Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Понятие налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоги - это один из основных, конституирующих признаков государства, отражающих его природу и назначение, а потому носящий принудительный характер. Количественно они выражаются в уровне налогообложения, перечне налогов, учитывающем, как правило, территориальной устройство страны. Является ли этот показатель определяющим для развития этой страны, т.е. каково значение уровня налогообложения и того разнообразия налогов, которое определено в законодательстве. Иными словами является ли налоговое воздействие определяющим для экономического положения.

Научная литература, воззрения экономистов, не всегда должным образом освещенные в ней, дают однозначный ответ. Качество налогового администрирования, уровень коррупции, а также издержки на исполнение налогового законодательства – вот те факторы, которые подлежат учету в первую очередь. Именно они являются своего рода ориентирами, индикаторами для свободного развития бизнеса. Спору нет, налоговая система во многом соответствует, адекватна уровню развития страны. Высокая ставка налогов часто не способствует законопослушному, правомерному поведению налогоплательщиков, они уклоняются от их уплаты (в случае, к примеру, с единым социальным налогом, который, подчеркивается, тяжел для отраслей с высокой добавленной стоимостью). Т.е. немаловажный характер имеет прогрессивный характер налогообложения.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной под­чиненности, форм собственности и организационно-правовой формы пред­приятия.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Кроме того, с помощью налогов государство получает в свое распо­ряжение ре­сурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет на­логов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые из­меняют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.


Целью курсовой работы является исследование налоговой системы Российской Федерации, оценка ее эффективности и выработка направлений ее совершенствования.

Для достижения указанной цели необходимо:

- дать понятие налоговой системы;

- раскрыть основные принципы налогообложения;

- изучить структуру налоговой системы Российской Федерации;

- проанализировать налоговые поступления в бюджет;

- рассмотреть изменения налоговой системы в 2017 году;

- предложить направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Объектом исследования выступает налоговая система Российской Федерации.

Проблема организации и структуры налоговой системы широко освещена в трудах таких авторов, как Черника Д.Г., Шаталова С.Д., Романовского М.В., Врублевской О.В. и других.

Методологической основой работы послужили законодательные, нормативные материалы по проблемам налоговой системы, труды отечественных экономистов в области теории и практики государственных финансов и налогов, инструктивные документы Министерства Финансов, материалы периодических изданий по исследуемому вопросу.

Источниками информации явились данные Минфина России, Федеральной налоговой службы России, Росстата.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие налоговой системы

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).

Толкушкин А.В. дает следующее определение налоговой системы: «налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства» [21, с. 56].


Система налогообложения является в высшей степени сложным механизмом. Для участников налоговых отношений в России эта сложность определяется чрезмерной динамичностью налоговой системы, переменчивым и зачастую противоречивым законодательством.

«В связи с тем, что налоговая система является не изолированной, самостоятельно существующей и развивающейся системой, а составным звеном финансовой системы государства, все финансовые процессы, протекающие в экономической и социальной сферах в той или иной мере воздействуют на налоговую систему» [10, с. 45].

Таким образом, «оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования» [7, с. 91], - делает вывод Горский И.В.

«Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30 - 40 процентов дохода - та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40 - 50 процентов его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства» [3, с. 147]. Данная зависимость называется кривой Лаффера (Приложение 1).

Таким образом, согласно теории А. Лаффера увеличение налоговых ставок только до определенного предела способствует росту налоговых поступлений, при его достижении поступление налогов начинает постепенно замедляться, а затем при превышении этого предела идет или плавное снижение доходов бюджета, или же резкое их падение. «Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно А. Лафферу, является первопричиной развития теневого сектора экономики» [12, с. 115]. Именно А. Лаффер обосновал, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость. Рост доходов в бюджет в этом случае осуществляется не за счет нагнетания налогового бремени на товаропроизводителей, а за счет увеличения производства и расширения на этой основе налогооблагаемой базы. Вместе с тем «кривая А. Лаффера» лишь показывает указанную зависимость, но не дает четкого представления о предельно допустимой величине налоговых изъятий в бюджет страны. «Эта величина не может быть постоянной и достаточно точной, в немаловажной степени ее уровень зависит от финансового состояния налогоплательщиков в конкретной стране, от состояния экономики этой страны в целом» [8, с. 127].


Проблема организации современной налоговой системы для отечественной научной литературы является относительно новой. Интерес к данной теме появился недавно и был связан, в основном, с развитием рыночной экономики в России.

«В принципе, налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению» [14, с. 86]. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление.

По этому поводу Аронов А.В. высказывается следующим образом: «Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков» [4, с. 92].

1.2. Основные принципы налогообложения

«Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков» [17, с. 49]. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в то же время в их числе можно выделить наиболее важные.

В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и справедливости. «Распределение налогового бремени должно быть равным, т.е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну» [19, с. 54].

В мировой практике существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости. Первый подход состоит в обеспечении выгоды налогоплательщика. «Согласно этому подходу уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т.е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и др. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета» [9, с. 82].


«Второй подход к реализации принципа равенства и справедливости состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности» [6, с. 78].

В построении налоговых систем эти два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа построения налоговой системы.

Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным;

- налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;

- не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

- «налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Федерации или муниципальных образований» [11, с. 91];

- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. «Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику» [18, с. 53];

- максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, «административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными» [16, с. 82].

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения.

Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями: