Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений (Финансирование инновационной деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нейтралы — люди, не склонные верить на слово полезному предложению.

Скептики — люди, способные стать хорошими контролерами проектов и предложений, но тормозящие нововведения.

Консерваторы — люди, которые критически относятся ко всему, что не проверено опытом.

Ретрограды — люди, автоматически отрицающие все новое.

Варианты политики внедрения нововведений в коллективе

Директивная политика. Суть ее сводится к тому, что нововведения проводятся менеджером без привлечения членов коллектива. Целью такой политики являются быстрые изменения в условиях кризисной ситуации, и члены коллектива вынуждены будут смириться с изменениями в силу их неизбежности.

Политика переговоров. Менеджер является инициатором нововведения; он проводит переговоры с коллективом, при которых возможны частичные уступки и взаимные соглашения. Члены коллектива могут высказать свое мнение и понимание сути нововведений.

Политика достижения общих целей. Суть ее состоит в том, что менеджеры, привлекая консультантов — специалистов в области менеджмента, не только получают согласие коллектива на внедрение нововведений, но и ставят перед каждым членом организации цели внедрения нововведения, определяя их ответственность за достижение целей, как личных: так и всей организации.

Аналитическая политика. Менеджер привлекает специалистов-экспертов, которые изучают проблему, собирают информацию, анализируют ее и разрабатывают оптимальные решения, не привлекая коллектив работников и не учитывая их личные проблемы.

Политика проб и ошибок. Менеджер не может определить проблему достаточно четко. К внедрению нововведений привлекаются группы работников, которые пробуют подходы к решению проблемы и учатся на своих ошибках.

Глава 2. Управление инновациями в организации

2.1 Понятие, сущность, цели и задачи инновационной деятельности организации

Инновационная деятельность, которая наблюдается во всём мире с середины двадцатого века, определила начало научно-технической революции, приведшая к внедрению новых технологий в процессы управления, производства и к использованию новейших видов энергии и материалов.


Установление конкретных аспектов, которые характеризуют сущность любых понятий, становится исходным моментом при формулировании цели, структуры и объёмов дальнейших исследований. Поэтому сущности понятия «инновация» уделяется огромное внимание, в свою очередь которое должно отвечать ряду требований.

«Инновация» – термин, который активно используется в переходный период в экономике самостоятельно и для обозначения некоторых родственных понятий, таких как «инновационная деятельность» «новшества», «инновационные процессы».

Впервые наиболее полное описание инновационного процесса ввел в экономику, как науку Й. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.). Тогда еще не говорили об инновациях, а речь вели о некоторых новых сочетаниях изменения в развитии. Й. Шумпетером выделено пять типичных модификаций, т.е. изменений: [45]

  • использование новейшей техники, новейших технологических процессов или новейшего рыночного обеспечения на производстве (купля — продажа);
  • внедрение новой продукции с обновлёнными или новыми свойствами;
  • использование новейшего сырья;
  • изменение при организации производства, а также и материально-технического обеспечения;
  • образование и появление дополнительных рынков сбыта продукции и услуг.

Позднее, уже в 30-е годы, Й. Шумпетер ввел понятие инновации, рассматривая его как изменения с целью внедрения или использования новейших видов товаров для потребителя, новейших производственных и транспортных средств, рынков и форматы организации в промышленности.

Зарубежными учеными инновации определяются следующим образом:

Б. Твисс определяет инновацию как процессы, в которых изобретения или идеи приобретают экономическое содержание. [41]

Б. Санто считал, что, инновация – это такие общественно-технико- экономические процессы, которые через практическое применение идей и изобретений ведёт к созданию улучшенной по своим свойствам продукции, технологий, а в случае, когда инновации ориентированы на прибыль и экономическую выгоду, её возникновение на рынке возможно принесёт добавочный доход. [40]

Советские ученые, в частности В.Д. Грибов и В.П. Грузинов определяли инновацию как использование нововведений в виде новейших технологий, новейшей продукции и услуг, новейших форм организации труда и производства, управления и обслуживания. [18]

П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели определяют, что инновации–это использование в различных сферах деятельности общества результата интеллектуальной деятельности, которая направлена на усовершенствование процессов деятельности или его результата. [21]


Р.А. Фатхутдинов определил инновации как конечные результаты внедрения новшеств для изменения объектов управления и получения положительного эффекта в экономике, социальной сфере, экологии, научно-технических процессах. [42]

При соответствии с международными стандартами инновации определяются как конечные результаты инновационной деятельности, воплощенные в виде новых или усовершенствованных продуктах, внедренные на рынке, новых или усовершенствованных технологических процессов, используемые в практической деятельности, или в новых подходах к социальным услугам.

Так, в настоящее время в научных литературных изданиях нет общепринятых определений инновации. Инновация может быть и материальна (вещь, предмет), и нематериальна (идея, процесс), скорее абстрактное, но достаточно точное определение инновации – это нечто совершенно – качественно новое применимо к конкретным ситуациям, что возможно к использованию, если это будет осознано.

Несмотря на его абстрактность, данное определение включило три очень важных момента:

  • инновация – новое явление в обществе людей;
  • инновация – осознаваемые человеком новое явление;
  • инновация – это новое используемое явление.

Таким образом, можно считать, что инновация – конечный результат при внедрении новшеств с целью изменения объектов управления и получения эффекта в области экономики, в социальной области, в экологии, в научно-технической сфере. Под новшеством понимают оформленные результаты фундаментальных или прикладных исследований, при разработке экспериментальных работ в любой сфере деятельности при повышении ее эффективности. Новшества может оформляться как открытие, изобретение, патент, товарный знак, рационализаторское предложение и так далее.

Под инновационной деятельностью – принято понимать практическое использование интеллектуального потенциала и инновационно-научного в массовом производстве для получения новых продуктов, удовлетворяющие потребительский спрос в новых конкурентоспособных товарах или услугах. Результат инновационной деятельности это инновации.

Инновационная деятельность предприятий направлена на применение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок для получения и увеличения прибыли на основе обновления и расширения номенклатуры выпущенной продукции (услуг, товаров) и улучшения качества, совершенствования технологий их изготовления, а также организации производства.


В понимании инновационной деятельности как и в понимании «инновация» выделяют несколько подходов:

  • Предпринимательский подход, который характеризует включение в инновационный процесс коммерческой деятельности, связанный с реализацией выпускаемой продукции потребителям. Под инновационной деятельностью подразумевается «процесс создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта» (И. Курнышева, Д. Сулейменов). [31]
  • Креативно-функциональный взгляд, представителями которого относят Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, В.С. Толстого и других. [40] Инновационную деятельность эти исследователи рассматривали как один из нескольких видов продуктивной творческой деятельности, под которой они понимают деятельность, которая связана с разработкой новых целей или достижения уже имеющихся целей, но с помощью новых средств. [30]
  • Философский подход, который под инновационной деятельностью подразумевает «процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление» (В.П. Логинов, А.С. Кулагин). [30]

Субъекты инновационной деятельности это – инновационные предприятия различной формы собственности, их инвесторы; владельцы интеллектуальной собственности; посредники инновационных процессов; государственные органы и органы местного самоуправления; различные общественные организации.

Инновационная деятельность характеризуется ускорением темпа создания новшеств, их распространение, что содействует расширению и углублению структурных продвижений в экономике, увеличению границ рынка и удовлетворению возникающих и существующих потребностей.

Новизна может быть:

  • относительной,
  • абсолютной
  • частной.

При абсолютной новизне обычно отсутствует аналог данному новшеству.

При относительной новизне – это новшество, которое ранее уже применялось другими предприятиями, но впервые применяется в данной организации.

При частичной новизне принято подразумевать обновление некоторых элементов изделия или одного элемента (процесса) или его модификацию.

Экономическое достоинство всех нововведений заключается в том, что полученная выгода при внедрении превышает некоторые издержки на создание продукта (услуги). С того момента как принято к распространению новшество, оно становится инновацией. Только в этом случае различные изобретения, идеи, новые услуги, новая продукция получают популярность и признание потребителя, и только в новом качестве они станут инновациями. В ходе этого процесса идея или изобретение наполняется экономическим содержанием, новшество становится товаром и может выступить как товар на рынке.


Время от зарождения идеи и до снятия с производства осуществлённого на её основе инновационного продукта принято называть жизненным циклом инноваций. [10] Жизненный цикл инноваций охватывает четыре взаимосвязанных последовательных этапа:

  • фундаментальные научные исследования,
  • экспериментальные и прикладные разработки,
  • опытное производство,
  • коммерциализация новшеств.

Таким образом, деятельность, связанная с инновациями в организации представляется в виде инновационного процесса, который объединяет процесс создания и реализацию новшеств. Стадии инновационного процесса представлены на Рисунке 1. [44]

Поиск и оценка идеи

Составление бизнес-плана

Разработка продукции

Производство новой продукции

Сбыт продукции

Рисунок 1. Стадии инновационного процесса

Все стадии в инновационном процессе взаимосвязаны, поэтому, необходимо на первых стадиях тщательно обдумывать воплощение всех последующих стадий.

Рисунок 2. Факторы и их влияние на инновационную деятельность

При внедрении инноваций в практику предпринимательской деятельности, важно знать, какие именно факторы могут замедлить или активизировать инновационный процесс. Основные факторы, которые влияют на развитие инновационного процесса, указаны на рисунке 2.

Инновационная деятельность организации по разработке, освоению, внедрению и коммерциализации нововведений должна включать:

  • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) по разработке идеи новшества, проведение лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов нового продукта, видов новой техники, новых изделий и конструкций;
  • подбор необходимого сырья, материалов для выпуска новых видов продукции;
  • разработку технологии при изготовлении новой продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
  • разработку, внедрение новых организационно-управленческих решений, которые направлены на реализацию новшеств;
  • исследование, разработку или покупку необходимых информационных ресурсов, информационного обеспечения инноваций;
  • подготовку, переквалификацию, обучение, или иной способ подбора персонала, требуемого для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);
  • приобретение необходимой документации или проведение работ по патентованию, лицензированию, приобретению ноу-хау;
  • организацию и проведение маркетинговых обследований по продвижению нововведений и т.д.