Файл: Учет финансовых результатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Получение необходимых средств из будущей прибыли (заимствование). Здесь в качестве примера можно привести повышение общих объемов продаж продукции.

6. Использование своего шанса выезда на кривой обесценивания и прочих аспектах. Причина - несостоятельность руководства вкладывать имеющиеся в распоряжении средства в будущее развитие компании и ее рост.

7. Ошибки высшего директорского состава, а именно снижение расходов в отчетности и завышение текущей выручки.

8. Отсроченные налоги также могут стать причиной некорректных расчетов. Причина - задержка в налоговой ответственности.

9. Работа компании на «гребне» прошлого успеха. Это может быть вызвано непредвиденным снижением резервов предприятия [12, с.6].  

Во всех формулах расчета коэффициента доходности неизменно участвует параметр прибыли. Но при вычислении показателя доходности нужно понимать, что под ним подразумевается. Прибыль - это увеличение объема капитала (приращение) владельца предприятия, а именно средств, которые были инвестированы в развитие бизнеса.

Расчет прибыли, как правило, производится за определенный временной промежуток. Вычисление приращения производится как разница между общим оборотом продукции компании или продажами (минус выплаченные налоги), а также расходами (то есть доходом = объему обороту продукции за вычетом затрат и налога из прибыли) [14].

Для простоты расчета дохода (с целью оптимизации процесса его исследования или удовлетворения личных амбиций) разработано несколько основных методик и показателей, предназначенных для измерения величины доходности. В частности, может учитываться чистый доход, валовой доход, доход до и после оплаты налогов, а также оставшийся объем прибыли.

Расчет коэффициентов доходности можно разделить на несколько условных этапов:

1. Вычисление коэффициента доходности по валовому доходу. В этом случае расчет можно выполнить по простой формуле. Так, коэффициент доходности валовой прибыли равен текущему валовому доходу, поделенному на оборот продукции компании (текущие продажи). Полученное число умножается на 100%. При этом товарооборот компании (оборот продукции) равняется продажам и выручке предприятия. Расчет валовогоHYPERLINK "http://utmagazine.ru/posts/15090-raschet-valovogo-dohoda" HYPERLINK "http://utmagazine.ru/posts/15090-raschet-valovogo-dohoda"дохода можно произвести путем вычитания из товарооборота косвенных налогов и общей стоимости реализации продукции [24, с.37].

Особенность коэффициента доходности по валовой прибыли - в возможности провести измерения валового дохода компании. То есть можно оценить, сколько валового дохода получает бизнес с товарооборота. Как правило, такой коэффициент очень полезен в том случае, когда нужно оценить результат деятельности всей компании в целом. Кроме этого, коэффициент доходности по валовой прибыли информирует о реальном положении дел в розничной торговле. Особенность данного параметра - гомогенность, то есть его нельзя считать полноценным индикатором для доходных и недоходных компаний [25].


Валовый доход - это те деньги, которые заработала компания, но без вычета из них всех текущих затрат. Следовательно, показатель коэффициента валовой прибыли, как правило, больше коэффициента доходности по чистой прибыли (будет описан ниже). 

При этом параметр коэффициента валовой прибыли может меняться, в зависимости от направления предпринимательской деятельности. К примеру, предприятия, которые занимаются авиаперевозками, могут «похвастаться» весьма небольшим коэффициентом доходности, составляющим 5-6% [27]. В свою очередь, компании, работающие в сфере программного обеспечения для бухгалтеров, имеют весьма неплохой коэффициент, который равен почти 90%.

Не стоит забывать, что коэффициент валовой прибыли может зависеть от целого ряда параметров. К примеру, если повысить расходы на сырье и зарплату персонала, то коэффициент снизится. Чтобы избежать снижения коэффициента, многие производители идут на повышение цены отпускаемого товара.

2. Коэффициент доходности с учетом чистой прибыли.

Для расчета коэффициента доходности с учетом чистой прибыли компании необходимо разделить операционную прибыль компании на ее продажи (оборот продукции) и полученное число умножить на 100% [28].

Расчет коэффициента доходности дает полный объем информации о деятельности компании. При этом можно сделать вывод об операционной деятельности предприятия как основного источника операционных затрат и операционной прибыли. К слову, существуют и альтернативные методы вычисления этого коэффициента. В этом случае коэффициент вычисляется путем устранения из знаменателя и числителя главных составляющих, которые не относятся к операционным и часто причисляются к категории прочих расходов и доходов [7, с.65].

Большой вопрос касается того, как можно на практике произвести оценку результатов расчета. Для этого необходимо сделать два простых шага:

1. Вычислить параметры всех коэффициентов для бизнеса, которые подлежат анализу. При этом желательно брать различные временные промежутки - 1,3,5 и более лет. Особенность такого подхода в том, что можно изучить не только текущие, но и будущие тенденции предприятия.

2. Вычислить параметры таких же коэффициентов для других компаний-конкурентов, работающих в аналогичной отрасли. По сути, необходимо проведение сравнительного анализа между параметрами различных компаний [8].

Анализ финансовых результатов должен отражать различные методологические подходы:

  • Оценка абсолютных и относительных показателей прибыли.

Абсолютные показатели (показатели прибыли) получаются как результат вычитания из суммы доходов суммы соответствующих им расходов. В зависимости от того, какие доходы и расходы принимаются к расчету, от того, как оцениваются доходы и расходы, получаются разные показатели прибыли (см., например, Отчет о прибылях и убытках).

Показатели прибыли, как и большинство других абсолютных показателей, имеют один существенный недостаток: они не могут быть использованы, в общем случае, для сравнения эффективности деятельности разных организаций или одной организации в динамике в условиях инфляции. Для сравнительной оценки рассчитывают относительные показатели - показатели рентабельности [9].

Источником информации о величине и составляющих различных показателей прибыли в составе бухгалтерской финансовой отчетности является “Отчет о финансовых результатах”. В нем раскрывается информация о 7 показателях прибыли (до 2011 г. – 6 показателях).

  • Анализ рентабельности.

Рентабельность представляет собой отношение прибыли к тому объекту, эффективность работы (отдачу) которого требуется узнать. Условно обозначим этот обобщенный показатель как Х, и тогда общая формула рентабельности предстанет перед нами в следующем виде:

Рх = П / Х х 100%, (1)

где

Рх — рентабельность соответствующего вида;

П — прибыль (валовая, операционная или чистая);

Х — показатель, рентабельность которого мы считаем (подробнее на них остановимся далее).

Рентабельность выражается в процентах, следовательно, частное от отношения умножается на 100.

Показателей рентабельности много. Фактически столько же, сколько финансовых показателей, эффективность которых может заинтересовать пользователей. В основном для анализа рентабельности используют следующие:

  • Рентабельность продаж, или общая рентабельность. Она дает информацию о том, сколько копеек прибыли заложено в каждый рубль выручки, представляет собой отношение прибыли к объему продаж и считается по формуле:

Рпрод = П / Оп х 100%, (2)

где

Рпрод — рентабельность продаж;

П — прибыль (валовая, операционная, чистая);

Оп — объем продаж (выручка).

  • Рентабельность продукции. Этот показатель говорит об эффективности понесенных предприятием затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, израсходованном на производство продукции. Формула его расчета следующая:

Рпр = П / Сс х 100, (3)

Рпр — рентабельность продукции;

П — прибыль;


Сс — себестоимость.

С учетом целей анализа эту рентабельность рассчитывают:

по чистой прибыли или по прибыли от продаж;

по полной себестоимости продукции или только по производственной.

  • Рентабельность активов, которая скажет нам, сколько прибыли отдает каждый рубль, вложенный в имущество фирмы. Она представляет собой отношение прибыли к активам и рассчитывается по формуле:

Ракт = П / Ак х 100%, (4)

где

Ракт — рентабельность активов;

П — прибыль;

Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.

Рассчитывают рентабельность внеоборотных, оборотных или суммарных активов, а иногда и рентабельность отдельных видов имущества, например ОС.

  • Рентабельность капитала, в том числе:

- рентабельность собственного капитала, которая информирует о том, эффективно ли работают собственные источники фирмы, и рассчитывается по формуле:

Рск = П / СК х 100, (5)

где

Рск — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);

СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.

- рентабельность заемного капитала — аналогичный показатель, демонстрирующий доходность заимствований:

Рзк = П / (ДО + КО) х 100, (6)

где

Рзк — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль;

ДО — долгосрочные обязательства;

КО — краткосрочные обязательства организации.

Основные показатели мы назвали, теперь расскажем, как непосредственно проводят анализ рентабельности[14 с.25].

Очевидно, что, прежде чем анализировать рентабельность, ее следует рассчитать. О порядке расчета мы рассказали выше.

Затем проводят сравнительный анализ. При этом фактические показатели можно сравнивать:

  • с плановыми показателями самой компании;
  • показателями за предыдущие периоды;
  • среднеотраслевыми значениями.

После этого проводят факторный анализ. При этом определяют влияние на рентабельность внешних и внутренних факторов, а также выявляют резервы роста [14].

В качестве примера факторного анализа рентабельности собственного капитала можно привести 3-факторную формулу Дюпона:

Рск = (П / Выр) х (Выр / Акт) х (Акт / СК), (7)

где

Рск — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль;

Выр — выручка;

Акт — активы;

СК — собственный капитал.

С помощью этой формулы оценивают влияние на рентабельность СК таких значимых факторов, как:


  • рентабельность продаж по чистой прибыли;
  • оборачиваемость активов;
  • финансовый рычаг, т.е. соотношение собственного и заемного капитала [17].

Если рентабельность СК низкая, указанная формула поможет выяснить, какой из факторов повинен в этом в большей степени.

Заметим, что данная факторная модель демонстрирует наличие обратной зависимости между рентабельностью СК и финансовой устойчивостью фирмы: при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. Так что недостаточно высокая рентабельность собственного капитала, возможно, и не лучший результат для собственников, но для самой компании это не всегда плохо.

  • Анализ структуры прибыли по видам финансовых результатов.

Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:

По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:

  • анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;
  • анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.
  • Факторный анализ прибыли.

Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:

  • изменение объема продаж;
  • изменение ассортимента реализованной продукции;
  • изменение себестоимости продукции;
  • изменение цены реализации продукции [19].

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений [21].

  • Факторный анализ рентабельности.