Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Теоретические основы оперативно – розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Особенности оперативно – розыскной деятельности на современном этапе

2.1 Оперативно-розыскная деятельность и её место в системе российского права

Оперативно-розыскная деятельность – одна из форм правоохранительной работы и равна с иными её видами, её цель – защита здоровья, жизни, свобод и прав гражданина и человека, собственности, обеспечение безопасности государства и общества от преступных посягательств.

Именно данная деятельность является определённым аналогом следственной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность имеет отличия от следственной работы[26]:

  • её иногда реализуют негласно, до возбуждения уголовного дела;
  • во время проведения мероприятий не нужно соблюдать формальностей, которые обязательны для следственных действий;
  • она носит оперативный характер.

Современная система российского права оперативно-розыскной деятельности имеет 2 уровня: одна часть составляющих её актов относится к подзаконным актам, а вторая – к законам. Правовым управлением общественных отношений в специфическом виде работы государства, которое осуществляется на среднем и конституционном уровнях, является управление оперативно-розыскной деятельности на уровне закона.

Согласно статье 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях», в соответствии с российским законодательством в исправительных учреждениях реализуется деятельность, цели которой[27]:

  1. обеспечение личной безопасности персонала исправительных учреждений, осужденных и других лиц;
  2. предупреждение, выявление и раскрытие совершаемых и готовящихся в исправительных учреждениях нарушений и преступлений установленного порядка отбывания наказания;
  3. розыск осуждённых, которые совершили побег из исправительного учреждения, а также осуждённых, избегающих отбывание лишения свободы[28];
  4. помощь в раскрытии и выявлении преступлений, которые совершены осуждёнными перед прибытием в исправительное учреждение.

Современная преступная среда, которая выступает в качестве основной противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных сотрудников, отражается обязательной частью оперативно-розыскной тактики реализации оперативно-розыскных мероприятий. Нынешнюю оперативно-розыскную деятельность невозможно анализировать вне её взаимосвязи с российским правом.

Существующие масштабы и тенденция роста преступности отражаются на реализации социальной реформы, а также формируют чувство тревоги у граждан за своё благополучие и жизнь. Кроме того, эта тенденция понижает доверие к органам власти, напрямую угрожает российским стратегическим интересам, понижает социальный контроль над преступностью[29].

Предыдущая система контроля над личностью ушла в прошлое, нынешняя система, которая бы отвечала современной криминогенной ситуации в РФ, пока окончательно не сформирована. Именно это и сформировало серьезную проблему в процессе реализации контроля над преступностью. Правоохранительная система, которая осуществляет основной контроль над преступностью, в наше время, переживает кризис, который обусловлен разрушением кадрового ядра, понижением доверия населения, формирования правового нигилизма.

По нашему мнению, решение этих проблем невозможно без общего применения сил оперативно-розыскной деятельности, как одной из главных деятельностей в системе российского права.

В области оперативно-розыскной деятельности национальное законодательство составляют[30]:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Правовые акты, которые регулируют основы оперативно-розыскной деятельности, основным является закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В законе определены принципы и задачи оперативно-розыскной деятельности, а также даётся понятие. В нём раскрывается список органов, реализующих оперативно-розыскную деятельность, их обязанности и права, защита информации о них, правовая и социальная зашита должностных лиц органов, исполняющих оперативно-розыскную деятельность. Закон предусматривает социальную и правовую защиту гражданам, которые помогают органам, исполняющим оперативно-розыскную деятельность, а также включает в себя положения о надзоре и контроле за оперативно-розыскной деятельностью[31];
  3. Другие федеральные законы.

Самые сложные преступления нельзя раскрыть лишь с помощью следственных действий, об этом свидетельствует оперативно-розыскная практика статистики реализации российского права.


Государственно-властное нормативно-организующее действие на оперативно-розыскные отношения социально полезной юридической работы, реализуемой на развивающем и конституционном уровне правового контроля, в специфическом виде называют законодательным регулированием оперативно-розыскной деятельности.

Специфическим для него фактором является принятие подзаконных нормативных правовых актов.

Различают среди них[32]:

  • ведомственного характера;
  • межведомственного характера;
  • нормативные акты исполнительной и законодательной власти.

В таком случае необходимо обратить внимание на разъяснение понятия оперативно-розыскного закона. Оперативно-розыскным законом называется собирательный термин, который понимается как комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы, существующий для управления общественными отношениями в области оперативно-розыскной деятельности и в некоторых других видах работы правоохранительных спецслужб и органов РФ, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью, в основном в уголовно-процессуальной и контрразведывательной работе.

Термины, взятые из ряда отраслей знаний о разных видах юридической работы, в оперативно-розыскном законе обязательно должны соответствовать по содержанию и смыслу таких терминов. Невозможно толковать не оперативно-розыскные термины в пользу сложившейся оперативной практики, объяснять их в другом смысле, чем это принято в определённой отрасли знания, из которой они вошли в оперативно-розыскное законодательство[33].

Исследование содержания определённых нормативных актов говорит о зависимости выбора властями конкретного уровня правового управления сыскной деятельности от экономической и социально-политической обстановки в России. Во время роста демократических завоеваний уровень регламентации права негласной деятельности правоохранительных спецслужб и органов постоянно повышался, а с началом новой полосы войн, внутренних потрясений и т.п. законодатель, обычно, ужесточал правовой режим данной работы определённых служб и органов.

По нашему мнению, оперативно-розыскная деятельность не отражается общей реализуемой системой российского права, а лишь является её частью, необходимо структурировать и реорганизовать оперативно-розыскную деятельность, чтобы она отражала все основные аспекты действующего российского права.

Таким образом, анализ содержания нормативных актов свидетельствует о зависимости выбора властями того или иного уровня правового регулирования сыскной работы от социально-политической и экономической обстановки в стране. С ростом демократических завоеваний уровень правовой регламентации негласной работы правоохранительных органов и спецслужб неуклонно возрастал, и, наоборот, с началом очередной полосы внутренних потрясений, законодатель стал ужесточать правовой режим негласной работы данных органов и служб[34].


2.2 Оперативно-розыскная деятельность как наука

Оперативно-розыскная деятельность – это наука, которая рассматривает закономерности процесса совершения преступлений, возникновения информации о каком-либо преступлении, информации о его участниках, противодействия криминальной среды. Оперативно-розыскная деятельность разрабатывает правовые, организационные, методические и тактические основы эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью.

Оперативно-розыскная деятельность изучает объективные закономерности возникновения и развития тех групп явлений, отношений, фактов, которые определяют скрытый характер совершаемых преступлений, а также противодействие криминальной среды и требуют применения адекватных, преимущественно негласных средств и методов для их выявления, предупреждения и раскрытия[35].

На сегодняшний день многие правоведы выделяют оперативно-розыскную деятельность как самостоятельную отрасль российского права, по своему назначению входящую в общую систему отраслей права криминалистического блока, наряду с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Данное умозаключения ученые обосновывают следующими аргументами: наличие специальных нормативно- правовых актов высшей юридической силы, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность (Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности»)[36].

Тем не менее, далеко не все представители юридической науки выделяют оперативно-розыскную деятельность в качестве самостоятельной отрасли российского права. Некоторые из них при обосновании своего решения указывают, в том числе и на тот факт, что в современных научных исследованиях по теории права, посвященных проблемам отраслевой структуры российского права, при рассмотрении вопросов о классификации отраслей права не встречаются упоминания о такой отрасли, как оперативно-розыскное право.

Объяснить данные положения, на наш взгляд, можно несовершенством некоторых статей ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности», слабой теоретической базой, раскрывающей содержание предмета и метода правового регулирования общественных отношений, которые возникают в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Естественно, что недостаточная проработка вышеперечисленных положений в науке отрицательно отражается на содержании теории оперативно-розыскной деятельности.


На наш взгляд, именно отсутствие достаточной теоретической и законодательной базы является основной причиной непризнания многими правоведами оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной отрасли российского права, а это, в свою очередь, приводит к существенному торможению процессов совершенствования законодательного регулирования процесса осуществления оперативно-розыскной деятельности, в том числе, правил использования их результатов в уголовном судопроизводстве. Как следствие: недостаточно эффективная деятельность всей системы государственных органов по защите человека, общества и государства от преступных посягательств[37].

Проблема развития оперативно-розыскной деятельности в качестве самостоятельной отрасли права давно привлекала ученых и практиков.

Существенный вклад в описание особенностей оперативно-розыскных правоотношений, теорий возникновении оперативно-розыскного права, целей, задач, функций, принципов, методов оперативно-розыскной деятельности внесли В.А. Азаров, В.М. Атмажитов, В.П. Божьев, А.Р. Белкин, Ю.С. Блинов, Ю.Я. Вольдман, О.А. Вагин, Н. А. Громов, В.А. Гусев, С.И. Давыдов, Е.А. Доля, А.М. Ефремов, Н.С. Железняк, В.И. Зажицкий, С.И. Захарцев, Ю.Ф. Кваша, В.Ф. Луговик, А.Г. Лекарь, А.Г. Маркушин, В.Ю. Сафонов, Н.В. Павличенко, С.С. Овчинский, М.П. Поляков, В.А. Семенцов, М.А. Шматов, Н.И. Сидоренко, А.Е. Чечетин, А.А. Чувилев, А.В. Шахматов, А.Ю. Шумилов и др[38].

К сожалению, до сих пор правоведы не пришли к единому мнению о предмете и методе правового регулирования отрасли оперативно- розыскного права, об особенностях функций, целей, задач оперативно-розыскной деятельности, их значении, видах и критериях разграничения правоотношений, возникающих в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Теоретические вопросы оперативно-розыскной науки, место теории оперативно-розыскной деятельности в системе наук, связь оперативно-розыскной деятельности с другими отраслями права нашли отражение в научных трудах современных ученых: А.Ф. Возного, В.Г. Боброва, Д.В. Гребельского, В. М. Атмажитова, Ю.Ф. Кваши, И. А. Климова, В.Н. Омелина, А.Ю. Шумилова, Г.К. Синилова, и др[39].

Правоведы Ю.П. Соловей, А.Г. Маркушина, В.И. Баскова, Р.С. Белкина, В.И. Елинского, В.П. Илларионова, А.Н. Хоботова, В.П. Хомколова, А.Е. Чечетина и др. в своих работах рассмотрели вопросы определения места теории оперативно-розыскной деятельности в системе юридических наук и истории их развития. На основании их работ, можно сделать вывод, что оперативно-розыскная деятельность рассматривается как наука, входящая в общую систему научного знания, в систему уголовно-правовых наук.


Смотрите также файлы