Файл: Экономические методы управления в организации (Оценка использования экономических методов в ЗАО «Лухремтехпредприятие»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам управления организацией на основе экономических методов
1.1 Экономические методы управления в организации
1.2 Планирование и его роль в управлении
1.3 Коммерческий расчет. Внутрифирменный расчет в экономическом механизме хозяйствования
1.5 Кредитование, страхование в деятельности организации. Участие в государственных программах
Глава 2. Оценка использования экономических методов в ЗАО «Лухремтехпредприятие»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ доходности ЗАО «Лухремтехпредприятие» за период 2016-2017гг.
2.3 Анализ состава и размещения источников и финансовых ресурсов предприятия за период 2016-2017гг
2.4 Рекомендации для продвижения своих услуг на рынке ЗАО «Лухремтехпредприятие»
Содержание:
Введение
В последнее время предприятия приобретают все большую самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности перед совладельцами, работниками, банком и кредиторами, и поэтому значение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия становится необходимостью.
Темой курсовой работы является «Экономические методы управления в организации.».
Актуальность выбранной темы состоит в том, что анализ финансово-хозяйственной деятельности является необходимым элементом в системе управления предприятием, поскольку является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии предприятия. Актуальность мероприятий по энергосбережению состоит в том, что формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в честности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Люди должны использовать энергетические ресурсы в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.
Объект исследования – ЗАО «Лухремтехпредприятие»
Цель исследования – Оценка применяемых на предприятии экономических методов управления и разработка рекомендаций.
Задачи:
1 -Изучить теоретические подходы управления организацией.
2-Оценить использование экономических методов в ЗАО «Лухремтехпредприятие».
3- Разработать рекомендации для продвижения своих услуг на рынке.
В экономической части проведен анализ коммерческой деятельности и финансового состояния предприятия, а именно анализ бухгалтерского баланса, анализ ликвидности баланса, расчёт коэффициентов ликвидности, определение типа финансовой устойчивости, анализ деловой активности, анализ отчёта о финансовых результатах.
Анализ коммерческой деятельности предприятия носит комплексный характер вследствие обоснования уровня параметров, дающих объективную
и точную картину его финансовых результатов, эффективности использования экономических ресурсов и величины производственного потенциала.
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам управления организацией на основе экономических методов
1.1 Экономические методы управления в организации
Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. «Механизм управления предприятием - это прежде всего иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которой решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения и используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия»
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
В управленческой науке применяются три группы методов: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.
«Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития предприятия»
Основными экономическими методами являются:
- коммерческий расчет;
- внутрифирменный расчет;
- ценовая политика и механизмы ценообразования;
- механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента. Они ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке, которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.
Основой экономического механизма менеджмента является коммерческий расчет, определяющий и обеспечивающий формирование общей выгоды от деятельности предприятия в конкретных условиях принятия управленческих решений. Коммерческий расчет направлен на создание экономических условий и возможностей предприятия для получения устойчивой прибыли в процессе производства с использованием общих (универсальных) механизмов основных функций менеджмента и во взаимосвязи с другими экономическими методами. При этом должно обеспечиваться сокращение издержек на всех этапах производственно-сбытовой деятельности в тесной взаимосвязи с механизмом внутрифирменного расчета.
В свою очередь, коммерческий и внутрифирменный расчеты взаимосвязаны с конкретными методами и механизмами ценообразования, а также с обеспечением конкурентоспособности продукции и конкурентной позиции предприятия на рынке.
Немаловажное значение имеет также использование экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность работников и побуждающих их к инициативе. Стимулирование работников предприятия может осуществляться как в материальной, так и в нематериальной (моральной) формах. Среди материальных форм стимулирования следует выделить:
- заработную плату, которая должна быть конкурентоспособна и сопоставима с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона;
- социальные выплаты, включающие льготное питание, продажу собственной продукции со скидкой, оплату расходов на проезд, предоставление льготных ссуд и др.;
- дивиденды по акциям предприятия.
Совокупность воздействий экономических методов всегда направлена на получение выгоды от реализации конкретной предпринимательской деятельности.
«Центральное место в механизме хозяйственного управления занимает планирование, как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач»
1.2 Планирование и его роль в управлении
Планирование - это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
«Формирование стратегии развития бизнеса с обоснованием замысла и обеспечением надежности получаемых результатов является основой при достижении коммерческого успеха предприятия»
На методах планирования строится практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства. Завершение одного этапа работы служит началом следующего. Без помощи планирования невозможно связать все этапы производства.
Планирование - необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров. Чтобы не отстать от конкурентов, каждое предприятие должно минимум на 2-3 года тщательно планировать перспективы развития собственного производства и потребностей рынка, а средствами управления - достигать плановых результатов. Необходимо предусматривать перспективу, начиная с разработки проекта товара и заканчивая его сбытом. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позицией предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.
Процесс планирования включает три уровня:
1. стратегическое планирование;
2. тактическое планирование;
3. оперативное планирование.
Реализация целей и задач, определенных планами развития предприятия, в первую очередь, осуществляется с помощью метода коммерческого расчета. Особенности и специфика использования конкретных методов коммерческого расчета определяются широким диапазоном факторов, значение каждого из которых различно в определенных конкретных условиях.
1.3 Коммерческий расчет. Внутрифирменный расчет в экономическом механизме хозяйствования
Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов и обеспечение прибыльности производства.
«Экономический механизм функционирования и развития предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности: в области обеспечения рентабельности производства и сбыта, распределения капиталовложений и размещения производства, финансирования и кредитования, развития технологий, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др.»
В рамках коммерческого расчета используются такие рычаги и инструменты, как:
- глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства;
- организация условий устойчивого финансирования (в т.ч. кредитования) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Существуют различные способы и формы использования экономических рычагов и методов коммерческого расчета.
Так, политика ценообразования ориентирована на приспособление структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства первостепенное значение придается снижению на каждой ступени производственного цикла затрат за счет совершенствования технологии производства, разработки и внедрения новой продукции, повышение качества продукции, улучшение материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышение производительности труда, экономия на затратах труда, административных и других расходах.
Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределение средств по важнейшим производственным отделениям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями в целях получения устойчивой прибыли в масштабах всего предприятия, обеспечение лучших условий получения займов и кредитов.
В современных условиях коммерческий расчет в механизме управления крупными предприятиями приобретает новые черты и особенности за счет включения различных элементов, отражающих, с одной стороны, усиление централизации и, с другой, - предоставление большей самостоятельности производственным отделениям и дочерним компаниям.
Конкретные механизмы коммерческого расчета для обеспечения эффективного управления определяются на основе глобальной политики предприятия, его целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления. Вместе с тем, объективные потребности создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах деятельности предприятия, реализуемых его подразделениями на условиях предоставления им оперативной самостоятельности, определили необходимость разработки специфических методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия. В результате, в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри предприятия, как внутрифирменный расчет. Она отражает характер взаимоотношений отдельных подразделений внутри предприятия.
Хозяйственно-экономическое положение подразделений определяется степенью их оперативной самостоятельности и полномочиями руководителей подразделений. В рамках выполнения общего стратегического и текущего планов предприятия руководитель такого подразделения вправе принимать самостоятельные оперативные решения и выбирать средства, направленные на достижение поставленных целей. При этом он несет материальную и административную ответственность за те результаты деятельности, которые непосредственно зависят от принимаемых решений.
Характер экономических отношений внутри предприятия в значительной степени определяется наличием юридической самостоятельности у отдельных подразделений. Так, производственные отделения и филиалы, не имеющие юридической самостоятельности, осуществляют отношения с другими производственными отделениями на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств, а все расчеты осуществляют через централизованную бухгалтерию предприятия. Дочерние компании, обладающие юридической самостоятельностью, могут заключать сделки с другими подразделениями предприятия на договорной основе, имеют собственный баланс, который консолидируется с балансом материнской компании.