Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы(Теоретические основы психологических проблем адаптации ребенка в первом классе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Теоретическая разработка условий по психологической адаптации ребенка в первом классе

2.1. Эффективность диагностики и коррекции психологической адаптации

В начале учебного периода школьники могут столкнуться с рядом проблем: трудности в обучении, ухудшение здоровья, конфликты с учителями и одноклассниками. Поэтому психологу необходимо выявить учеников, имеющих длительный период адаптации и тех, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Поэтому необходимо своевременно выявить и разобраться какие же существуют причины плохого поведения, скорректировать затруднения адаптации. Иначе все это может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Плохое поведение учащегося – это важный сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе. Именно таким детям нужна помощь и психолого-педагогическая поддержка в процессе сопровождения. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании и расширение его жизненного опыта в рамках коррекционных занятий. Именно поэтому диагностика оценки адаптации очень важна.

В случае оценивания уровня школьной адаптации М.Р.Битянова предлагает следующий алгоритм, включающий в себя многостороннее исследование адаптации к школе:

  • Поэтапное обследование учащихся с целью первичной диагностики уровня адаптации и выявления «группы риска», т.е. учащихся, у которых могут возникнуть проблемы с обучением, поведением, общением со сверстниками и учителями.
  • Анкетирование учителей с целью получения экспертной оценки адаптации учащихся.
  • Анкетирование родителей с целью выявления изменений, произошедших в поведении, психоэмоциональном состоянии и общем самочувствии ребенка в первые недели обучения, отношении к школьным занятиям.
  • Выделение «группы риска», деление учащихся на подгруппы по вероятным причинам неблагополучного протекания адаптационного периода.
  • Проведение углубленного исследования учащихся, отнесенных к «группе риска», а также получение более детальной экспертной оценки педагогов и родителей (с применением подробных опросников).
  • Анализ полученных результатов, составление плана коррекционных и развивающих мероприятий. Организация помощи ученику в формировании навыков и внутренних психологических механизмов, необходимых для успешного обучения и общения в школьной среде.

В зависимости от условий, в которых приходится работать психологу, процедура определения психологической адаптации к процессу обучения может быть различной. Лучшими условиями будут считаться изучение детей в группе или индивидуально в конце первого этапа адаптации, в ноябре - декабре месяце. Перед тем, как начать диагностику, необходимо получить разрешение от родителей на психодиагностическое исследование и работу с учениками.

Существует такое понятие как психологическая карта – это карта, в которую необходимо вносить результаты обследования психического развития ребенка. Чтобы не возникло утечки информации карту необходимо зашифровать. Для этого первый лист с формальными данными о ребенке психолог хранит отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому так же хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. И только по с согласия психолога, Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными.

После проведения исследований проводится психолого-педагогический консилиум (ППК). Это одно из направлений работы психолога, логопеда и учителей во время адаптационного периода. Консилиум необходимо провести по каждому классу, который готовится председателем ППК с участием психолога, логопеда и учителей, работающих в классе. Задача консилиума заключается в выявлении причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их психологическую адаптацию. Так же предлагаются рекомендации отдельным учащимся для учителей и родителей.

Основной целью психологического обследования при адаптации к процессу обучения является определение уровня адаптации ребенка к процессу обучения и возможные критерии по возникновению дезадаптации. Если в процессе работы был выявлен учащийся, который нуждается в специальной развивающей работе, то психологу необходимо заполнить в психологической карте все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, необходимо зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

В данном случае нам необходимо тщательно изучить те методы психодиагностики, которые дадут нам возможность исследовать психологическую адаптацию к обучению ребенка в школе, и особенности личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, пришедшего в первый класс.

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Случается, что дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика плохо влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом, возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность или отвержение.


Рассмотрим диагностико-методический комплекс, который можно использовать, для изучения процесса адаптации учащихся, отвечающий описанным выше требованиям.

Диагностический комплекс состоит из 3-х блоков:

  1. Блок. Методы психодиагностической работы с учащимися:

При работе с учащимися нужно использовать как проективные, так и психометрические диагностические методики.

  • Исследование эмоционального состояния ребенка в школьной жизни осуществляется с помощью проективной методики цветового теста отношений «ЦТО». Она применяется для изучения особенностей личностных эмоциональных состояний, самочувствия личности.
  • Для выявления особенностей отношения учащихся к школе, позиций учащихся, самоопределения, личностных особенностей в период адаптации используются рисуночные методики: «Я в школе» и «Школа зверей».
  • Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
  • Исследование мотивационной направленности учащихся, отношение к школе, сверстникам, педагогам с помощью бесед, анкетирования.
  • Изучение особенностей здоровья учащихся, пропусков школы по болезни.
  1. Блок. Методы психодиагностической работы с родителями:
  • Анкета «Наблюдение родителей за психофизиологическим состоянием детей после школы» позволяет определить наличие изменений в поведении, самочувствии, состоянии, питании, во время сна в связи с изменившейся жизнью ребенка (учеба в школе).
  • Родительское сочинение или беседа с учителем, об особенностях ребенка.
  • Анкета для родителей по изменению адаптации детей к школе.
  1. Блок. Методы психолого-педагогической диагностики, осуществляемые с педагогами:
  • Методики «Схема-характеристика учащихся класса», «Опросник для учителя», направленные на многосторонний анализ особенностей адаптации учащихся.
  • Наблюдения в адаптационный период, направленные на фиксацию трудностей, с которыми встречаются дети.

Для определения динамики развития психолого-педагогическая диагностика рекомендуется проводиться два раза в год: во второй четверти и четвертой.

Исследование с помощью методики «ЦТО» может проводиться в расширенном варианте с использованием дополнительных понятий, для расширения симптоматики и оценивания эмоционального состояния ребенка не только в школе, но и других важных ситуациях в жизни ребенка. Психолог должен постоянно поддерживать связь с педагогами, и получать информацию о состоянии детей и мере необходимости давать рекомендации, по взаимодействию с учащимися. Все данные, полученные с помощью методики ЦТО, переносятся в оперативную матрицу, по которой рассчитывается состояние класса в целом, что дает возможность оценить психологическую атмосферу коллектива, определить общий характер эмоциональных состояний членов коллектива, проследить за развитием настроений каждого человека, выявить взаимосвязь различных условий, факторов, влияющих на качество образования, учесть их в управленческой деятельности.


С помощью теста Люшера можно провести в каждом отдельном случае более точную и глубокую диагностику.

Если в школе психолог и педагоги изучают эмоциональное состояние учащегося, то родители наблюдают за состоянием своего ребенка после школы. Эта информация дает возможность оказать своевременную помощь ребенку, учитывать его особенности при организации индивидуальной и групповой работы.

С родителями проводится собрание, на котором психолог объясняет как необходимо наблюдать за своим ребенком дома, а так же как заполнять лист наблюдения. Родителям предлагают отметить то, что волнует их и ребенка. Наблюдения родителей могут охватывать различные сроки: от 5 до 10 дней и более в случае необходимости. Лист наблюдения родители начинают вести с начала учебного года, с первого сентября.

Существуют рисунчатые методы, они помогают учителю лучше узнать детей, скорректировать свою работу. Эти методы в игровой форме, доверительной атмосфере помогают определить к чему стремится ребенка, его направленность, самооценку, отношение к школе, учителю и т.д. Анализ содержания рисунков позволяет говорить о понимании и принятии (неприятии) ребенком темы«Я в школе», сформированности внутренней позиции школьника, эмоциональном отношении к школе, процессу обучения.

Тема «Я в школе» может быть встречена детьми по-разному, что также имеет значение. Например: дети, не принявшие предложенную для рисования тему «Я в школе», трансформируют ее в следующие темы («Я гуляю на прогулке», «Я иду в школу», «Я дома с мячом», «Я фотографируюсь», «Я на перемене, дети балуются», «Я у бабушки в деревне»). Немаловажно обратить внимание на содержание рисунка, какой материал выбрал ребенок для рисования, какие в большей степени, а какие в меньшей использует цвета, размещение изображения на листе, рисует ли ребенок себя, что рассказывает по поводу своего рисунка и т.д.

Лусканова Н.Г. предлагает детям выполнить рисунки на тему:

  1. «Что мне нравится в школе». Несоответствие теме указывает, по мнению автора, на:

а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее;

б) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям;


в) непонимание или неверное истолковывание задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

  1. «Что мне нравится в школе». При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;

б) ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но внешней мотивации;

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Многим детям легче рисовать «Школу зверей». Рисунок можно обыграть сказкой. Предложить детям поучаствовать в ней. Начало придумать учителю, а продолжение придумать детям. Так же можно использовать игрушку для заинтересованности детей. И что очень важно, по окончанию необходимо обсудить рисунки детей, послушать придуманные ими сказки. Чтобы эти темы продолжить, можно организовать полевую игру «Школа зверей» с последующим рисованием и обсуждением. Дети могут рассказывать как возле доски, что закрепит позитивное, активное состояние в пространстве доски и стола учителя, а можно и в общем кругу, желательно сидя (можно на ковре). Характерно, что предложенные процедуры с включением ролевых игр имеют не только диагностическую, но и адаптационную направленность.

С целью выяснения адаптации ребенка, его позиции в классе учитель заполняет рабочий бланк «Схема-характеристика учащихся класса» и «Опросник для учителя». Результаты опроса анализируются психологами и обсуждаются совместно с педагогами, разрабатываются рекомендации.

Следует упомянуть и о карте наблюдений Д. Стотта, направленной на фиксацию различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.

Проведение коррекционной работы по преодолению нарушений адаптации предполагает:

  • диагностику полученной информации о ребенке;
  • выявление ресурсов самого ребенка, возможности семьи и школы;
  • составление коррекционно-развивающей программы с целью раскрытия потенциала ребенка в искусственно созданных условиях и перенос в социальную ситуацию развития;
  • оценка зоны ближайшего развития;
  • оценка эффективности работы по степени снятия симптома.

Таким образом, анализ различных параметров адаптации каждого учащегося в начале и в конце учебного года позволяет определить динамику его развития, основные проблемы, проявления дезадаптации, выявить закономерность адаптационного процесса в начальной школе, осуществлять ряд мер, направленных на профилактику школьной дезадаптации.