Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы(Теоретические основы психологических проблем адаптации ребенка в первом классе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство современных психологов и педагогов, занимающихся этой проблемой, считает, что процесс школьной адаптации вызывает трудности у всех без исключения детей (Н.И. Гуткина, Р.М. Грановская, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, И.М. Никольская и др.). Это вызвано той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребёнок должен соответствовать. Однако, несмотря на это, процесс школьной адаптации протекает у всех детей неодинаково.

Процесс школьной адаптации имеет временные характеристики, его эффективность имеет различные степени выраженности. В оптимальном варианте адаптационный период составляет от 4 до 7 недель, однако, он может затянуться, а у некоторых детей полноценной психологической адаптации на первом году обучения так и не происходит.

1.2. Особенности адаптации ребенка в первом классе

Ребенок пошел в первый класс – радостное, долгожданное и одновременно тревожное событие.

Родителям и сердобольным бабушкам до слез жалко малыша, ведь за порогом школы его ждут испытания, а он, такой беззащитный и нет рядом мамы, всегда готовой прийти на помощь.

В некоторых случаях процесс привыкания становится сложным этапом в жизни первоклассника и всей семьи. От того, как начнется школьная жизнь малыша, как он вольется в коллектив, зависит весь процесс дальнейшего обучения.

Адаптация первоклассника — это умение приспособиться к новым условиям.

Детсадовские детки привыкли к комфортному режиму дня — занятия, игры, еда и сон по расписанию, а школьная жизнь — более динамичная. Ребенок устает, часто не успевает выполнять задания педагога, расстраивается, капризничает. У домашних деток процесс привыкания проходит еще сложнее.

На психику и эмоциональное состояние ребенка оказывают влияния:

  • личностные качества классного руководителя
  • коллектив одноклассников
  • измененный режим дня
  • необходимость сидеть на одном месте целый урок
  • обязанности, которые на него возлагаются

Ребенок не понимает, почему его лишили возможности бегать, играть, а долгое сидение на одном месте для него — нудная и тяжелая задача. Если он начинает разговаривать на уроке или вертеться, получает замечание. Не получается заработать похвалу от учителя и хорошую оценку — отсюда обида, разочарование и первые трудности:


  • плохая успеваемость, дисциплина
  • лень и нежелание учиться
  • демонстрация своего отношения к школе и учителям
  • негативизм ко всему, что происходит в школе.

Как справиться и предупредить проблемы — задача родителей и педагогического коллектива.

После первого сентября наступает второе, третье и становится ясно — одни дети легко входят в школьную жизнь, у других процесс привыкания проходит болезненно, со слезами и истериками. Детей можно разделить на три группы по способности адаптироваться к требованиям и правилам школы.

Рис.1. Способность детей адаптироваться к требованиям школы

К сожалению, практически половина первоклашек болезненно проходит начало длинного и сложного пути обучения.

Адаптация высокого уровня. Ребенок без проблем, на позитиве, принимает новые условия, требования и обязанности.

  1. Учится ребенок с удовольствием, он внимательно слушает учителя, без труда усваивает программный материал, решает сложные задачи, активен на уроках.
  2. Задания на дом выполняет с удовольствием, без напоминания родителей, проявляет интерес к школьным предметам, изучает материал досконально и глубоко, интересуется дополнительным материалом.
  3. Коммуникабелен, у него складываются хорошие отношения с одноклассниками и учителями.
  4. С удовольствием рассказывает, как прошел день, что интересного произошло, и что узнал нового.

Адаптация среднего уровня. Ребенок без труда приспосабливается к новым условиям.

  1. Хорошо учится и усваивает обязательный материал школьной программы, слушает учителя охотно, если тема ему интересная, принимает активное участие в обсуждении.
  2. Выполняет ответственно домашнюю работу (практически всегда), правда, внимателен и сосредоточен только в том случае, если ему нравится предмет или задание.
  3. Активен, участвует в жизни класса и школы, с удовольствием выполняет общественные поручения, коммуникабелен, имеет много друзей и не только из своего класса.

Низкий уровень адаптации. Ребенок отрицательно относятся к школе, одноклассникам и учителям.

  1. Ребенку не нравится учиться, постоянно симулирует заболевания, чтобы не ходить в школу.
  2. На уроке пассивен, не слушает учителя, отвлекается по малейшим пустякам, обязательный материал по предметам усваивает частично.
  3. Родителям приходится заставлять ребенка делать уроки и постоянно напоминать, что тот не сделал домашнее задание, выполнять которое он не хочет или не может без помощи родителей или учителя.
  4. О школе говорит неохотно, жалуется на одноклассников, учителей, имеет мало друзей.

Адаптация ребенка занимает определенное время и проходит поэтапно:

  • Ребенок приходит в школу

Начинается первый этап подготовки ребенка к школе.

  1. Педагогический коллектив знакомит ребенка с территорией вокруг школы, показывает, где находится спортивный, актовый зал, библиотека, класс, в котором он будет учиться (ознакомительная экскурсия).
  2. Проводятся занятия по мелкой моторике (рисование, лепка, аппликация).
  3. Занятия физкультурой для развития крупной моторики (игра мячом, настольным теннисом, отжимания).
  4. Дети выполняют с учителем упражнения по развитию образного и логического мышления.
  • Ребенок привыкает к школе

Психологи отводят полгода, по прошествии которых делается вывод, как дети адаптировались к школе.

  1. За это время учитель должен узнать особенности характера и возможности каждого ученика.
  2. Учителем и психологом оказывается помощь первоклассникам в адаптации к учебному процессу.
  3. Классный руководитель поддерживает постоянный контакт с родителями, которые, в свою очередь, должны как можно чаще посещать школу и беседовать с педагогом.
  • Ребенок не может адаптироваться к школе

После первого семестра классный руководитель сообщает родителям, какие успехи у детей за полгода обучения и проблемы адаптации отдельных учеников.

Работа с трудными детьми планируется на второй семестр, совместно с учителем, психологом и родителями, чтобы к концу года ребенок стал полноценным членом школьного коллектива.

При проявлении первых признаков дезадаптации первоклассника:

  1. Школьный психолог берет под наблюдение ребенка, дает рекомендации учителю и консультирует родителей.
  2. Проводится дополнительная работа вне рамок школьной программы по эффективному развитию ребенка, выявляются способности и возможности их реализации.
  3. Делаются психологические тесты уровня самооценки, агрессивности и тревожности ученика.
  4. В конце года подводится итог совместной работы по адаптации ребенка к школе.

Чтобы ребенок легко привык и приспособился к новым условиям, нужно учитывать особенности адаптации к школе организма, нервной системы и поведения в коллективе и обществе.

С началом обучения организм ребенка перестраивается, у каждого этот процесс занимает разное количество времени.

В первую четверть у многих малышей наблюдается снижение аппетита и потеря веса. Ребенок жалуется на усталость, головные боли с трудом просыпается по утрам. Часто от переутомления снижается артериальное давление, возникают проблемы с кровеносной системой, которая в этот период претерпевает возрастные изменения.


Возникает вопрос — что делать?

Руководствуйтесь банальными, хорошо известными, рекомендациями:

  • Ничего нового: режим и еще раз — режим

Для первоклассника противопоказаны всякого рода продленки, даже если это вынужденная мера и ребенка некому забрать из школы обратитесь к бабушкам, дедушкам, сестрам.

  1. Ребенку 7 лет необходимо спать не менее 11 часов, затем зарядка и завтрак, если первоклассник пойдет в школу сонный, то первый урок он будет спать.
  2. После уроков обязательный отдых, желательно сон. В первом классе учитель не должен задавать на дом задания.
  3. Лучшее время занятий с ребенком после 9.00 для второй смены и 16.00 — для первой.
  4. Между занятиями делайте небольшие физкультминутки — чередование умственного и физического труда.
  • Больше движений — меньше пропущенных уроков  

Первоклассник мало двигается, установлено, что на активный отдых у него уходит полчаса, конечно, есть уроки физкультуры, но они не решают проблему.

  1. Не ограничивайте ребенка в прогулках после уроков или сами погуляйте с малышом перед сном на свежем воздухе. Лучше он погоняет мяч с друзьями, нежели просидит за компьютером.
  2. Запишите первоклашку в бассейн, в спортивную секцию. Занятия спортом помогут предупредить многие болезни.
  3. Обеспечьте ребенку удобное место для занятий, обратите внимание на освещение и, как он сидит, чтобы не было в дальнейшем проблем с позвоночником.
  4. Сходите в школу и посмотрите комфортность пребывания малыша в классе, как и где он сидит, достаточное ли освещение в классе.

К сожалению, по статистике родители в большинстве случаев, в силу занятости или халатности, мало или вообще не контролируют ребенка. Он не досыпает, ест что попало, много времени проводит перед компьютером, не бывает на свежем воздухе. О хорошем самочувствии говорить не приходится.

Психологическая готовность к обучению — это когда ребенку нравится ходить в школу, учиться, и у него хорошее настроение. Противоположное состояние в поведении малыша говорит о том, что внутренне, душевно, он не готов к школе.

Как ребенок психологически адаптируется к школе, зависит от вас. Несколько простых рекомендаций, которые помогут ребенку:

  1. Ваш малыш должен знать, что всегда любим, даже, если у него что-то не будет получаться
  2. Не кричите, не ругайте, не позволяйте физическое наказание по отношению к ребенку
  3. Контролируйте, но без пристрастия, давайте больше самостоятельности
  4. Проявляйте интерес к учебе и школьной жизни ребенка, он должен чувствовать ваше участие и заботу
  5. Никогда не ставьте в пример других детей — это удар по самолюбию
  6. Хвалите его за маленькие победы, но не перехвалите, стимулируйте к новым успехам и поощряйте его

Не забывайте, что каждый первоклассник уникален, со своим характером, типом темперамента. Согласитесь, что холерику, в силу подвижности нервной системы, сложно усидеть на уроке и за домашней работой, а флегматика — заставить принять быстрое решение.

Если ребенок пришел в школу из детского сада, он имеет первоначальные понятия социализации в обществе, что отличает его от первоклассника, который был до школы с мамой или няней.

Пройдет немного времени, и разношерстная группа детей превратится, под руководством учителя, психолога и родителей, в дружный коллектив.

Ребенок должен уметь налаживать отношения с детьми и учителями, заводить знакомства, отстаивать свое мнение и дать возможность высказаться другому. При конфликтных или сложных ситуациях ребенок должен научиться достойно выходить из них и самостоятельно принимать решения.

Главная задача родителей и педагогов — помочь первокласснику найти свое достойное место в коллективе, не стать изгоем.

Родители ошибочно считают, что ребенка нужно научить читать, считать, заранее выучить таблицу умножения, и он готов к школе. Когда начинается учебный процесс, они недоумевают, почему ребенок, прекрасно (по их мнению) подготовленный к школе, отстает от одноклассников.

  • Интеллектуальная готовность 
  1.  Способность ребенка правильно составлять предложения, понятно и доходчиво доносить свою мысль
  2. Умение первоклассника выделять главное, обобщать, делать выводы
  3. Возможность ребенка рассуждать, основываясь на своих наблюдениях и жизненном опыте

Все эти качества помогут первокласснику усваивать школьную программу, вызывать интерес к изучаемым предметам и желание узнать больше, расширяя для себя рамки школьной программы.

На поведение и успеваемость ребенка оказывает влияние отношение с одноклассниками, он должен научиться жить в коллективе.

  • Социальная готовность
  1. Ребенок должен уметь налаживать отношения с одноклассниками, иметь навыки личностного общения
  2. Уметь презентовать себя, сам начинать разговор или поддерживать беседу
  3. У него должны быть навыки общения с взрослыми людьми — учителями, администрацией
  • Личностная готовность
  1. Ребенок понимает, что он вырос и детский сад уже позади, начинается новый, более ответственный и взрослый, этап в жизни.
  2. Ему понятна мотивация учебы, он ставит цель достичь хороших результатов. Может реально оценить свои способности и понимает, что ему многому необходимо научиться.
  3. Знает, несмотря на то, что игра интереснее, чем домашнее задание, но его нужно сделать в первую очередь.