Файл: Экономическая сущность госбюджета (Бюджетное устройство РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, немонетарный – различного рода заимствования (внутренние и внешние). Здесь государство берет деньги в кредит под определенные проценты и тем самым погашает недостаток денег в бюджете. Однако и этот способ чреват различного рола последствиями. Долги нужно возвращать, а в случае если этого сделано не будет, страну объявят банкротом с соответствующими последствиями.

2.2 Анализ бюджета и бюджетного дефицита в России

В любой стране, как известно, экономика влияет на политику, у нас же, наоборот, политика влияет на экономику. Поэтому, пока в стране политическая нестабильность, и в экономической сфере дела будут обстоять не лучшим образом. Причинами всех бед в российской экономике 90-х годов была именно политика. Поэтому при анализе бюджета России часто приходится обращать внимание на чисто политические причины, отодвигая на второй план экономические. В этом большой "минус". Тем не менее, следует попытаться.

В 1999 год Россия вступила с жестким, но реалистичным (как тогда говорили) бюджетом. Кажущаяся консолидация общества позволила с оптимизмом смотреть в будущее. По итогам первого квартала макроэкономические показатели были стабилизированы, инфляция придерживалась на среднем уровне. У страны появился реальный шанс преодоления кризисных явлений в экономике, становления на путь устойчивого экономического развития. Действительно, был шанс. Большинство импортеров ушло с российского рынка, дав толчок развитию отечественной промышленности; исполнительная и законодательная "ветви" власти работали в одной "связке", т.е. существовали все предпосылки к нормальному развитию экономики. Однако, как всегда бывает в России, "хотели как лучше, а получилось как всегда" (цитата из речей В.С.Черномырдина). Неожиданное решение Президента Ельцина, отправившего Правительство Е.М.Примакова в отставку, вновь дестабилизировало обстановку на российском финансовом рынке, а как следствие начались проблемы с дефицитом бюджета. Внешние кредиты нам из-за ряда причин (в ряду которых можно выделить "югославский вопрос" и общую нестабильную обстановку) не давали, а о внутренних и говорить не приходится. Пришедшее к власти Правительство С.В.Степашина не обладало большим политическим весом, а без него, как известно, никаких реальных преобразований осуществить невозможно. А вскоре проблема регулирования бюджетного дефицита перестала быть актуальной, из-за известных событий в Дагестане и Чечне. В очередной раз поменялось Правительство, и к власти пришел официальный приемник Б.Н.Ельцина на посту Президента В.В.Путин. Интересно посмотреть на итоги 1999 финансового года(и вместе с тем 1997 и 1998 годов) и на проект бюджета на 2000 год.


Таблица 3

Итоги исполнения бюджетов за 1997, 1998, 1999 годы.

млрд.рублей

исполнение

% ВВП

1997

1998

1999

1997

1998

1999

Доходы, всего

307,8

299,3

611,7

12,2%

11,1%

13,7%

-налоговые доходы

262,6

253,3

505,0

10,4%

9,4%

11,3%

Расходы

425,9

468,1

674,0

16,9%

17,4%

15,0%

- обслуживание госдолга

30,5

148,7

162,6

1,2%

5,5%

3,6%

Дефицит

118,1

168,8

62,3

4,7%

6,3%

1,4%

-внутренние источники

67,4

85,1

53,6

2,7%

3,2%

1,2%

-внешние источники

53,4

91,4

47,4

2,1%

3,4%

1,1%

Госдолг – всего

1 235,7

3 991,7

4871,0

49,0%

148,7%

108,73%

-внутренний

499,6

757,9

583,6

19,8%

28,2%

13,03%

-внешний

736,1

3 233,8

4287,4

29,2%

120,5%

95,7%

Если говорить об исполнении бюджета за 1999 год, то результаты следующие:

Доходы федерального бюджета определились в сумме 611,7 млрд. рублей (13,7% ВВП), что составило: 129,1% к доходам, утвержденным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - "к годовым бюджетным назначениям"); 115,3% к доходам с учетом мобилизации дополнительных доходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.99 № 477 . По расходам федеральный бюджет в 1999 году был исполнен в сумме 674,0млрд. рублей (15 % ВВП), или на 117,2% к годовым бюджетным назначениям.


Дефицит федерального бюджета определился в объеме 62,3 млрд. рублей и составил 61,5 % к предельному объему, установленному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". Дефицит сложился на уровне 1,4% к ВВП, и 9,3 % к расходам бюджета против заложенного в бюджете 2,54 % ВВП и 17,6 % к расходам. Первичный профицит федерального бюджета составил 100,3 млрд. рублей, или 2,2% ВВП.

Дефицит федерального бюджета в 1999 году по произведенному финансированию определился в объеме 62,3 млрд. рублей и составил всего 61,5 % к годовым бюджетным назначениям. Отношение к ВВП сложилось на уровне 1,4%, а к расходам бюджета - 9,2%.

Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета в 1999 г. составили 53,6 млрд. рублей (96,8 % к годовым бюджетным назначениям).

Включенное в эту сумму сальдо поступлений от приватизации в размере -4,6 млрд.рублей включает возврат субъектам Российской Федерации средств от приватизации части государственного пакета акций РАО "Газпром" в сумме 1,4 млрд.рублей, а также сокращение источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на 11,5 млрд. рублей в результате реструктуризации долга ОАО "КАМАЗ" перед федеральным бюджетом.

Сальдо по привлечению и погашению внутреннего государственного долга, направленные на финансирование дефицита федерального бюджета в 1999 году с учетом новации составили 41,8 млрд. рублей.

Доход от размещения государственных ценных бумаг фактически составил 256,9 млрд. рублей. Погашение госдолга - 215,1 млрд.рублей.

Сальдо по госзапасам составило 16,2 млрд.рублей и сложилось из поступления от реализации госзапасов драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 25,6 млрд.рублей и расходов по финансированию госзапасов - 9,4 млрд.рублей.

Внешние источники финансирования составили 47,4 млрд. рублей, или 103,2% к бюджету 1999 года.

Изменение остатков на счетах федерального бюджета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации за 1999 год (без учета остатков на счетах УФК) с учетом фактически произведенного финансирования составило - 38,8 млрд. рублей. Т.е. остатки увеличились с 12,87 млрд. рублей в начала года до 51,6 млрд. рублей на 1 января 2000 года.

Необходимо отметить, что при анализе исполнения федерального бюджета на кассовой основе (а не на основе финансирования) остатки средств на счетах органов федерального казначейства увеличатся на 9,3 млрд.рублей за счет остатков на лицевых счетах бюджетополучателей.

Такой большой объем денежных остатков вызван в том числе поступлением средств на доходные счета в последние дни декабря, в то время как финансирование расходов федерального бюджета за 1999 год было завершено 29 декабря и оборотов по завершению операций 1999 года не проводилось (в прошлые годы заключительный период занимал весь январь, а в 1998 году длился до 15 марта 1999).


Государственный внутренний долг

По состоянию на 1 января 2000 года верхний предел государственного внутреннего долга составил 583,6 млрд. рублей, или 90% от верхнего предела, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" в сумме 648,3 млрд. рублей. Против фактического объема государственного внутреннего долга, составлявшего 767,4 млрд. рублей (по состоянию на 01.01.99 г.), госдолг сократился в 1999 году на 24% или на 183,8 млрд. рублей.

Государственный внутренний долг по государственным ценным бумагам составил 563,5 млрд. рублей, из них:

по ГКО/ОФЗ с учетом новации на отчетную дату - 522,1 млрд. рублей;

по облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ) - 4,9 млрд. рублей;

по облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) - 2,7 млрд. рублей;

задолженность организаций АПК и предприятий отраслей промышленности, переоформленная в векселя Минфина России - 28,1 млрд. рублей.

Привлечение и погашение государственного внутреннего долга

Доход от размещения государственных ценных бумаг фактически составил 256,9 млрд. рублей, что на 10,7 млрд.рублей выше задания установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.99 № 687 "О внесении изменений в пункт 27 постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.99 № 327" Минфин России дополнительно реализовал ОГСЗ выпуска 1998 года на 2,0 млрд. рублей по номинальной стоимости, что привело к увеличению внутренних источников финансирования дефицита бюджета на 2,4 млрд. рублей.

Привлечение средств в сумме 256,9 млрд. рублей сложилось:

из приобретения за счет денежных средств:

  • ОФЗ-ПД Банком России - на сумму 174,7 млрд. рублей;
  • ОФЗ-ПД Сбербанком России - на сумму 22,5 млрд. рублей;
  • ОФЗ-ПД Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) - на сумму 10,03 млрд. рублей;
  • ОФЗ-ПД Пенсионным фондом РФ- на сумму 6,5 млрд. рублей;

привлечения средств на фондовом рынке:

  • ОГСЗ - на сумму 2,4 млрд. рублей;
  • ОГНЗ - на сумму 15,0 млрд. рублей;
  • ГКО - на сумму 4,12 млрд. рублей;

привлечения кредитных ресурсов:

  • Сбербанка России - на сумму 15,0 млрд. рублей;
  • Внешэкономбанка России - на сумму 6,6 млрд. рублей. На покрытие дефицита федерального бюджета с учетом погашения кредита ВЭБа в октябре-ноябре 1999 года направлено 15,0 млрд. рублей.

По источникам финансирования дефицита федерального бюджета снижение от запланированных бюджетных показателей по ГКО/ОФЗ составило 2,0 млрд. рублей.


Для привлечения необходимых денежных средств на покрытие кассовых разрывов и дефицита федерального бюджета была осуществлена эмиссия ОФЗ-ПД, а для привлечения денежных средств нерезидентов со счетов "С" осуществлен выпуск ГКО. Фактическое привлечение по ОФЗ-ПД за 1999 г. составило 99,4 млрд. рублей, в том числе по Банку России 60,4 млрд. рублей. В связи с необходимостью выполнения показателей монетарного финансирования привлечение денежных средств внутри года проводилось с последующим выкупом размещаемых обязательств. Общие затраты на проведение операций "репо" составили 57,5 млрд. руб., в том числе по Банку России 28,0 млрд. рублей.

В итоги по исполнению бюджета за 1999 год включены результаты по переоформлению портфеля Банка России соответственно по привлечению и погашению основной суммы долга по ОФЗ-ПД в 1999 году отражаются суммы в 114,4 и 103,0 млрд. рублей.

По ОГНЗ снижение источников финансирования дефицита бюджета на 1,052 млрд. рублей произошло за счет увеличения объемов эмиссии до 15,0 млрд. рублей (против 5,0 млрд. рублей по плану), с последующим погашением внутри года в объеме 14,5 млрд. рублей.

В целях социальной поддержки граждан старших возрастов до начала реализации положений Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ в соответствии с Указами Президента России и постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в 1996-1999 годах о выплате предварительной компенсации по гарантированным вкладам граждан Российской Федерации, было перечислено в 1999 году Сбербанку России 2,65 млрд. рублей в счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 1999 год в размере 3,0 млрд. рублей. Из перечисленных средств фактически выплачены за отчетный год компенсации по гарантированным сбережениям в размере 2,27 млрд. рублей. Средства на компенсацию перечислялись Сбербанку России исходя из фактической потребности для обеспечения бесперебойной выплаты сумм компенсации.

По данным Сбербанка России, представляемым Минфину России еженедельно, по состоянию на 25 декабря 1999 года фактически выплачена компенсация вкладчикам Сбербанка России до 1922 года рождения включительно - 1,38 млрд. рублей, наследникам первой очереди родившимся до 1922 года включительно - 0,08 млрд. рублей, инвалидам 1 группы - 0,22 млрд. рублей, наследникам владельца гарантированных сбережений на оплату ритуальных услуг - 0,57 млрд. рублей.

Во исполнение статьи 93 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" заключено Соглашение между Банком России и Минфином России о погашении государственного внутреннего долга СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, учитываемого в составе государственного внутреннего долга Российской Федерации, облигациями федерального займа с постоянным купонным доходом от 21 октября 1999 г. № 01-01-06/05-508 на сумму 0,19 млрд. рублей со сроком погашения 1 декабря 2015 года.