Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Общая теоретическая характеристика сетевой модели организации бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Посредством взаимодействия и развития взаимоотношений с другими участниками рынка компании формируют «сетевой контекст», который определяет их возможности и потенциал развития (рис. 1). Коллективные знания и возможности, которые создаются организациями и впоследствии совершенствуются в процессе взаимодействия, имеют значение только в контексте взаимоотношений в сети.

Рисунок 1. Сетевой контекст фирмы и ее позиция в сети[18]

«Сетевой контекст» включает качественные и функционально-структурные характеристики взаимоотношений центральной фирмы с ее основными контрагентами. Он формируется, как правило, в рамках внешнего окружения компании первого уровня («сеть прямого обмена») или охватывает ту часть среды, которую ее участники рассматривают как важную для своей деятельности.[19] «Сетевой контекст» определяет рыночную позицию компаний, стратегический потенциал их развития, возможности мобилизовать и совместно использовать ресурсы, контролируемые другими участниками межфирменной сети, а также обусловливает степень структурированности сети, которая характеризует уровень сетевых барьеров (экономических и социальных) для входа в сеть аутсайдеров.[20]

Построение контекста организации посредством интерпретации и рационального использования прошлого опыта является основой создания ее сетевой идентичности, а также позиционирования на рынке.

«Стратегическая уникальность» фирмы определяется ее ролью в сети и является результатом взаимодействия компании с другими субъектами рынка[21]. Поэтому то, что определяет идентичность организации и сферу ее деятельности, по мнению последователей сетевого подхода, нельзя полностью охватить понятием «окружение» или еще более ограниченным понятием «релевантное окружение».

Более подходящим является использование понятия рыночного контекста, создаваемого самой организацией. Фирма без своего интерактивного окружения теряет идентичность, поскольку ее деятельность определяется всей сетью взаимоотношений как контекстом. Стратегическая идентичность отражает воспринимаемую привлекательность (или непривлекательность) компании как делового партнера в зависимости от системы ее взаимоотношений с другими организациями, а также связей с их действиями и ресурсами.[22]


Соответственно, стратегическими компонентами (центральными задачами) управления цепочкой создания ценности становятся определение границ сети и установление состава ее участников, выбор уровня координации и интеграции взаимоотношений с партнерами, управление «сетевым контекстом» и рыночной позицией фирмы.[23]

1.2. Основные элементы сетевой бизнес-модели

Объединение понятия бизнес-модели с концепциями сетевого подхода и маркетинга взаимоотношений позволяет рассмотреть изменения в понимании фирмами своего места в отраслевой цепочке создания ценности. Предмет анализа смещается с отдельной организации к сети рыночных агентов. Поскольку создание и присвоение ценности происходит в процессе взаимодействия и развития взаимоотношений между компаниями, сети должны рассматриваться в качестве основных структурных элементов бизнес-модели.

Используя сетевой подход, концепция бизнес моделирования, ключевым компонентом которой является цепочка создания ценности, приобретает новый ракурс: фирмы выстраивают взаимоотношения с партнерами с целью создания максимально ценного предложения. При этом субъекты рынка являются участниками сетей создания ценности, управление которыми осуществляется через действия по перераспределению ресурсов и достижению желаемой позиции в сети путем выстраивания долгосрочных доверительных взаимоотношений с партнерами.[24] Поэтому исследование межфирменных отношений, распределения силы и власти, а также анализ способа генерирования и распределения доходов между участниками ценностной цепочки должны быть включены в понятие сетевой бизнес-модели.[25]

Следовательно, бизнес-модель фирмы в контексте сетевого подхода и концепции маркетинга взаимоотношений будет иметь вид как на рис. 2.

В процессе взаимодействия участников ценностной цепочки формируются и развиваются ключевые компетенции и ресурсы сети. Это позволяет компаниям получать «сетевую ренту». Центральная фирма выполняет функцию координации в сети. От ее стратегии роста и финансовой модели зависят границы, структура цепочки создания ценности, особенности генерирования и распределения прибыли и в целом бизнес-модель.[26]


Рисунок 2. Схема анализа бизнес-модели фирмы в контексте сетевого подхода

Сетевая бизнес-модель обладает высоким долгосрочным потенциалом, так как обеспечивает широкие возможности генерирования дохода за счет участия компании в различных звеньях ценностной цепочки. Она привлекательна как для крупных компаний, так и для небольших по размеру инновационных фирм.

В рамках сетевой модели управления компания может выступать в роли координатора деятельности сети поставщиков и покупателей по всей цепочке создания ценности. Это позволяет ей снизить риск и издержки, повысить степень доверия и потенциал генерирования дохода. Путем кооперации и сотрудничества фирма получает доступ к необходимым для повышения ее долгосрочной конкурентоспособности критически важным ресурсам и технологиям.[27]

Новый взгляд на содержание стратегии, получивший развитие в рамках сетевого подхода, изменил отношение к проблеме управления эффективностью фирмы. В сетевом подходе эффективность организации определяется не уровнем ее «адаптации» внешнему окружению, а достижением совместимости с рыночным «контекстом», который формируется посредством взаимодействия и развития взаимоотношений с другими субъектами[28]. Поэтому моделирование бизнеса, основными функциями которого являются генерирование дохода и создание ценности, должно быть направлено на конструирование «контекста» и управление «портфелем взаимоотношений» с участниками ценностной цепочки.

Таким образом, сетевые формы организации являются основой развития современного бизнеса и доминируют во многих отраслях. Компании придают особое значение формированию гибких форм совместной организации. Растет взаимозависимость фирм. Когда критически важные ресурсы выходят за границы компании и принимают форму межфирменных ресурсов, организации реализуют свою коммерческую деятельность посредством одной из форм внешнего сотрудничества. Партнерство в современной экономике стало основой генерирования знаний, развития инноваций и роста сетевой конкурентоспособности компаний, основанной на долгосрочных взаимоотношениях с бизнес-партнерами.[29]

Новая сетевая модель бизнеса требует иных подходов к формированию и развитию цепочки создания ценности с целью достижения устойчивого конкурентного преимущества на рынке. Фирмы взаимодействуют в рамках цепочек создания ценности, организованных в стратегические сети, благодаря чему развиваются ключевые компетенции и формируются специфичные ресурсы и потенциал сетей.[30]


Поэтому бизнес-модель организации требует расширения и наряду со стратегическими решениями и процессом создания ценности должна включать анализ, развитие и управление сетью создания ценности, влияющей на ее результативность.

2. Анализ сетевой формы организации бизнеса на примере сети гастрономов ООО «Счастье есть»

2.1. Общая характеристика сети гастрономов ООО «Счастье есть»

ООО «Счастье есть» возникло 25 сентября 2008 г.

На рынке предприятие полноценно работает уже более 8 лет. В первый год был открыт один магазин в .г. Томске на пр. Комсомольском, дом 37, на второй год существования добавилось еще три: пер.Новосибирский, дом 10,ул. Бирюкова, дом 12, пр.Ленина, дом 141.В настоящий момент сеть насчитывает 18 торговых точек трех форматов: супермаркеты - 4, супермаркеты «у дома» - 7, минимаркеты - 7.[31]

Ассортиментная матрица торговых точек адаптирована под формат и район расположения точки. В настоящее время сеть имеет серьезные планы развития, и прежде всего, в пригородные районы города - открыт минимаркет в пос. Аэропорт. Есть интересные предложения по открытию торговых точек в городе. Планируется создание собственного распределительного центра, пекарен при магазинах, кондитерской. Проведенные в декабре 2013 г. маркетинговые исследования показали, что сеть гастрономов «Радуга Вкуса» заняла свою нишу на рынке города и в сердцах томичей (исследование цифрами подтвердило лояльность наших покупателей). Выбранная предприятием «золотая середина», как ни странно, - слабо освоенная ниша рынка, в городе очень мало магазинов, ориентированных на покупателя со средними доходами и выше среднего, покупателя с определенными желаниями и потребностями, который четко знает, что он хочет, которого кроме цены интересует уровень сервиса и ассортимент товаров в торговой точке. Покупатель, который хочет покупать не только выгодно, но и с комфортом.[32]


С самого начала возникновения ООО «Счастье есть» в нем собралась мощная команда специалистов и единомышленников, во главе которой стоял Максим Дмитриевич Хайкис (генеральный директор ООО «Счастье есть» до 26 октября 2013 г.), в настоящее время коммерческим директором стала Решетникова Ирина Дмитриевна - специалист регионального значения. Она стояла у истоков создания отдела закупок сети, разработки логистических схем доставки, занималась ведением маркетинговых мероприятий по продвижению сети. В настоящий момент - генеральный директор ООО «Счастье есть» - Хайкис Елена Владимировна. В отделе закупок сети трудится в настоящее время 10 человек, а в отделе маркетинга - 3. Кадры растятся внутри компании, на всех руководящих постах трудятся люди, имеющие большой опыт работы в сети, знающие все нюансы деятельности торгового предприятия.

Внутри сети для удобства работы магазины делятся на категории:

1. Категория «А» - супермаркеты площадью от 600 кв.м. (Новосибирский, Комсомольский, Говорова, Урожайный).

2. Категория «B» - супермаркетыплощадью300-600 кв.м. (формат «у дома» - Обручева, Бирюкова, Нарановича, Маркса, 4-ая Заречная, Яковлева).

3. Категория «С» - минимаркеты площадью до 300 кв.м. (Лыткина, Ботанический, пос. Богашево, Ленина, Фрунзе, Партизанская, пос. Копылово).[33]

В планах магазина открытие еще 5 новых супермаркетов как в городе, так и в пригороде. Например, 17 февраля 2014г. было открытие супермаркета в пос. Аэропорт, площадью 400 кв.м. Проведенное исследование показало, что жители поселка испытывают серьезный дефицит в свежих продуктах и фруктах, охлажденной мясной продукции, бытовой химии. Ассортимент магазина выстроен именно с учетом потребностей будущих покупателей.

В настоящий момент на территории г. Томска наблюдается острая конкурентная борьба между представителями местного сетевого ритейла («Лама», «Радуга вкуса») и «пришлыми варягами» - представителями сетевого ритейла других регионов («Ярче», «Холлидей», «Палата», «Холди- дискаун-тер», «Холлидей классик», «Мария-Ра», «Лента»). Ситуация обещает обостриться с приходом в регион федерального ритейла «Магнит» и «InterSPAR» (Изумрудный город, партнерство с «Ламой»).

Таблица 1

Влияние факторов внутренней и внешней среды на деятельность предприятия ООО «Счастье есть»

Фактор

Влияние фактора

Факторы внешней среды

1. Экономические факторы и стадия жизненного цикла рынка

Рынок продуктов питания в г. Томске находится на этапе роста, о чем свидетельствуют его ежегодные высокие темпы роста (до 20% и прогнозируется 14% до 2016года). Под действием этого фактора идет усиление конкуренции между предприятиями торговли. Исследуемому предприятию приходится снижать цены и осуществлять поиск путей обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке.

2. Социально­демографические факторы

Рост уровня жизни и доходов потребителей приводит к росту покупок и положительно влияет на деятельность исследуемого предприятия. Но вместе с тем растут требования, предъявляемые покупателями к процессу совершения покупки, которые необходимо учитывать в своей деятельности ООО«Счастье есть»

3. Технологические факторы

Особенно сильное влияние оказало развитие НТП. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо соответствовать все более возрастающим требованиям к технологии и оборудованию магазина.

4. Политические

Деятельность предприятий торговли регулируется законодательными актами и законами. Г осударственное регулирование заставляет с помощью лицензирования и сертификации повышать качество реализуемых товаров и услуг. Торговое предприятие в своей деятельности должно соблюдать защиту прав потребителей, обеспечивать безопасность труда, время работы, минимальную заработную плату

Факторы внутренней среды

1. Поставщики.

Данный фактор оказывает слабое воздействие, так как у предприятия длительные и выгодные связи. 90% поставщиков работают с магазином более 5 лет

2. Конкуренты.

Работа в непосредственной близи сразу нескольких продовольственных магазинов («Мария-Ра», «Ярче», «Абрикос», «Интерспар»)более привлекательных по ряду параметров (обслуживание, цены, внешний вид магазина и оформление