Файл: Основы управления государственной и муниципальной собственностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для убыточных объектов целью приватизации является сокращение расходов бюджета на их содержа­ние. Цена объекта может быть весьма низкой. Единственным ограничителем выступает социальная значимость объекта. Например, в Новокузнецке депутаты отказались включить в представленный администрацией план приватизации на очередной год убыточный книжный магазин, поскольку это был единственный в городе мага­зин, специализированный на продаже учебной и методической литературы. В условиях бюджетного дефицита принятие таких решений является нелегкой задачей.[44]

Приватизация муниципальной собственности может осуществляться различными способами. Наиболее характерными являются аукцион и коммерческий конкурс. Некоторые города приняли решения о приватизации объектов муниципальной собственности только в форме коммерческого конкурса, что позволяет выдвигать условия приватизации. Наиболее характерными условиями конкурса является сохранение профиля предприятия в течение определенного времени и сохранение рабочих мест. Некоторые города идут на скидки с про­дажной цены и рассрочку платежей при соблюдении условий конкурса. При нарушении условий конкурса договор приватизации может быть расторгнут.[45]

При приватизации муниципальных предприятий как единых комплексов допускается принятие реше­ния о закреплении в муниципальной собственности определенного пакета акций, либо о выпуске т.н. «золотой ак­ции».[46]

Средства от приватизации не подлежат налогообложению. Во многих муниципальных образованиях эти средства направляются целевым назначением на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование мероприятий по социальной защите населения, на реализа­цию соответствующих инвестиционных программ.

4. Приватизация жилья.[47]

Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы все жители стали соб­ственниками своих жилых домов и квартир. В идеале муниципального жилья может не быть совсем или оно сохранится в минимальном объеме для социально необеспеченных слоев населения и в качестве резерва.

Фак­тически население, несмотря на бесплатность, приватизировало лишь около половины жилищного фонда. Ос­новной причиной этого являются опасения снятия частного жилья с бюджетных дотаций. Люди не хотят также приватизировать квартиры в ветхих жилых домах в надежде на улучшение жилищных условий. Основным спо­собом решения данной проблемы является работа с населением при четких обязательствах создания одинако­вых экономических условий для приватизированного и муниципального жилья, содействие созданию товари­ществ собственников жилья, наглядная демонстрация их преимуществ.[48]


Для осуществления работ, связанных с приватизацией жилья, в муниципальных образованиях создают­ся соответствующие организационные структуры, чаще всего в форме агентств, имеющих статус муниципаль­ного учреждения. Наряду с этим, приватизацию муниципального жилья могут осуществлять и частные агентст­ва.

5. Приватизация встроенных помещений в жилых домах.[49]

Многие органы местного само­управления при приватизации предприятий, расположенных во встроенных помещениях жилых домов, отказы­вают в приватизации самих помещений, передавая их приватизированным предприятиям в аренду. Определен­ный смысл в этом есть, поскольку таким способом муниципальная власть сохраняет за собой рычаги воздейст­вия на предприятия. Отрицательным моментом является то, что предприятие, не получив в собственность по­мещение, воздерживается от серьезных капитальных затрат на его обустройство.[50]

Ситуация может измениться при создании товариществ собственников жилья. Приватизированное предприятие, расположенное во встроенном помещении, должно будет устанавливать экономические отношения с товариществами, может стать его участником. Однако и муниципальная власть может участвовать в товариществе как собственник встроенного помещения.[51]

Для эффективного управления имуществом должны быть созданы необходимые и достаточные базы управления (организационная, юридическая и экономическая). Эти базы управления подразумевают наличие ряда отношений:  

  • отношения между собственниками недвижимости (федерация, субъекты федерации, муниципалитеты, частный сектор);
  • отношения относительно видов имущества (движимое, недвижимое, в т.ч. земельные отношения).[52]  

При этом земельные отношения являются основополагающими в имущественных отношениях и наиболее сложными в правоприменительной практике органов местного самоуправления.  

Развитие муниципальной собственности, расширение объектной базы обусловлено необходимостью развития городского хозяйства. Оно неизбежно следует за ростом города, спросом горожан. Поэтому структура объектов муниципальной собственности должна быть достаточной для удовлетворения потребностей жителей территории, а также должна учитывать изменения, происходящие на макро- и местном уровнях.[53]

Вопросы структуры и масштаба собственности, видов и форм, сколько и какого имущества, ресурсов необходимо для обеспечения полномочий местного самоуправления, каких и сколько муниципальных предприятий и организаций должно быть в муниципальном образовании, как и каким образом распределить полномочия между органами местного самоуправления по управлению этими ресурсами и как их использовать, чтобы они приносили доход, становятся ныне первоочередными в деятельности органов местного самоуправления.[54]


 В условиях постоянного дефицита бюджета и снижения доли собственных доходов в доходных источниках бюджетных поступлений деятельность муниципалитета по управлению городским имуществом должна стать серьезным инструментом регулирования экономики города. Собственность должна приносить доход. Среди видового состава самой муниципальной собственности с точки зрения экономической самостоятельности можно выделить недвижимую собственность, т.е. совокупность прав на участок земли с принадлежащими ему природными ресурсами, зданиями, сооружениями, являющимися его неотъемлемой частью.  

Надо отметить, что муниципальная недвижимость еще не в полной мере рассматривается местными администрациями как стратегический актив, которым необходимо квалифицированно управлять для увеличения доходов и решения социальных проблем.

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ

2.1. Понятие и правовое содержание приватизации

Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом.

Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации - государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Одной из давно выработанных человечеством форм внешнего контроля за государством со стороны общества служит избирательное право. Внутренний самоконтроль государства выражается в разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. В этом же ряду находится и приватизация - средство ослабления и преодоления засилья государства в обществе, выражающегося в излишнем огосударствлении общественных отношений.[55]

Суть огосударствления состоит в следующем. Свое социальное назначение в обществе и его политической системе государство реализует посредством функций - основных направлений деятельности в каждой из сфер общества. Соответственно государство выполняет экономическую, социальную, политическую и духовную функции, которые распределяются в виде полномочий государственных органов и должностных лиц, составляющих их компетенцию.[56]


Полномочия закрепляются в законах и иных нормативных правовых актах таким образом, что государственные структуры наделяются обязанностями и правами, которым корреспондируют права и обязанности участников общественных отношений, подпадающих под компетенцию государственных органов и должностных лиц.

Так выстраиваются прямые и обратные связи между ними: государственные структуры должны обеспечивать права тех, на кого распространяется их управляющее воздействие, а последние, в свою очередь, - беспрекословно исполнять обязанности, соответствующие правам государственных структур.[57]

Огосударствление и состоит в двусторонних связях государства и всех других участников общественных отношений через посредство нормативных правовых актов, а более конкретно огосударствленными являются общественные отношения, одной из сторон которых выступает государство в лице его органов, должностных лиц и иных представителей. Закрепленная в нормативных правовых актах компетенция государственных структур определяет пределы вмешательства непосредственно самого государства в жизнедеятельность общества.[58]

Огосударствление общественных отношений состоит не только в их предельно полном нормативно-правовом регулировании, но и в наличии в них жесткой административной вертикали, выражающейся во властных полномочиях у стороны, представляющей государство. И для любого государства, тем более современной России, только что начавшей путь суверенного существования, вопросы огосударствления, его возможности и необходимости, недопущения излишеств, равно как и «недобора» в этом деле, никогда не утрачивают актуальности.[59]

Огосударствление вызывается различными причинами, прежде всего объективными, обусловленными социальным назначением государства. Такова, например, норма ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, гласящая: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. А бывают причины субъективные, вытекающие из политического режима, «кадрового» состава властных структур.[60]

Те и другие причины в ходе исторического развития претерпевают изменения - появляются новые, требующие огосударствления тех или иных социальных связей, исчезают прежние и, как следствие, возникает надобность в разгосударствлении каких-то общественных отношений.

Разгосударствление означает устранение государства от ведения определенных дел и передачу их негосударственным организациям. Приватизация, будучи одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.[61]


Со времени возникновения государства сложились две противоречивые объективные закономерности развития общества и самого государства -огосударствление и разгосударствление общественных отношений, включая приватизацию. Проявляться их действие может лишь через посредство права в форме закона и соответствующих ему нормативных правовых актов.[62]

Прибегать к приватизации надо там и тогда, где и когда государство неэффективно выполняет свои функции. Прежде чем приступать к приватизации, надо осуществить тщательный расчет - прогноз ее последствий.

Приватизация должна сопровождаться повышением материального уровня жизни людей, созданием более благоприятных условий для удовлетворения их нужд.[63]

Приватизация должна вести к укреплению России как демократического федеративного правового социального и светского государства.

Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь во весь рост встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Между тем огосударствление имущественных отношений само по себе весьма противоречиво.[64]

С одной стороны, сосредоточение собственности в руках государства делает его независимым от общества. Это создает объективные экономические предпосылки для формирования государства с недемократическим режимом, сосредоточивающим в своих руках тотальный контроль над производством, распределением и обменом товаров.

С другой стороны, государство, не имеющее собственности и не наладившее плодотворного сотрудничества, в том числе в налоговых отношениях, с субъектами частной и иных негосударственных форм собственности, лишенное действенных правовых средств влияния на них, включая контроль за их деятельностью, становится слабым и неэффективным.[65]

С таким государством перестают считаться, принимать его всерьез как внутри страны, так и за рубежом. Сказанным, однако, не исчерпывается значение «правильной» приватизации государственной собственности (здесь и далее имеется в виду приватизация также собственности муниципальной).[66]

Приватизация собственности, ранее безраздельно принадлежащей единственному субъекту - государству, перестраивает не только структуру народного хозяйства. Она коренным образом изменяет социальную структуру, а вслед за тем и политическую систему общества, ведет к появлению новых социальных групп (классов), например частных промышленников, банкиров, торговцев, страховщиков, а также выражающих и защищающих их политические интересы общественных объединений - партий, движений и других, старающихся провести своих представителей в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления.[67]