Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
быть справедливым, честным и не пере­оценивать себя, свои возможности — верный признак мудрости го­сударственного деятеля.

Но что бы ни говорили, политика допускает хитрость, если она сочетается с представлением о большом уме или о великих делах: уловки в политике не оскорбляют ее, если это не вероломство, вле­кущее за собой несчастья народа. Никакая реальная политика, ви­димо, невозможна без хотя бы элементов лукавства. Такова ее суть.

Тот, кто вступил на стезю политического деятеля, обязан понять, что к этому служению необходимо и интеллектуально, и нравствен­но подготовиться: политика — это одна из самых тонких, глубоких, сложных и, что самое главное, самых ответственных видов деятель­ности. Ведь известно, что всякой профессии учатся (сапожному, сле­сарному делу и т.д.), при этом учатся старательно и долго. Но со­здалось ложное впечатление, будто для такого тонкого дела, как по­литика, нужны лишь предприимчивость, напористость, ловкость рук и хорошо подвешенный язык. А если, говорит И.А. Ильин, най­дется много доверчивых глупцов, так на то им и глупость дана, чтобы доверять и плестись в хвосте более бойких болтунов. И вот послед­ствия этого: множество полуобразованных дилетантов занимается безответственной политикой. Они ставят неверные вопросы, реша­ют их вкривь и вкось, пишут, печатают и фразерствуют... фразерст­вуют без конца.

Фальшивые решения на базе возможностей власти внедряются в сознание, становятся привычными и распространенными воззре­ниями, незаметно создавая атмосферу безответственного фразерст­ва и лжи. Яркий пример тому доктрина марксизма-ленинизма и ее окаменевшие («твердокаменные») последователи — счастливые «об­ладатели истины», впавшие в тоталитарное безумие с его трагичес­кими последствиями.

В заключение стоит привести слова И. Канта: «Истинная поли­тика не может сделать шага, не присягнув заранее морали... так как мораль разрубает узел, который политика не могла развязать, пока они были в споре»64. Правда бывает лучшей политикой! Не может пользоваться уважением и доверием народа политик, равнодушный к моральным соображениям.
Политический строй либерально-демократического

общества

Необходимо различать тонкие «нити свободы» в ткани обществен­ного устройства. Слово «демократия» образовано от греч. demos — народ, и kratos — власть, т.е.
понятие демократии предполагает власть народа. Эта власть проявляется в свободных выборах, когда народ голосует за того или иного претендента, например на пост главы государства, в участии народа в референдумах при решении госу­дарственно значимых проблем: по вопросам конституции, присо­единения (выхода) какой-либо территории из состава единого госу­дарства. Другим ручьем в потоке «реки свободы» является идея ли­берализма. Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — это свобода в широком смысле слова: плюрализм мнений, свобода предприниматель­ства, свобода совести, свобода слова, скажем, средств массовой ин­формации, печати, журналистских расследований тех или иных форм нарушения закона и т.п. Словосочетание «либеральная демо­кратия» содержит в себе обе эти смысловые «прожилки». Либераль­ная демократия — это свобода. Но там, где свобода, там и попытка ее попрания в виде произвола. Вот почему У. Черчилль сказал о демократии, что это самый отвратительный вид государственного правления. И добавил: но человечество пока не придумало ничего лучшего.

Демократия часто понимается и просто как свобода. Действи­тельно, демократия являет собой систему идей и принципов свобо­ды. Однако она включает в себя также практические нормы и спо­собы их реализации, которые сформировались в течение долгой и часто мучительной истории. Можно сказать так: демократия это наполнение идей свободы законным статусом и определенными практичес­кими способами его реализации в жизни общества. Главными характе­ристиками политических систем демократического общества явля­ются основные принципы конституционного правления, права че­ловека и равенство всех перед законом.

Там, где существует свобода совести, каждый отдельный человек может требовать, чтобы ему дали возможность следовать своим собственным интересам и убеждениям, конечно, в рамках действующих в данном обществе правовых норм. Здесь уместно привести слова Монтескье: «Для того чтобы пользоваться свободой, надо, чтобы каждый мог творить то, что он думает; для того чтобы сохранить свободу, опять-таки надо, чтобы каждый мог творить то, что он ду­мает; поэтому гражданин такого государства будет говорить и писать обо всем, о чем не запрещено говорить и писать прямым постанов­лением законов»65.

Еще Гегель говорил, что для государственной власти свобода слова менее опасна, чем безмолвствование граждан, ибо «последнее заставляло опасаться, что будут хранить в душе то, что имеют сказать против данного дела, между тем, как рассуждение дает в одном на­правлении исход и удовлетворение, благодаря чему дело во всем остальном может подвигаться по прежнему пути»

66. При этом чело­век, способный к повиновению только из страха, превращается в волка, как только отпадает страх. Человек без чувства ответствен­ности и чести не способен ни к личному, ни к общественному само­управлению, а потому не способен и к свободе, и к демократии. Если в народе нет здравого правосознания, то свободный демократичес­кий строй превращается для беспринципных и пронырливых людей в источник злоупотреблений и преступлений. Настоящая либераль­но-демократическая система предполагает исторический навык, приобретаемый народом в результате большого опыта и борьбы; она предполагает в народе наличие культуры правосознания, законопослушания и свободы; она требует от людей политической силы суждения и живого чувства не только личной, но и социальной от­ветственности.

В либерально-демократическом обществе власть должна принадлежать тем, кому удастся взять ее в свободном соревновании на вы­борах: настоящая демократия и подлинный либерализм предполагают сильную власть. Еще Сократ говорил, что в государстве должны править не масса, а добрые и сведущие лица. В противном случае, как справедливо утверждал Аристотель, демократия может вырож­даться в охлократию (власть толпы), пренебрегающую законами, когда всякого рода демагоги и льстецы правят от имени народа. Но два понимания демократии — как власти народа и как власти боль­шинства — не совпадают. Большинство может заблуждаться и дей­ствовать под влиянием эмоций, момента, вопреки или в угоду собственным интересам и во вред будущему страны. Такой пример народного помрачения дает афинская демократия — казнь десяти талантливейших стратегов или казнь великого Сократа. Сущность демократии — не в произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ.

Каковы же права большинства и права меньшинства? Все демо­кратии являют собой системы, в которых граждане свободно при­нимают политические решения в соответствии с принципом боль­шинства голосов.Но подчинение меньшинства большинству не всег­да бывает демократическим. Так, нельзя назвать честной и справед­ливой систему, при которой 51 проценту населения позволено угне­тать остальные 49 именем большинства. В демократическом обще­стве право большинства сочетается с гарантиями прав личности, которые в свою очередь служат защите прав меньшинства, будь то этнические меньшинства или религиозные, или политические, на­пример, те, кто потерпел поражение в дебатах при обсуждении спор­ного закона. Права меньшинства не зависят от доброй воли боль­шинства и не могут быть отменены большинством голосов. Права меньшинства защищены, потому что демократические законы и ин­ституты защищают права всех граждан. Когда представительная де­мократия действует в соответствии с конституцией, ограничиваю­щей государственную власть и гарантирующей основные права всем гражданам, такая форма правления именуется конституционной де­мократией. Демократическая система характеризуется также разви­тым и
влиятельным институтом общественного мнения, наиболее полно выражаемого средствами массовой информации. А плюра­лизм мнений и убеждений, многопартийность, как правило, способ­ствуют появлению достойных людей и их восхождению на вершину власти. В таком обществе правит большинство и права меньшинства защищены законом и институтами, проводящими законы в жизнь. «Одним словом, свободное государство, т.е. постоянно волнуемое борьбой партия, может сохранять себя только в том случае, если оно способно исправлять свои ошибки благодаря собственным за­конам»67. Эти принципы определяют фундаментальные элементы всех современных демократий независимо от исторических, эконо­мических и культурных различий народов. Таким образом, либераль­ная демократия это упорядоченная система свободного созидания соци­альных ценностей.
Недемократические политические режимы

Чтобы обнаружить природу политического режима, бывает доста­точно тех представлений, которые имеют о нем даже наименее ос­ведомленные люди: «...республиканское правление — это то, при ко­тором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица»68.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие) — это такое государственное устройство, при котором управление государством находится в руках одного человека и по наследству остается в одной семье. В наслед­ственной монархии исключены те споры и гражданские войны, которые могут возникнуть при смене престола в выборной монархии, ибо честолюбивые могущественные особы не могут питать никакой надежды на трон. Монарх не в состоянии непосредственно осущест­влять всю полноту власти и частично доверяет реализацию отдель­ных функций государственным чиновникам. Монархическая форма правления сохранилась и поныне, например в Великобритании, Ис­пании, Швеции, но тут власть монархии ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, а исполнитель­ные — правительству.

В рабовладельческих и феодальных государствах монархия вы­ступала как неограниченная деспотия. Гегель писал, что извраще­нием монархии является деспотизм
, когда правитель осуществляет управление государством по своему произволу. При этом Гегель под­черкивает, что государственное устройство зависит главным обра­зом от характера народа, от его нравов, степени образованности, образа жизни и численности.

Следует упомянуть также такой недемократический режим, как олигархия (от греч. oligarchia — власть немногих) — политическое и экономическое господство, правление небольшой группы рабовладельцев, кре­постников, капиталистов, милитаристской верхушки; финансовая олигар­хия