Файл: Экономическая сущность госбюджета (Бюджетное устройство РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обслуживание государственного внутреннего долга

Суммарные расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в 1999 году составили 73,9 млрд. рублей.

Расходы на обслуживание по ГКО/ОФЗ за 1999 год составили 50,1 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей больше предусмотренных в бюджете. При этом превышение расходов по ОФЗ-ПД составило 0,85 млрд. рублей в результате выпуска и размещения облигаций с последующим выкупом в 1999 году. Кроме того, в связи с увеличением числа инвесторов льготной категории, имеющих право на полное погашение в денежной форме, принадлежащих им обязательств, расходы по ГКО/ОФЗ превысили плановые на 0,36 млрд. рублей. Одновременно с этим, по ОФЗ-ФК купонные выплаты за указанный период снизились на 1,0 млрд. рублей по сравнению с запланированным объемом, что связано с отказом от проведения новации части инвесторов.

В соответствии со статьей 96 Федерального закона " О федеральном бюджете на 1999 год" по Соглашению от 29 декабря 1999 г. между Министерством финансов Российской Федерации и Банком России был осуществлен обмен части портфеля ГКО/ОФЗ, принадлежащих Банку России по состоянию на 1 января 1999 г., и расходы по обслуживанию ОФЗ-ПД, подлежащих обмену, в сумме 4,5 млрд. рублей были отнесены на расходы 1999 года.

Что касается превышения расходов на обслуживание ОГНЗ, то оно объясняется увеличением объема эмиссии до 15,0 млрд. рублей (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.99 № 593). Кроме того, при расчете плановых бюджетных показателей среднегодовой курс долл. США принимался в размере 21,5 рубля за 1 долл. США, фактически же курс долл. США колебался в пределах от 20,65 руб. на 1 января 1999г. до 27,00 руб. за 1 долл. США на 31 декабря 1999 г., что привело к увеличению расходов на 2,3 млрд. рублей.

Государственный внешний долг

Привлечение новых кредитов

Общая сумма привлечения валютных кредитов в 1999 году составила 185,6 млрд.рублей (7,7 млрд.долларов США).

В части получения кредитов от международных финансовых организаций, Российской Федерацией в июле был получен 1-й транш кредитной линии Stand-by Международного Валютного Фонда в размере 641,5 млн. долларов. Кроме того, в июле-августе в бюджет поступили средства 2-го угольного займа МБРР в размере 50 млн. долларов и третьего займа на структурную перестройку экономики в размере 100млн. долларов. В декабре были получены два транша 2-го угольного займа МБРР в размере 50 млн. долларов США каждый.

По инвестиционным кредитам международных финансовых организаций получено 315 млн. долларов (7,8 млрд.рублей), из них кредиты МБРР - 292 млн. долларов, ЕБРР - 22 млн. долларов. В программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 1999 год было предусмотрено 0,75 млрд. долларов США.


Иностранных связанных кредитов, получаемых от правительств иностранных государств, банков и фирм привлечено 1,198 млрд. долларов США (29,6 млрд.рублей). В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 1999 год было предусмотрено 1,863 млрд. долларов США.

6 сентября 1999 года был получен кредит Банка Японии по соглашению от 13.07.98 JEXIM Coal SECAL II to RUSSIA. в сумме 5.775,0 млн. японских йен, что составляет эквивалент 50,0 млн. долл. США, а 29 ноября - в рамках кредитного соглашения JBIC SAL-3 to Russia на - сумму, 39.562,50 млн. японских йен, что составляет эквивалент 375,0 млн. долларов США.

Также 1999 году согласно статье 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" о привлечении в I квартале 1999 года кредитов Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по государственному внешнему долгу Российской Федерации в сумме до 2,1 млрд. долл. США, в I квартале 1999 года Минфином России было привлечено кредитов на сумму около 2 млрд. долл. США. Кроме того, из-за отсутствия притока валютных ресурсов, что создало серьезные проблемы с обслуживанием и погашением государственного внешнего долга, Минфин России счел необходимым внести поправку в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год", обеспечивающую продолжение получения средств от Центрального Банка Российской Федерации для осуществления первоочередных платежей по обслуживанию государственного внешнего долга.

В связи с этой поправкой в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год" Минфином России было привлечено во II квартале 1999 года кредитов на сумму 2,5 млрд. долл. США.

Общая сумма кредитов, привлеченных Минфином России, составила 4,5 млрд. долл. США:

  • 1,9 млрд. долл. США были направлены на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации по кредитам от правительств иностранных государств и коммерческих банков;
  • 2,6 млрд. долл. США - по кредитам от Международных финансовых организаций.

Кроме того, в течение года предоставлялся краткосрочный кредит Внешэкономбанка и Сбербанка России в общей сумме 340 млн. долларов США, который был погашен пределах этого же года.

Платежи по погашению внешнего долга

В 1999 году платежи по погашению основного внешнего долга составили 138,2 млрд.рублей, в том числе:

  • 85,3 млрд.рублей (3,5млрд.долларов США) - международным финансовым организациям (план - 3,6 млрд. долларов), в том числе:
  • МВФ - 3,3 млрд. долларов;
  • МБРР- 146 млн. долларов;
  • ЕБРР- 36 млн. долларов;
  • 1,58 млрд.долларов - платежи по новому российскому долгу, (исключая международные финансовые организации);
  • кроме того, с некоторыми странами подписаны соглашения о погашении задолженности поставками товаров и оказанием услуг. В соответствии с этими соглашениями в 1999 году расходы на финансирование российских предприятий и организаций, поставляющих свою продукцию в счет погашения долга перед иностранными государствами составили около 260 млн. долларов США;
  • 340 млн. долларов - погашение кредита Внешэкономбанку и Сбербанку по краткосрочным кредитам в пределах года;

В 1999 году необходимо было обеспечить погашение облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) III серии. Объем эмиссии этих ценных бумаг составляет 1,32 млрд. долларов США. В связи с фактически сложившейся финансовой ситуацией, непредоставлением МВФ кредитов, указанные облигации погашены не были и Правительством Российской Федерации было принято решение о реструктуризации возникшей задолженности перед юридическими и физическими лицами путем проведения новации (обмена) по этим ценным бумагам.

Порядок и условия проведения новации ОВГВЗ III серии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1306 "О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии".

Платежи по обслуживанию внешнего долга

В 1999 году платежи по обслуживанию внешнего долга составили 88,7 млрд.рублей (эквивалент 3,6 млрд. долл. США).Из них:

  1. 957 млн. долл. США (план 1200 млн. долл.) - платежи процентов по кредитам от международных финансовых организаций. Из них:
  • МВФ - 572 млн. долларов;
  • МБРР- 370 млн. долларов;
  • ЕБРР- 15 млн. долларов;

Отклонение от плана объясняется колебаниями процентных ставок по займам МФО и курса СДР к доллару (поскольку подавляющая часть платежей приходится на МВФ). Кроме того, объем привлечения новых кредитов, и, соответственно, объем задолженности на которую начисляются проценты, оказались существенно ниже ожидаемого;

  1. 2,66 млрд. долл. США - платежи, причитающиеся по новому российскому долгу и платежи по погашению купонных процентов по ОВГВЗ, исключая международные финансовые организации.

26 марта 2000 года состоялись выборы Президента РФ, на которых победу одержал названный ранее В.В.Путин. Правительство под председательством М.М.Касьянова было сформировано лишь к 20-м числам мая. Пока реальной программы оно не имеет, поэтому говорить что-либо об отношении Правительства и Президента к чрезвычайно актуальной проблеме бюджетного дефицита слишком рано. Однако хорошо известные способности нового Премьера по переговорам с западными финансовыми кругами позволяет надеяться на реструктуризацию внешней задолженности, что должно положительно сказаться на состоянии бюджетного дефицита. Проблему же внутренней задолженности должно решить доверие народа к действующей власти. Уже известны некоторые положительные итоги деятельности М.М.Касьянова на посту главы исполнительной власти: в январе совершенно неожиданно мы получили профицит бюджета. Если говорить о структурных преобразованиях, то пока программа Правительства не известна. Существуют разработки Центра стратегических программ под руководством небезызвестного Германа Грефа, который в нынешнем Правительстве возглавил новое Министерство экономического развития и торговли. В нем предложены совершенно неожиданные подходы к решению экономических проблем, но какие конкретно пока неизвестно. Итак, исходя из вышесказанного, современное состояние бюджетного дефицита можно охарактеризовать как неопределенное. Нам все еще приходится платить по долгам огромные суммы, проблема с ГКО еще не решена, но надежда на благоприятное развитие есть.


3. Основные направления совершенствования госбюджета

Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сок­ращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.

Для обеспечения экономического роста необхо­димо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

1. Рост ВВП и продукции промышленного производства;

2. Прекращение спада сельскохозяйственного производства;

3. Создание условий для переориентации финансовых потоков в реа­льный сектор экономики;

4. Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повы­шение уровня собираемости налогов;

5. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения;

Поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.

Приоритетные задачи финансовой политики:

1) Введе­ние в действие новых принципов межбюджет­ных отношений, усиление координации деятельности всех фиска­льных органов, завершение перехода на казначейскую систему ис­полнения бюджета;

2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости нало­гов;

3) совершенствование структуры расходов бюджетов на основе со­кращения прямых бюджетополучателей и численности работни­ков бюджетных издержек, в первую очередь - в жилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;

4) существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля;

5) формирование реалистичного бюджета;

6) проведение политики на финансовом рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государ­ственным ценным бумагам;

7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;

8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.

Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее пос­тепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.

Необходимо провести административную реформу. Цель рефо­рмы- сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтро­льным обществу. Важное направление административной реформы - борьба с коррупцией.


Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления - снижение федеральной опеки, больше доверия ре­гионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, ко­нтроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики - федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных влас­тей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной рефор­мы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого - аксиома стабильной экономики.

Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффек­тивная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискри­минационных мер в отношении продукции наших фирм. Неизменный приоритет России - Содружество Независимых Государств.[5]

Заключение

Итак, в заключении можно сделать следующие выводы.

Государственная бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система Субъектов Федерации, которая объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.

Бюджетная система Российской Федерации строится на принципах федерализма. Состоит из трех уровней: федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного. Совокупность этих трех уровней представляет собой консолидированный бюджет. Бюджет – это основной финансовый документ в жизни любой страны. Его основу составляет свод расходов и доходов.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.