Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Сущность и содержание финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более обогащенные регионы в такой ситуации будут иметь преимущества. Поэтому для оптимизации поступлений в бюджеты стоит установить фиксированную долю поступлений в региональные бюджеты. Также данная мера послужит увеличению доходов в бюджет для покрытия государственного долга, что является преимущественным направлением финансовой политики Российской Федерации.

Другим звеном финансовой политики, несомненно, является бюджетная политика государства, имеющая отражение в частях доходов и расходов страны, источников снижения дефицита, а также в управлении государственным долгом. Решение всех этих вопросов непосредственно связано с эффективностью финансовой политики и социально-экономической направленности государства. В настоящее время приоритетно решаются проблемы с покрытием государственного долга, чтобы направить поток денежных средств на нужды социального обеспечения, увеличение финансирования целевых программ. В области реализации эффективной бюджетной политики стоит создавать планы на кратко-, средне- и долгосрочные периоды. Долгосрочное бюджетное планирование приведет к созданию оптимального роста экономики страны и повышению уровня жизни населения. При этом в связи с изменением факторов реализации краткосрочной политики должна модернизироваться и долгосрочная, также переоценивать приоритетные направления и введение новых задач финансовой политики [10].

Федеральная бюджетная политика будет сбалансирована при сохранении внешнеэкономических показателей, при этом финансовая политика России направлена на снижение государственного долга, что в связи с последними открытиями не оказывает негативного влияния на рост ВВП страны. Но нельзя полностью окунаться в эту проблему, бюджетная политика должна также эффективно распределяться между регионами государства, где довольно высокими темпами растут расходы. Поэтому стоит обратить внимание на их сокращение, что приведет к дополнительным резервам и финансированию целевых программ [11].

Регулируя экономику страны в целом, немаловажную роль играет денежно-кредитная политика. Это звено имеет огромное значение в социальной жизни населения. Эта политика ставит перед собой цели снижения инфляции, уровня безработицы и обеспечения стабильного роста экономики.

Кредитная политика государства и функционирование банковской системы обеспечивают постоянство и бесперебойность в расчетах страны. Поэтому она должна быть направлена на снижение процентных ставок, повышение доступности кредитов для населения, оптимизацию банковской системы, чтобы денежная масса не застаивалась в сбережениях домашних хозяйств, а постоянно находилась в обороте [11].


Основным звеном в России, регулирующим денежно-кредитную политику, является Центральный банк. Но в последнее время он находится в автономном режиме, и его политика в основном направлена на снижение инфляции путем сокращения денежной массы. Но эта мера не является эффективной, потому что её сокращение непосредственно приводит к удорожанию кредитов для всех секторов экономики, что соответственно ведет за собой рост издержек и повышение цен  на товарную продукцию. Стремление инфляции к нулю является ошибочным процессом экономики страны, так как развитие экономики происходит вместе с инфляцией, и рост цен неизбежен, возможно только их регулирование и сдерживание [4].

Вся деятельность Центробанка основана на мировом рынке и реализует в основном валютную политику страны. Регулирование Центробанка России происходит лишь за счет МВФ и Федеральной резервной системой, а законодательная и исполнительная власть регулируют данный финансовый институт слабо. Сейчас Центральный Банк можно назвать «государством в государстве». Но он должен подчиняться власти, а не действовать автономно, ведь от него во многом зависит состояние финансовой политики государства в целом. И денежно-кредитная политика этого института должна быть направлена в основном на обеспечение, в первую очередь, экономического роста, занятости, а также на приток-отток иностранных инвестиций в Российские компании. Таким образом, денежно-кредитная политика должна быть согласована со всей финансовой политикой страны. Выпуск денег должен быть направлен на конкретные инвестиционные проекты, находящиеся в соответственных инвестиционных программах, а последние должны быть направлены на стратегическое развитие государства [4].

Основой финансовой политики является, как уже было сказано, социальная направленность. Соответственно, социальная политика должна постоянно развиваться и реформироваться в зависимости от нужд населения и для удовлетворения его потребностей. Социальная политика должна быть направлена на финансирование менее обеспеченных слоев населения, повышение возможностей для молодых семей, финансирование материнства, увеличение пенсий и заработных плат людям, работающим в бюджетной сфере, а также осуществление льготной политики для нуждающихся категорий граждан. Эффективная социальная политика является важным и определяющим показателем всей финансовой политики на территории государства [11].

Социальная на направленность на в на финансовой на политике на России на имеет на далеко на не на определяющие на позиции, на а на наоборот, на общество на платит на больше, на чем на получает на от на него на какой-либо на помощи. на Сфера на социального на обслуживания на с на каждым на годом на становится на все на более на дорогостоящей, на а на главное на - на что на она на вообще на платная! на Пользователей на становится на теперь на все на меньше, на а на главное на - на исчезает на персональный на подход на к на ситуациям на в на конкретных на семьях. на В на пенсионном на звене на также на Россия на имеет на крайне на низкие на показатели. на Поэтому на Пенсионный на Фонд на непосредственно на нуждается на в на субсидировании на со на стороны на государства, на причем на в на особо на крупных на размерах на [12].


И, наконец, во многом нужно реформировать систему здравоохранения страны. Меры должны быть направлены на обеспечение доступности и высокого качества медицинских услуг, профилактику различных видов заболеваний, увеличение числа бесплатного медицинского обслуживания и профилактики больных. Сейчас в стране слабая подготовка кадров медицинской сферы, и низкое финансирование заработных плат и системы поощрений, низкие показатели оснащенности оборудованием государственных больниц и поликлиник. Поэтому население среднего уровня достатка чаще обращается в частные клиники, где меньше очередей, быстрое и довольно качественное обслуживание, а также наличие более современного оборудования.

Итак, на в на первой на главе на нашей на работы на мы на рассмотрели на не на только на цели на и на сущность на финансовой на политики на в на целом, на но на и на определили на звенья на финансовой на структуры на России на и на проблемы на их на развития. на

Можно сделать вывод и привести общую структуру мер, направленных на модернизацию экономики России, а также основные направления финансовой политики на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Во-первых, важно создать долгосрочный план с учетом изменений, происходящих в краткосрочных периодах. Финансовая политика России должна снизить расходы по обеспечению государственного долга и его покрытие, а направить денежные ресурсы на финансирование стратегически важных проектов социальной сферы. Также финансовая политика должна эффективно регулировать денежно-кредитную сферу и снизить зависимость политики от внешней иностранной валюты и организаций. Финансовая политика является важным регулятором распределения финансов в бюджеты различных уровней, поэтому должна быть направлена на эффективное распределение ресурсов не только в федеральный уровень, а также равноценно в региональные и местные бюджеты. Решение всех этих задач основная цель финансовой политики для качественного и сбалансированного процветания страны.

Глава 2. Пути оптимизации финансовой политики Российской Федерации


2.1. Проблемы финансовой политики Российской Федерации

Одной из проблем финансовой политики является повышение ликвидности активов банков. Рассмотрим оценку ликвидности коммерческих банков по нормативам ликвидности банка России.

В связи с тем, что деятельность коммерческих банков сопряжена с многочисленными видами рисков, одной из основных задач банка является выработка мероприятий по минимизации (хеджированию) рисков. Регулирование банковских рисков осуществляется посредством установления Банком России специфических ограничений, выражающихся в требованиях поддержания определенных соотношений показателей деятельности, т. е. обязательных нормативов. К числу подобных ограничений относятся нормативы ликвидности кредитных организаций.

В целях контроля состояния ликвидности банков государство в лице ЦБ устанавливает нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые ограничивают риски потери банком ликвидности [4].

Сущность данной методики заключается в расчете коэффициентов, значения которых соотносятся с нормативами, установленных Банком России. В настоящее время, основу метода коэффициентов составляют следующие оценочные показатели ликвидности.

Во-первых, на норматив на мгновенной на ликвидности на банка на Н2, на регулирующий на риск на потери на банком на ликвидности на в на течение на одного на операционного на дня. на Данный на норматив на представляет на собой на отношение на активов, на которые на банк на может на реализовать на в на течение на одного на календарного на дня, на к на обязательствам на банка, на которые на необходимо на исполнить на в на течение на того на же на периода на (например, на текущие на и на расчетные на счета на клиентов, на депозиты на до на востребования, на однодневные на межбанковские на займы). на

Эти обязательства берутся в расчет скорректированными на величину

минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме банков-клиентов) до востребования. Минимальное значение норматива Н2, установленное ЦБ России равно 15%. [12].

Во-вторых, норматив текущей ликвидности банка Н3. Регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней. Норматив рассчитывается как отношение активов, которые банк может реализовать в течение ближайших 30 дней, к обязательствам самого банка, которые он должен исполнить или у него могут потребовать исполнить в течение ближайших 30 дней.


Эти обязательства берутся в расчет скорректированными на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме банков-клиентов) до востребования и сроком исполнения в ближайшие 30 дней. Минимально допустимое значение норматива установлено в размере 50%. Нарушение выше перечисленных нормативов свидетельствует о недостаточном запасе ликвидности у кредитной организации [12].

В-третьих, норматив долгосрочной ликвидности банка Н4. Регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы. Определяется как отношение активов банка, которые со сроком реализации более года, за вычетом сформированных по ним резервов на возможные потери, к сумме его капитала и обязательств, сроком погашения свыше 1 года.

Данные обязательства корректируются на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме банков-клиентов) до востребования и сроком исполнения до 1 года. Максимально допустимое значение норматива – 120%.

Несоблюдение норматива Н4 свидетельствует о злоупотреблении кредитной организацией размещением в долгосрочные активы краткосрочных пассивов [12].

Неисполнение нормативов ликвидности может повлечь штрафные

санкции со стороны Банка России, в случае многократных нарушений Центральный Банк принимает решение об отзыве лицензии. Однако в отдельных случаях ЦБ может изменить на срок до шести месяцев установленные значения нормативов для банка-нарушителя.

Что касается банковской системы России, то на данный момент наблюдается избыток ликвидности, так как норматив текущей ликвидности составляет около 90% при предельном уровне 50%. Значения нормативов ликвидности банковского сектора представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели ликвидности банковской системы России [12].

Показатели ликвидности

2015г.

2016г.

2017г.

Норматив мгновенной ликвидности (Н2), %

72,9

70,1

65,9

Норматив текущей ликвидности (Н3), %

97,1

100,1

93,5

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4), %

74,0

76,2

77,1

В связи с сокращением средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России среднегодовое значение норматива мгновенной ликвидности в 2017 году снизилось по сравнению с предшествующим годом (рис.), но по-прежнему существенно превышает установленное для кредитных организаций минимальное значение.