называют воображени­ем, интуицией, остроумием»38.

Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция это спо­собность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Интуиция схватывает многообразие особенностей объекта в их единоцельности, «заглядывая» на объект откуда-то из-за «спины» интеллекта или, точнее, с высоты сверхсознания. Это «умное созер­цание», как бы пронзающее «мелочи» частностей и вцепляющееся в саму суть объекта.

Опытный врач сразу, без рассуждений может понять суть болез­ни, а потом уже обосновывает правильность своего «чутья». Дея­тели науки, искусства, полководцы, государственные и политичес­кие деятели, изобретатели не раз отмечали, что самыми плодотвор­ными периодами творческого процесса их мышления являются мо­менты как бы наплыва вдохновения, упоительного восторга и вне­запного «озарения» мысли. На крыльях этого счастливого чувства человек поднимается до удивительной остроты и ясности созна­ния, когда его взгляд на вещи становится максимально проница­тельным и он оказывается способным предвосхищать итог мысли­тельной работы, мгновенно пробегая и как бы перескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в эти мгновения, по словам Мо­царта, слышит всю ненаписанную симфонию, а у поэта, как отметил Пушкин:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге

Минута — и стихи свободно потекут.
Новые знания, которые не вытекают из добытых ранее систем правил, могут быть получены эвристически, путем творческого по­иска, не гарантируя заранее успеха: ищущий новое должен быть готов к тому, что его поиски могут кончиться неудачей. Научить человека «делать» открытия и мыслить творчески так же невозмож­но, как научить его создавать шедевры искусства. Логика здесь так же мало может помочь, как знание грамматических правил — на­учить создавать подлинно художественные стихи. Но интуиция не нечто сверхразумное или неразумное. В ней не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приемы, с помо­щью которых делается этот вывод. Она — это не только постижение истины, но и чувство и понимание, что это именно истина. Интуи­ция — это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его и властно требует ответа.

В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.

На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осущест­вляются интеллектуальные скачок от старого знания к новому, от­крытия в науке, изобретения в технике и созидание в области ис­кусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Доказательство и опровержение

Подавляющее число положений науки принимается за истинные не на уровне чувственного познания и не отдельно от всех других истин, а на уровне логического мышления, в связи с другими исти­нами, т.е. путем доказательства. Доказательность — жизненный нерв научного мышления.

Во всяком доказательстве имеются тезис, основания доказатель­ства (аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется поло­жение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность тезиса, называется опровержением. Все положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказывае­мого тезиса, называются основаниями или аргументами.