Файл: Основы управления государственной и муниципальной собственностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства - равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются. Приватизация - это переход объектов из государственной собственности в частную.

Целью курсовой работы является рассмотрение нормативно-правового процесса приватизации, как элемента системы управления государственной и муниципальной собственностью.

Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть основы управления государственной и муниципальной собственностью;

- проанализировать понятие, сущность, теоретические основы государственной и муниципальной собственности;

- раскрыть нормативно-правовые основы процесса приватизации государственного и муниципального имущества.

Предмет курсовой работы – правовые, экономические и организационные основы процесса приватизации государственного и муниципального имущества.

При курсовой выявлено, что разработанности темы в нормативно-правовые основы процесса приватизации высока, имеется научных трудов, различные аспекты приватизации в современной России. В О.Е. Кутафина, В.В. Иванова, В.М. Зуева и др. различные аспекты института муниципальной собственности, полномочия органов муниципальной власти в сфере управления муниципальной собственностью, в том числе процессом ее приватизации. В исследованиях А. Бударина, В.А. Козбаненко, Д.П. Зеркина А.К. Куранова, Г.Д. Отнюкова механизмы приватизации государственных и муниципальных предприятий, региональная специфика, исходя из особенностей политико-экономического и нормативного-правового харарактера территорий, а также характеризуются нормы права о процессе приватизации, сложившиеся в юридической науке и практике.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Государственная собственность

Государственная собственность - одна из форм собственности, указывающая на принадлежность вещей, материальных и нематериальных ценностей государству. Субъектами-распорядителями здесь являются государственные органы, а объектами могут быть природные ресурсы, основные средства, здания, сооружения, оборудование, продовольствие, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности, т.е. совокупность вещей, материальных и нематериальных ценностей, принадлежащих государству - государственное имущество.[1]

До 1991 года в России существовало только два вида собственности: государственная и личная собственность граждан. Последняя составляла ничтожную долю от первой.[2] Первые упоминания о муниципальной собственности появились в федеральном законодательстве в 1991 году (Закон «О местном самоуправлении», Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие, ныне уже не действующие законодательные акты).[3]

Наиболее важным законодательным актом для становления института муниципальной собственности, наполнения её реальным содержанием стало постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».[4]

Разграничение государственной собственности субъектов федерации на федеральный, и муниципальный уровни осуществлялось в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.91 № 3020-1. В отношении всех трех уровней собственности в 1992 году был запущен механизм массовой приватизации, который в основном был завершен к концу 1994 г.

Процесс разгосударствления и приватизации, запущенный в 1991 году, привел к новой структуре собственности в Российской Федерации. Гражданское законодательство называет следующие ее виды:


  • государственная собственность Российской Федерации и субъектов Федерации;
  • муниципальная собственность;
  • частная собственность;
  • другие виды собственности (например, собственность общественных организаций).[5]

По видам государственная собственность может быть федеральной либо субъектов федерации. Соответственно проводится разграничение государственной собственности - установление границ государственной собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.[6]

В государственной собственности субъектов Российской Федерации находятся:

    • природные объекты (земля, недра, водоемы, растительный и животный мир), переданные федеральным законом и иными нормативными правовыми актами в собственность субъекта Российской Федерации;
    • средства бюджета субъекта Российской Федерации;
    • средства внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации;
    • средства валютных фондов субъекта Российской Федерации;
    • имущество, закрепленное за государственными предприятиями и государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, пакеты акций и доли (вклады) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ;
    • имущество, созданное или приобретенное за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или переданное ему в собственность в установленном законом порядке;
    • объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации, находящиеся за пределами его территории, в соответствии с соглашениями, договорами, по другим законным основаниям;
    • ценные бумаги, финансовые активы, депозиты в банковских учреждениях;
    • имущество представительных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
    • иное имущество, необходимое для решения задач, стоящих перед органами государственной власти субъекта Российской Федерации.[7]

Состав объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации определяется региональным законодательством. В муниципальной собственности находятся:

    • средства местных бюджетов, местных валютных фондов;
    • имущество органов местного самоуправления;
    • земли и другие природные ресурсы, переданные федеральными законами и законодательными актами субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность;
    • имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
    • муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
    • жилищный фонд и нежилые помещения;
    • объекты инженерной инфраструктуры;
    • дороги местного значения;
    • здания, сооружения и предметы, являющиеся памятниками истории, архитектуры и культуры местного значения;
    • ценные бумаги;
    • плоды, продукция, доходы, полученные от использования муниципальной собственности;
    • иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для решения вопросов местного значения.[8]

Состав объектов муниципальной собственности определяется федеральным законодательством, законами субъектов РФ о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований.

Преобразование форм и отношений собственности осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.[9]

Правовым основанием преобразования форм и отношений федеральной собственности являются решения Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти.[10]

Не подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность имущественные объекты, отнесенные законом к исключительной федеральной собственности. Перечень объектов федеральной собственности, не подлежащих передаче в государственную собственность субъектов РФ, а также муниципальную собственность, формируется Минимуществом, представляется на согласование Правительства РФ и утверждается решением парламента Российской Федерации.[11]

Передача объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из федеральной собственности в муниципальную собственность на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры.

Правовым основанием преобразования форм и отношений государственной собственности субъектов РФ являются решения законодательного органа власти субъекта федерации, постановления главы исполнительной власти субъекта РФ или распоряжения регионального комитета по управлению государственным имуществом в случаях, определяемых законодательными актами субъекта федерации.[12]

Собственность субъекта РФ, созданная или приобретенная за счет средств регионального бюджета или в результате хозяйственной деятельности государственных предприятий, передается в федеральную или муниципальную собственность, а также в ведение органов государственной власти Российской Федерации, других субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательными актами субъекта федерации.[13]

Не подлежат передаче в федеральную и муниципальную собственность объекты государственной собственности субъекта РФ, имеющие общерегиональное значение.


Перечень объектов государственной собственности субъекта РФ, не подлежащих передаче в федеральную и муниципальную собственность, формируется региональным комитетом по управлению государственным имуществом, представляется на согласование главе исполнительной власти субъекта РФ и утверждается решением законодательного органа власти субъекта федерации.[14]

Решение о передаче объектов собственности субъектов РФ в федеральную и муниципальную собственность принимается по инициативе:

    • органов государственной власти Российской Федерации;
    • органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • органов местного самоуправления;
    • органов по управлению государственным имуществом в Российской Федерации.[15]

Передача объектов государственной собственности субъектов РФ в федеральную и муниципальную собственность осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из государственной собственности в муниципальную на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры и объекты социально-культурного значения.[16]

Муниципальная собственность может быть передана в государственную собственность субъектов РФ и в собственность других муниципальных образований. Порядок передачи объектов муниципальной собственности регулируется региональным законодательством о местном самоуправлении и уставами муниципальных образований.[17]

На основе разграничения осуществляется управление государственным имуществом - целенаправленное воздействие на объекты использования государственного имущества в интересах государства, связанное с установлением правил, условий использования государственного имущества, с учетом общественных интересов.[18] В Российской Федерации оно осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований могут создавать органы по управлению муниципальным имуществом. Функции по управлению государственным имуществом они могут выполнять в пределах делегированных им органами государственной власти субъекта РФ полномочий. Делегирование полномочий по управлению государственным имуществом органам местного самоуправления осуществляется: