Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 383

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
каждого есть покупатели и места сбыта, пока наличествуют спрос и сбыт. Но по мере того, как объемы производства увеличиваются, каждый из производителей желает производить все больше и больше товара с целью захватить весь рынок сбыта. Желания производителей в таком случае входят в противоречие, и борьба между ними становится неизбежной. Рынок жесток и беспристрастен: на его лике нет ни стыда, ни со­вести. Он подчиняется только принципу спроса и предложения. Чем больше спрос, тем выше цена и наоборот: вот его немой императив.

Что касается потребителей, то чем меньше будет желающих, например, купить товар именно данного вида, тем ниже его цена. Же­лания потребителей сталкиваются в том случае, когда количество данных вещей, как предметов первой необходимости, так и пред­метов роскоши, на рынке меньше, чем число желающих их купить. Прежде чем стать предметом рыночного спроса, та или иная вещь через рекламу заявила о себе («как она хороша и нужна») потенци­альному покупателю, вызвав тем самым «предупредительный запрос о себе».

Потребитель через рынок влияет на предпринимателя, произво­дящего товары, и наоборот: то или иное предприятие, фирма при помощи созданной ею организации властно действует на потреби­теля, скажем, через рекламу, тем самым оказывая сильное влияние на рынок, проталкивая новые товары, влияя на психологию потре­бителя, меняя его вкусы и потребности.

Рынок — это сама процедура купли-продажи, т.е. сами социальные человеческие действия, которые происходят в каждом конкретном случае как индивидуальное действие или, говоря строже, взаимо­действие покупающего и продающего. И каждое такое действие и взаимодействие бывает полно тончайших проявлений человеческой души.

Рынок являет собой совокупность отношений товарного обмена, соци­ально-экономический механизм взаимодействия продавца и покупателя, сферу обмена как внутри страны, так и между странами.

Сегодня экономисты обычно определяют государственное регулирование экономики в рыночных условиях как систему типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными органами, а также общественными организациями в целях улучшения, стабили­зации и приспособления действующей рыночной системы к налич­ным условиям. В конечном счете, такое регулирование имеет своей целью не только улучшение функционирования самого рынка, но и защиту интересов населения.


Наиболее высоким уровнем государственного регулирования яв­ляется стратегически продуманное экономическое программирова­ние. Его суть состоит в комплексном использовании в глобальных целях всех существенных составляющих рыночной системы функ­ционирования экономики.

Как известно, споры относительно экономической политики государства велись издавна, они продолжаются и поныне. Этих споров не избежали и страны с развитой рыночной экономикой. Здесь по меньшей мере четвертая часть всего дохода, а зачастую и значитель­но больше расходуется на социальные нужды. Государство регули­рует, корректирует рынок, в первую очередь контролируя правовые институты, обеспечивающие нормальную работу рыночного меха­низма. Оно ведает судебной системой (карающей экономических преступников), гарантирует выполнение законов, управляет денеж­но-кредитной системой, на которой строятся, по существу, все ры­ночные операции. Кроме того, государство обеспечивает соблюде­ние законодательства в рыночной конкуренции, способствуя пред­отвращению недобросовестных способов ведения бизнеса, скажем, мошенничества, взяточничества и т.п., а также препятствует возникновению монополий или по крайней мере регламентирует их деятельность. Иначе говоря, государство призвано исправлять «не­достатки» рыночной системы.

Ясно, что в число проблем рыночной системы не входит обес­печение общественного благосостояния, особенно там, где права собственности нечетко определены или где у частных собственни­ков отсутствует экономическая мотивация для использования своего капитала в интересах всего общества. Ведь сам по себе рынок не в состоянии должным образом обеспечить нужды государственной обороны, сохранять окружающую среду, гарантировать каждому гражданину нормальное питание, добротное медицинское обслужи­вание, жилье. Немалое число граждан в силу физической или умст­венной недееспособности лишено возможности вносить эффектив­ный вклад в рыночную экономику. Поэтому государство, исходя из этических и социальных соображений, обязано помогать таким людям.

Таким образом, глубоко заблуждаются те, кто придерживается точки зрения, согласно которой следует отстранить государство от вмешательства в экономику, особенно в условиях ее реформирова­ния. В переходный период функции государства должны быть более многообразными и более сильными, чем в спокойные времена ста­бильного действия законов рыночной экономики и частного пред­принимательства. Государственную экономическую политику следу­ет нацелить на смягчение и предотвращение спада и тем более ра­зорения предприятий или, как говорят экономисты, предотвращение «перегрева» экономики. Государство призвано держать под кон­тролем кредитно-финансовую систему,

следить за количеством денежной массы, которая в данное время находится в обращении, и за тем, как эти деньги расходуются, осуществлять наиболее разумное взимание налогов. Государственное регулирование (в кризисные пе­риоды) должно выступать как часть управления, но не заменять ры­ночные механизмы.

В заключение подчеркнем, что экономические процессы совре­менного производства модифицированы в результате усиления вли­яния государства. Это позволяет государству добиваться смягчения противоречий между рабочими и предпринимателями в рамках де­мократических форм правления. Благодаря этому различного рода кризисные явления смещаются из политической и даже экономи­ческой области в административно-управленческую сферу, что ска­зывается и на изменении характера кризисов. Управление, которое базируется на принципах производственно-трудовой рациональнос­ти, входит в конфликт с реально господствующей в обществе пове­денческой мотивацией. Такого рода конфликты улаживаются с помощью профессиональных союзов, призванных защищать правовые интересы трудящихся.

Нравственно-психологические устои экономики

В связи с бурным развитием экономики в период становления капитализма, особенно в XX в., интерес к поведению и психологии людей в сфере хозяйственной жизни резко возрос. В рамках психо­логической науки стала формироваться специальная отрасль — эко­номическая психология.

Экономика — это грандиозная по своим масштабам и жизненной значимости сфера человеческой деятельности. А там, где действуют и взаимодействуют люди, невозможно обойтись без нравственных и психологических начал. Основные этические категории добра и зла, совести и чести, свободы и ответственности и иные пронизы­вают всю ткань жизни человека, в том числе и сферу экономических отношений. И подобно тому, как существует, например, врачебная этика, точно так же реально существует экономическая этика: про­изводство материальных и духовных богатств, стихия рынка, сбор налогов, оплата труда — все это пронизано так или иначе нравст­венными и психологическими началами.

Экономическая психология призвана: анализировать экономи­ческую реальность в стране, изучать отношение человека к различ­ным формам собственности — частной, государственной, коопера­тивной и личной, а также психологические проблемы потребностей человека, их количественные и качественные характеристики, за­кономерности их зарождения, развития, удовлетворения и воспро­изводства, психологические условия эффективного функциониро­вания хозяйственного механизма; прогнозировать развитие не толь­ко широкомасштабных экономических ситуаций, но и узких участ­ков хозяйственной деятельности отдельных индивидов, их групп и общества в целом. Здесь получены содержательные результаты от­носительно уяснения мотивации выбора, разработаны модели эко­номического поведения, ориентированного на защиту окружающей природной среды, например, с учетом того, что экологический ком­форт — величайшая не только гигиеническая, но и экономическая ценность.

Специалисты в области экономической психологии отмечают возрастающую роль психологических составляющих в отношени­ях между производителями и потребителями, между продавцами и покупателями. Здесь чрезвычайно важны выявление и анализ та­кого экономико-психологического феномена, как интуитивное постижение и осмысление проблемы выбора линии поведения при сделках.


Исход начинаний в любом виде человеческой деятельности неопределенен, возможны неблагоприятные последствия деяний, их неуспех, т.е. любая деятельность предполагает риск. Он характери­зуется мерой неожиданности при успехе или определенной вероят­ностью неуспеха и ожиданием неблагоприятных последствий в этом случае. Риск некоторой потери или даже полного краха всего дела может вызвать моральную и психологическую травму субъекта дей­ствия. В экономической психологии поэтому выделяется мотивиро­ванный риск, т.е. рассчитанный на ситуативные преимущества в эко­номической сфере, и немотивированный — как случай, роковое сте­чение обстоятельств.

При принятии экономического решения нельзя не учитывать особенностей морального и психологического облика партнера, скажем, меры его надежности и меры его ответственности. В на­роде недаром говорят, что уговор дороже денег. Партнеры должны быть взаимно уверены в надежности. К сожалению, это не такая уж непременная черта характера и нравственного облика каждого человека, и нельзя считать, что надежность — это нечто само собой разумеющееся. Конечно, опытный коммерсант может полагаться на свой опыт, на свой природный дар интуитивного предчувствия и силу интеллектуального прозрения, но целесообразно использо­вать и профессиональный опыт психолога, а в какой-то мере и знание самой психологии. Практика экономической жизни в той или иной мере оправдывает значимость психологической службы в эко­номике.

Бывает и так, что в сложном экономическом круговороте людей манит коварный психологический феномен надежды: все играющие на бирже надеются на выигрыш, а судьба выбрасывает иных на ка­менистый берег краха. Но боящийся риска вообще не может наде­яться ни на какой выигрыш: таково противоречие жизни. Как во всех сферах жизни, так и в экономике феномен надежды многооб­разен: он может быть рациональным, основанным на скрупулезном расчете, а может быть и интуитивным. И никак нельзя сказать, что надежнее в самой надежде.

Здесь уместно напомнить мысль Вл. Соловьева: нет и не было в человечестве такого низменного состояния, когда материальная необходимость добывания жизненных средств не осложнялась бы нравственным вопросом: общество и в своей хозяйственной жизни должно быть организованным осуществлением добра. Особенность и самостоятельность хозяйственной сферы заключается не в том, что она имеет свои роковые законы, а в том, что она представляет по существу своих отношений особое, своеобразное поприще для применения единого нравственного закона. Все острые вопросы экономической жизни, по мысли Вл. Соловьева, тесно связаны с понятием собственности, которое, однако, само по себе более при­надлежит к области права, нравственности и психологии, нежели к области отношений хозяйственных. Уже это обстоятельство ясно показывает, как ошибочно стремление обособить экономические явления в совершенно самостоятельную и самодовлеющую сферу. Можно сказать, что сущность нравственного решения множества экономических проблем заключается во внутренней связи с жиз­ненными интересами и целями человека и человечества.