Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Понятие налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также увеличен лимит по стоимости основных средств налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, со 100 млн.руб. до 150 млн.руб. (подпункт 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового Кодекса РФ).

С 1 января 2017 года страховые взносы на обязательное социальное страхование устанавливаются и регулируются не отдельным Федеральным законом, а Налоговым кодексом РФ (глава 34). Меняется и порядок проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов: с 1 января 2017 года эти функции выполняет Федеральная налоговая служба. Соответственно ФНС осуществляет взыскание недоимки, пеней и штрафов за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов, в том числе за предыдущие периоды. Что касается исчисления страховых взносов, то тарифы остались прежними, но максимальная база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством теперь составляет 755 тыс.руб., а по взносам на обязательное пенсионное страхование - 876 тыс.руб. На 2016 г. лимиты устанавливались на уровне 718 тыс.руб. и 796 тыс.руб. соответственно.

Отдельные изменения в 2017 году произошли в отношении налога на добавленную стоимость. В частности, при получении субсидии на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг, в которую включен НДС, необходимо восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету (подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Налогового Кодекса РФ).

2.3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ

Одной из главных особенностей налоговой политики современной России является совершенствование налогообложения имущества и прибыли физических и юридических лиц. Несовершенство налоговой системы России приводит: к утечке капитала за рубеж, развитию теневой экономики, массовым уклонениям предприятий от уплаты налогов.

«К основным причинам уклонения предприятий от уплаты налога можно отнести: тяжесть налогового бремени, узкие знания в области налогового законодательства, корыстный умысел предпринимателей, нежелание исполнять свои обязанности перед государством, последнее на прямую связано с ментальностью российского населения» [20, с. 96].

Еще одной из актуальных особенностей является чрезмерно высокая доля косвенных налогов. По потребительским товарам физические лица являются основными носителями косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции российских налогов.


В налоговой политике России фискальная функция является главной, это еще одна из особенностей, которая пагубно влияет на развитие народного хозяйства страны. Налоги должны стать не только основным источником формирования государственного бюджета, но и мощным стимулом к развитию производства страны.

Также нестабильность российских налогов, постоянное изменение ставок и льгот играют негативную роль на пути развития государства. Нестабильность налоговой системы России - это одна из важнейших проблем налогообложения.

Более подробно остановимся на рассмотрении проблем налоговой политики России на разных экономических уровнях.

Проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются:

- неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками;

- отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

- высокая нагрузка на фонд оплаты труда;

- отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферу.

Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:

- запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы;

- расхождения между стандартами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли;

- ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;

- множественность налогов.

Рассмотрим перспективы в области налоговой политики России на период 2018 – 2019 годов:

- поддержка и привлечение инвестиций, развитие человеческого капитала;

- улучшение налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;

- упрощение налогового учета и установление тесной связи с бухгалтерским учетом;

- улучшение налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

- преобразование налогообложения торговой деятельности;

- налогообложение добычи полезных ископаемых;

- улучшение налогообложения недвижимого имущества физических и юридических лиц;

- акцизное налогообложение;

- противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

- преобразование налогового администрирования.

Остановимся на более подробном рассмотрении важных преобразований для большинства налогоплательщиков. Улучшение налогообложения физических лиц планируется связать с привлечением и поддержкой частных инвестиций и развитием человеческого капитала.


Основной задачей станет выравнивание налогового бремени для доходов от различных видов инвестиций. В налогообложении финансовых инструментов планируется изменить порядок уплаты налогов на финансовых рынках, снизить контроль над ценами по сделкам на фондовых ранках и ставками по банковским кредитам. Также планируется увеличение ставки транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей.

Очень большее внимание стало уделяться и региональной налоговой политике. Так, например, законодательные органы Приморского края сумели ввести ряд существенных налоговых льгот для предприятий.

В акцизном налогообложение предвидится очередное повышение ставок на бензин, алкогольную продукцию и табак. В отношении НДС предлагается упростить порядок подтверждение применения нулевой ставки с помощью электронного документооборота.

Также планируется разработка новой налоговой системы, которая должна заработать после 2018 г., о чем объявил первый вице-премьер И. Шувалов, выступая на конференции по созданию благоприятного инвестиционного климата в России.

Так, еще в  2008 году, находясь в эйфории от показателей докризисного роста отечественной экономики, звучали предложения о том, что «нам нужен новый Налоговый кодекс, для инновационной безнефтяной экономики». Однако грянувший в октябре экономический кризис 2008 года разрушил планы и властям пришлось срочно вводить антикризисные налоговые меры.

Однако представляется, что в ближайшее время никто переписывать Налоговый Кодекс РФ не будет. Даже несмотря на то, что нынешний Налоговый Кодекс РФ похож на плохо скроенное лоскутное одеяло (о разрушении целостности Налогового Кодекса РФ как единого кодифицированного нормативного акта разговор отдельный). Для процесса «переписывания» нужны более серьезные вызовы, да и работа эта очень масштабная и кропотливая.  А в условиях, когда толком-то и предложить по замене особо нечего, думается, что власти будут продолжать свою политику по точечным (а иногда и не точечным) внесениям изменений в действующий  Налоговый Кодекс РФ, без разработки его новой редакции.

Также в планах Минфина увеличить косвенные налоги и снизить прямые. При этом общая налоговая нагрузка в стране расти не будет.

Нагрузка на зарплаты не вырастет, бизнесу выравнивание баланса между косвенными и прямыми налогами будет выгодно.

Таким образом, налоговая система России на данный период времени является несовершенной. Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба постоянно вносят поправки и изменения в налоговый кодекс, надеясь на улучшение уровня налогообложения и финансового состояния страны, и, следует отметить, что в какой-то степени данные действия положительно влияют на совершенствование налоговой системы России. Тем не менее, существует и отрицательный момент, связанный с нестабильностью налоговой политики. И в настоящее время главными проблемами налоговой политики России являются именно нестабильность и несовершенство налогового законодательства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система государства представляет собой совокупность видов взимаемых налогов, форм и методов их исчисления, сбора и использования налоговых поступлений, а также включает налоговые, таможенные и финансовые органы, органы внутренних дел.

В Российской Федерации действуют следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные.

С введением в действие первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации реформирование налоговой системы Российской Федерации не завершилось. Следует отметить, что действующий механизм налогообложения доходов и прибыли в определенной степени соответствует современным принципам оптимального налогообложения. Приоритетными направлениями последующего реформирования являются налоговое администрирование, налогообложение природных ресурсов, «настройка» механизмов функционирования основных действующих налогов, уже вошедших в Налоговый кодекс Российской Федерации, имущественное налогообложение.

Доходы консолидированного бюджета в 2016 году составили 27746,7 млрд.руб. (32,3% ВВП). Их рост в номинальном выражении по сравнению с 2015 г. был настольно незначительным, что не смог компенсировать даже довольно низкий уровень инфляции. В реальном выражении доходы сократились на 0,6%.

Около 59% поступлений приходится на налоговые доходы. Остальная часть поступлений практически в равной пропорции делится между страховыми взносами на обязательное социальное страхование, неналоговыми и прочими доходами.

Как и в 2015 году, наибольшее падение доходов и наибольший рост дефицита наблюдается по федеральному бюджету. По итогам 2016 г. в федеральный бюджет поступило 13 460 млрд.руб. (на 1,4% меньше, чем в 2015 г.).

В целом можно сделать главный вывод: чем выше объемы производства, чем выше доходы населения, тем больше средств аккумулируются в виде доходов бюджета, поэтому серьезный рост доходов можно ожидать только при серьезном росте экономических показателей.

Основными направлениями повышения эффективности налоговой системы России является рост собираемости налогов.

Предлагаемые направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере в зависимости от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов могут значительно уменьшить противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.


Таким образом, создание стабильной налоговой системы является одним из основных принципов государственной политики России в области налогообложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. -М.: Бератор-Пресс, 2013. – 486 с.
  4. Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. - 2015. - №5. – С.34-37.
  5. Афонина А.А. Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2016. - № 13.  – С. 124-126.
  6. Вопросы теории и практики современного налогообложения / Под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2016. – 382 с.
  7. Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. - М.: Анкил, 2015. – 517 с.
  8. Качур О.В. Налоги и налогообложение. – М.: КНОРУС, 2016. – 397 с.
  9. Князев В.Г., Пансков В.Г. Налоговая система России. - М.: Российская экономическая академия, 2016. – 428 с.
  10. Колчин С.П. Налогообложение. - М.: ИПБ-БИНФА, 2013. – 431 с.
  11. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. - М.: Вузовская книга, 2014. – 372 с.
  12. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 453 с.
  13. Российская экономика в 2016 году. Тенденции и перспективы.- М.: ИЭПП, 2017. – 673 с.
  14. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2015. – 476 с.
  15. Налоги: Учеб. Пособие. / Под ред. Д.Г.Черника. - М.: Финансы и статистика, 2016. – 492 с.
  16. Налоги и налогообложение / Под рук. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 2015. – 379 с.
  17. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М.: Финстатинформ, 2014. – 462 с.
  18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2015. – 527 с.
  19. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 492 с.
  20. Степанова Я.А. Проблемы и перспективы развития приоритетных направлений налоговой политики Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. – С. 96-99.
  21. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь. - М.: Юристъ, 2016. – 375 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1