Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Теоретические основы оперативно – розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложная послевоенная криминогенная обстановка подтолкнула руководство МВД к проведению серьезной реорганизации Главного управления милиции. В июле 1946 г. отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР получил более высокий статус Управления (УУР), а спустя год, в июне 1947 г., подобным образом был реорганизован отдел БХСС, на базе которого создали Управление БХСС (УБХСС).

Важной мерой по повышению эффективности работы явилось образование в феврале 1948 г. следственного отдела в составе ГУМ МВД СССР и следственных отделов при республиканских, краевых и областных УМВД, основной задачей которых стало расследование уголовных дел, возбуждаемых оперативными отделами милиции. Однако их штатная численность была небольшой, да и профессиональный уровень сотрудников оставлял желать лучшего[12].

Оценивая происходившие в правоохранительных органах перемены, следует отметить, что в послевоенные годы четко прослеживался курс на понижение роли МВД при одновременном укреплении МГБ. В начале 1946 г. из НКВД в НКГБ был передан Отдел «С» – отдел спецзаданий, в январе 1947 г. из Министерства внутренних дел в Министерство государственной безопасности передаются внутренние войска и транспортная милиция, охрана правительственных объектов в Крыму, правительственная связь и воинские подразделения, обслуживавшие эту связь. Завершился этот процесс передачей в октябре 1949 г. в состав МГБ Главного управления пограничных войск и Главного управления милиции со всеми органами на местах. При этом само Министерство внутренних дел все больше приобретало черты хозяйственного ведомства[13].

Переход подразделений милиции в систему государственной безопасности сопровождался очередным реформированием. Для его обоснования министром государственной безопасности было назначено проведение глубокого инспектирования подразделений милиции на местах и в центральном управлении. Итогом проверки стала Директива МГБ от 16 августа 1950 г., в которой деятельность милиции по всем направлениям признавалась неудовлетворительной.

Меры по исправлению ситуации не заставили себя ждать. Спустя шесть дней после Директивы выходит постановление Правительства СССР «О мерах по усилению работы милиции» от 22 августа 1950 г., согласно которому намечается ряд мероприятий. Реорганизовывалось Главное управление милиции, в его составе создавались: Управление милицейской службы, Управление уголовного сыска, УБХСС. Кроме того, при ГУМ создавался Институт криминалистики. В территориальных органах милиции восстанавливались столы привода, учета, регистрации и дактилоскопии.


Для обеспечения унификации и единообразия подразделений милиции с октября 1950 г. в органах внутренних дел устанавливалась единая форма одежды офицерского и рядового состава милиции для всего Советского Союза. Для повышения престижа милицейской службы в ноябре того же года была учреждена медаль «За отличную службу по охране общественного порядка»[14].

Так, Например, в своих трактах Сунь - цзы- древнекитайский философ, последователь Конфуция выделял пять видов шпионов, а именно: шпионов местных, шпионов внутренних, шпионов обратных, шпионов смерти и шпионов жизни[15].

Вербованных местных жителей из страны противниками Сунь - цзы относит местных шпионов; к внутренним шпионам относятся лица, завербованные из ряда чиновников; лица, которые вербуются из шпионов противника, именуются обратными шпионами. Шпионами смерти называют лица, которые пуская в ход ложную информацию, дают знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику. В свою очередь под шпионами жизни имеются в виду лица, которые возвращаются с донесением.

Содержащиеся в норме ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 13.08.1995 г., позволяет выделить признаки ОРД[16]:

· наличие государственно-правового характера, организационного и структурного обособления от других видов деятельности за счет специального круга субъектов, уполномоченных государством её осуществлять;

· реализация при помощи присущих только для этого вида деятельности средств и методов, имеющих специфическую форму ОРМ[17].

Общеправовые принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина лежат в основе ОРД. Также к фундаментальным принципам можно отнести: принципы конспирации, сочетания гласных и негласных начал, подразумевающих, в том числе и использование конфиденциального сотрудничества.

Дать однозначную оценку средств и приемов, которые применяются при осуществлении ОРД в конкретном случает порой бывает затруднительно.

Понятно, становится одно - государство признает допустимость обмана в правоохранительной деятельности: оно узаконило негласную работу, во многом основанную на дезинформации, обмане как средстве выявления и раскрытия преступлений.

В заключении, стоит подвести итог, отметив, что в настоящее время оперативно-розыскная практика наработала множество различных приемов, средств и методов борьбы с преступностью. ОРД является эффективным средством борьбы с тайной преступной деятельностью. При применении ОРМ, могут нарушаться некоторые права человека и гражданина, но только при наличии достаточного для этого основания.


 Подводя итог данному исследованию, можно сказать о том, что современная оперативно-розыскная деятельность берёт свое начало с момента образования российской государственности и прошла множество этапов становления, которые обуславливались, как временными периодами, так и обстановкой как в внешней, так и во внутренней политике.

1.2 Понятие, принципы и целевое назначение оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

Несмотря на тот факт, что в законе существует определение оперативно-розыскной деятельности, исследователи предлагают свои варианты и точки зрения на данный счет.

В частности, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин понимают под ней регламентированную законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц (оперативных аппаратов), осуществляемую посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Предполагается, что при определении данной деятельности не стоит забывать о наличии законодательного определения и более осторожно дополнять его личными наблюдениями и основанными на них дополнениями[18].

Вопрос принципов оперативно-розыскной деятельности не является пробелом, как на теоретическом, так и на практическом (легальном) уровне. В действующем законодательстве перечислены основные принципы данной деятельности. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств[19].

При анализе принципов данной деятельности исследователи основываются на положениях действующего законодательства, однако существуют и дополнительные сущностные черты, не упомянутые в нормативно-правовых актах.

Систему принципов можно выстроить следующим образом, разделив ее на два взаимосвязанных блока:


  1. Основные (основополагающие, закрепленные в законе) принципы:
  • Принцип законности (неукоснительное соблюдение в процессе осуществления деятельности действующего законодательства);

Важно заметить, что данный принцип является общеправовым и исходит из того, что Российская федерация является правовым государством, в котором права и свободы человека и гражданина являются высшей ценность и должны признаваться, соблюдаться и  обеспечиваться нашим государством.

  • Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (данный принцип также основывается на том факте, что в Конституции РФ закреплен правовой статус нашего государства, права и свободы являются высшей ценностью);
  • Принцип конспирации (одной из форм оперативно-розыскной деятельность является ее негласное осуществление, данный принцип исходит из того, что в основном преступная деятельность обладает аналогичным свойством);
  • Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств (поскольку их раздельное использование не позволяет достичь цели данной деятельности).
  1. Дополнительные (сущностные) признаки:
  • Принцип научности (использование достижений науки и техники в оперативной деятельности – к примеру, наработок, криминологии и криминалистики);
  • Принцип оперативности (присущ только ОРД – действовать «на опережение», не допускать перерастания замышляемого преступления в стадию покушения);
  • Принцип подконтрольности – демократический централизм (иерархичная система взаимодействия между нижестоящим и вышестоящим государственными органами в аспекте осуществления оперативно-розыскной деятельности)[20].

Важным вопросом в романо-германской правовой семье является вопрос правового регулирования (источников), поскольку основным источником права в данной общности являются нормативно-правовые акты.

Действующее законодательство содержит в себе перечень правовых актов составляющих правовую основу данной деятельности.

Так, согласно статье 4 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (также согласно данной статье, в число источников можно включить нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по вопросам тактики и организации ее проведения).


Таким образом, источниками оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации являются:

  • Конституция РФ (часть 2 статьи 23, статья 25 и так далее)[21];
  • федеральные законы (Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ, Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 26.07.2017) «О государственной тайне» и так далее)[22];
  • нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (к примеру, Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»)[23];
  • нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по вопросам тактики и организации ее проведения (согласно абзацу 1 статьи 12 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ составляют государственную тайну).

Глубокий анализ определения оперативно-розыскной деятельности закрепленного в законе позволяет выделить в отношении нее следующее: формы осуществления, субъектов и целевое назначение. В качестве форм ее осуществления можно назвать гласную и негласную деятельность.

Достижение цели зависит от выполнения промежуточных задач, отражение которых также обнаруживается при анализе специального закона. Так, задачи оперативно-розыскной деятельности закреплены в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ. Согласно данной статье задачами данной деятельности являются[24]:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • установление имущества, подлежащего конфискации.

При анализе содержания статьи 2 данного нормативно-правового акта обнаруживается несовершенство формулировки. В логической последовательности было бы актуальнее сформулировать первую задачу следующим образом «предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также обнаружение лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших»[25].

Таким образом, становится, очевидно, что в действующем законодательстве раскрываются вопросы определения оперативно-розыскной деятельности, ее принципов и целевого назначения. Дополнения исследователей в данном плане предполагается оценить положительно, по той причине, что они вносят ясность и дополняют правовое регулирование исследуемых вопросов, именно мнение экспертов влияет на позицию законодателя в случае обнаружения правовых коллизий и пробелов.


Смотрите также файлы