Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Анализ основных элементов менеджмента ООО «СУ-30»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассматриваемой темы курсовой работы определяется следующими обстоятельствами. Развитие российской экономики, приход на рынок западных компаний и усиливающаяся тенденция к созданию единого финансово-информационного пространства требуют от российских предприятий быстрого реагирования на изменения рыночной среды. В сложной и быстро меняющейся деловой среде конкурентоспособными оказываются гибкие и динамично развивающиеся компании, которым удалось сократить затраты и повысить эффективность бизнеса, обеспечивая рост стоимости предприятия. Достичь такого комплексного экономического эффекта можно только за счет эффективного функционирования всех подсистем менеджмента.

В современных нестабильных экономических условиях возникает необходимость формирования действенной системы управления компаниями, которая способна обеспечить их стабильное и динамичное развитие, а также высокий уровень конкурентоспособности.

В достижения цели совершенствования управления имеют интерес все компании, это связано с постоянным процессом усложнения экономических, хозяйственных и социальных отношений в обществе, с частыми изменениями факторов внешней и внутренней среды предпринимательства, с повышением уровня развития материально-технической базы, с постоянным поиском возможных путей улучшения экономических показателей деятельности компании, с увеличением конкурентного давления на рынках.

Стоит отметить, чем больше рыночные требования, тем становятся более широкими и глубокими потребительские предпочтения, тем более остро встает проблема поиска внутреннего совершенства, что включает в себя выбор самых эффективных систем и методов управления, которые могу принимать грамотные решения, обеспечивающие высокую результативность функционирования современного производства.

Решение современных проблем управления предпринимательской деятельностью требует объемного исследования реальных процессов управления и разработки соответствующих практических рекомендаций, позволяющих исследовать, диагностировать и моделировать гипотетические управленческие процессы, определять критерии качества управления и допустимые величины информационной нагрузки руководителей и специалистов и на этих основах определять направления роста эффективности управления как в оперативном, так и в перспективном аспектах.


Цель работы – исследование современных направлений развития менеджмента, его основных целей и задач.

Для достижения указанной цели необходима постановка следующих задач:

  • Раскрыть сущность менеджмента, определить его основные цели и задачи;
  • Охарактеризовать методы менеджмента;
  • Дать характеристику объекта исследования;
  • Рассмотреть особенности управления в исследуемой организации и дать рекомендации по его совершенствованию.

Предмет исследования – направления развития менеджмента.

Объект исследования – ООО «СУ-30».

Курсовая работа опирается на классические и современные труды отечественных и зарубежных экономистов в области эффективного управления организацией – Виханский О.С.[7] Гишкаева Л.П.[8], Изрядникова О.[11], Пресняков В.Ф.[13] и других.

В настоящей работе применялись такие методы, как описание, группировка, анализ и синтез теоретического и практического материала, структурно-динамический анализ, индексный метод и ряд других.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, составляющих основную часть, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО - ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Цель менеджмента, его сущность и характер

Менеджмент представляет собой вид профессионально осуществляемой деятельности, которая направлена на достижение в рыночных условиях хозяйствования поставленных целей посредством наиболее рационального использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов на основе применения определенных принципов, функций и способов экономического механизма менеджмента предприятия [12, с. 132].

Менеджмент – это процесс управления в рыночных условиях хозяйствования; в данных условиях предприятие ориентировано на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов товаров (услуг), пользующихся наибольшим спросом и способным принести предприятию запланированную прибыль; также менеджмент предполагает постоянное стремление предприятия к росту эффективности деятельности, к получению оптимальных финансовых и производственных результатов с минимальными издержками; хозяйственную самостоятельность, которая обеспечивала бы свободу принятия управленческих решений лицами, несущими ответственность за результаты функционирования предприятия или его отдельных подразделений; кроме того, менеджмент предполагает периодически осуществляемую корректировку целей и программ развития в зависимости от конъюнктуры рынка; при этом выявляется конечный результат деятельности предприятия (его филиалов или отдельных структурных подразделений) в рыночных условиях в процессе предпринимательской деятельности; в рамках осуществления менеджмента предприятия необходимо использовать современную информационную базу с компьютерной техникой для многовариантных расчетов, которые послужат базой для принятия оптимальных управленческих решений [13].


Функция менеджмента - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента, который характеризуется некоторой однородностью, сложностью, а также стабильностью воздействий на объект со стороны лица, принимающего решения.

Выделяют следующие общие функции менеджмента предприятия: организация, планирование, финансирование, мотивация, анализ и контроль.

Современное предприятие – это собой сложный комплекс, его динамизм и слаженность функционирования зависят от механизма управления, которые устанавливает внутренние связи, а также учитывает деятельность всех структурных единиц и сотрудников конкретного предприятия [17].

Управление – это трудовое воздействие на работников предприятия с целью достижения поставленных предприятием целей. Управление основывается как на многих областях знаний (например, экономика, политология, социология, психология, инженерные дисциплины, статистика), так и на обобщении практического управленческого опыта предприятия.

Управление предприятием, как правило, состоит из ряда функциональных подсистем, к которым можно отнести: стратегический и оперативный менеджмент; планирование; кадровый менеджмент; производственный менеджмент; управление маркетингом; финансовый менеджмент; инвестиционный менеджмент [1, с. 72].

1.2. Основные задачи менеджмента

Задачами стратегического менеджмента являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.

К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на выполнение установленных текущих заданий.

В задачи кадрового менеджмента в соответствии со стратегией развития предприятия и текущими потребностями производства входят: обеспечение предприятия кадрами необходимой квалификации заданного профессионального состава и численности; обучение работников в соответствии с принятой на предприятии технологией и организацией производства продукции; управление оплатой и мотивацией труда; обеспечение безопасности и нормальных условий труда [18].

Основными задачами производственного менеджмента являются организация изготовления и поставки продукции необходимого качества и установленной себестоимости в запланированные сроки.

Управление маркетингом является одной из важнейших подсистем управления предприятием. От него зависит, с одной стороны, правильность определения того, какую продукцию производить, в каком количестве и в какие сроки, а с другой - эффективность снабжения предприятия факторами производства по ценам, не ведущим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим получение прибыли.


Управление финансами предприятия включает организацию и контроль поступления денежных средств от реализации продукции либо взимания причитающихся сумм по предшествующим соглашениям или за предоставленные услуги и др. [18].

Управление инвестициями включает: постоянное совершенствование организации производства и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инновационных предложений; формирование банка инновационных идей и вариантов их решения; организацию процесса выявления проблем развития и их решение; формирование на предприятии климата новаторства, поиска новых идей.

Перечисленные подсистемы управления предприятием реализуют следующие функции:

1) постановка целей и задач в соответствии с принятой стратегией и спецификой подсистемы;

2) планирование необходимых ресурсов для решения установленных задач;

3) организация и регулирование процесса исполнения в соответствии с целями и поставленными задачами, обеспечивающие объединение усилий и ресурсов в заданном направлении;

4) стимулирование работников, направленное на повышение эффективности их труда для достижения поставленных целей;

5) контроль и корректировка деятельности подсистемы и принятие необходимых мер для получения результата [15].

1.3. Взаимодействие целей и задач в менеджменте

Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.

Цель управления – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления – организации. Вообще цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результатов деятельности.

Деятельность – процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий [15, с. 14].

Средства достижения – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Цели являются существующим элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.

  1. Организующая роль – организация и направление средств достижения целей на результат.
  2. Мотивирующая роль мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение.
  3. Контролирующая роль – сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы [18, с. 22].

Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и так далее до главной цели.

Классификация целей: по уровню (народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.п.), по сроку действия (перспективные, текущие), по охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).

Требования к целям:

  • Согласование и совместимость целей;
  • Реалистичность (достижимость);
  • Понятность для исполнителя;
  • Гибкость (обратная связь) [19, c.163].

Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, то есть руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия - это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.

Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов [21, c.37].

Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей.

Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели [12, c. 200].

Люди (субъекты и объекты управления)

Цели

Технология управления

Структура органа управления

Задачи управления

Рис. 1. Связь целей организации с основными категориями теории управления [21]

Недостаток дерева целей – статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке времени состав целей, их иерархия и характеристики меняются. Практически это решается учетом динамики процессов, применением ЭВМ и др.