Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (Организационно-педагогическая работа классного руководителя).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Феномен классного руководства как целенаправленная система воспитания
1.2 Роль классного руководства в процессе воспитания современных детей и подростков
1.3 Организационно-педагогическая работа классного руководителя
2. Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников
2.1 Основные направления работы классного руководителя
Содержание:
Введение
Актуальность исследования обусловлена кардинальными социально-экономическими изменениями, которые постоянно происходят в общеобразовательной системе. Важность и необходимость воспитательной деятельности в школе, отмечена в Концепции модернизации российского образования, где указано то, что воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в образовательный процесс. Каким образом будет производиться воспитательная деятельность в школе, какие ценности будут сформированы у детей и подростков, являются одним из факторов цивилизованного развития общества.
Классное руководство как традиционное школьное явление с введением нового ФГОС, претерпело существенные изменения.
Национальный проект «Образование» как одних из механизмов модернизации российского образования, которые направлены на системные изменения в отрасли, обеспечивающий ее качество, призван повысить статус классного руководства.
Значимость поддержки классных руководителей для системы образовательного процесса заключается в следующем:
Во-первых, в признании особой важности роли классного руководителя в образовательном и воспитательном процессе;
Во-вторых, в необходимости стимулирования воспитательной деятельности классного руководителя и активизации воспитательной работы в стенах современной школы;
В-третьих, в учете специфики деятельности классного руководителя.
Однако анализ современных ситуаций показывает, что, несмотря на существующий социальный заказ и рекомендации государственного уровня, далеко не во всех общеобразовательных учреждениях деятельность классного руководителя осуществляется с учетом новейших требований. Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса необходимы существенные изменения в деятельности классных наставников. Такие изменения связаны прежде всего, с выбором таких приоритетных целей и задач, способах и формах воспитательной деятельности, которая будет учитывать важность педагога, особенности развития детского коллектива, организационно-педагогические условия общеобразовательного учреждения.
Новое понимание задач современной школы позволяет по–новому использовать потенциал знаний о классном руководстве.
В педагогической науке актуальность изучения феномена классного руководства сохраняется уже на протяжении столетия. Наиболее актуальными из них остаются вопросы изучения классного руководства (Бобков Ф.А., Иванов А.В., Гончаров Н.К.); роли классного руководителя в формировании и развитии детского коллектива (Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Измайлова Д.А, Каримова Л.А. и пр.); место деятельности классного руководителя в воспитательной системе (Андреева В.В.); роли классного руководства в развитии личности школьника (Новикова Л.И.. Газман О.С., Щуркова Н.Е. и пр.).
Работа классных руководителей сегодня во многом не удовлетворяет ни общество, ни современную школу, ни самих классных руководителей. Она довольно часто носит чисто формальный характер и ограничивается только реализацией определенных нормативов и инструкций без учета индивидуальных особенностей детского коллектива. Теоретический аспект изучения данной темы, связан прежде всего, с необходимостью научного изучения феномена классного руководства, построения модели взаимодействия детей и педагога, эффективное взаимодействием с родителями. Практический аспект, предполагает проектирование вариантов воспитательной деятельности классных руководителей, определение наиболее эффективных путей работы с детским коллективом и родителями, формировании условий для успешной организации учебно-воспитательного процесса.
Исходя из определения актуальность исследования, можно выделить цель, которая заключается в изучении профессиональной деятельности классного руководителя в условиях современной общеобразовательной школы.
Объект исследования–роль педагога в работе с родителями детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования–профессиональная деятельность классного руководителя.
Гипотеза исследования заключается в том, что роль классного руководителя в формировании сплоченности будет более эффективна, если:
Классный руководитель будет использовать все средства и методы для работы со школьным коллективом;
Классный руководитель будет учитывать индивидуальные и возрастные и психологические особенности коллектива школьников.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- На основании теоретического анализа философских, педагогических источников дать характеристику феномена классного руководства;
- Изучить роль классного руководителя в процессе воспитания современных детей;
- Проанализировать организационно-педагогическую работу классного руководителя;
- Изучить особенности формирования школьного коллектива и роль в этом процессе классного руководства;
- Разработать и реализовать программу по проектированию профессиональной деятельности классного руководителя.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ философских, психологических, педагогических источников по проблеме исследования; педагогическое моделирование изучаемого феномена.
Эмпирические методы: изучение документации по предмету исследование, наблюдение, анализ педагогического опыта, групповая проблемная работа.
Диагностические методы: анкетирование, интервью.
1. Теоретико-методологические основы организации профессиональной деятельности классного руководителя в современном общеобразовательном учреждении
1.1 Феномен классного руководства как целенаправленная система воспитания
В материалах Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определяется новая цель в системе образования, которая заключается в воспитание, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина Российской Федерации.
Концепция духовно-нравственного воспитания школьников в России, является идеологической и методологической основой новых общеобразовательных стандартов России, в которой определены:
–система базовых национальных ценностей, а именно воспитание в школьниках духа патриотизма, солидарности, гражданской ответственности, семья, здоровья, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа и человечество;
–воспитание в детях национального идеала;
–цели и задачи духовно- нравственного развития и воспитания в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Нормативная документация Министерства образования Российской Федерации, Государственные стандарты указывают на необходимость использования воспитательного потенциала образовательного процесса; повышение роли классного руководства; формирование условий для развития самоуправления как средства социализации учеников; повышение роли родительской общественности в процессе организации образовательного процесса.
Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ № 21 от 03.02.2006 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическим работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». В данных методических рекомендациях очерчен полный перечень функций, форм и методов работы. На их основании каждое образовательное учреждение разрабатывает свои локальные акты о деятельности классного руководства с учетом традиций, устава, концепции и программы развития. Педагоги в свою очередь могут выбрать направления воспитательной работы, которые станут основой для сплочения классного коллектива, которые помогут реализовать основные цели и задачи воспитательного процесса.
В педагогическом словаре под редакцией Коджаспирова Г.М., классный руководитель определяется как педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для развития индивидуальности и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему воспитания; помощь в решении трудных ситуаций; воспитание детского коллектива.[1]
Рожкова М.И. под классным руководством определила функции педагога в области организации детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических ситуаций в школе.
Обращаясь к истории формирования классного руководства как феномена, следует отметить, что оно имеет богатую историю. 1950-1980-е гг. являются самыми плодотворными для развития классного руководства. Именно в это время такие ученые, как Болдырев Н.И., Богданова О.С., Дулов А.И., Марьенко И.С. разработали и апробировали теорию для классного руководства. Идеи этих педагогов остаются востребованными и в настоящее время активно развиваются. Так, в «Положении о классном руководителя», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 году, в котором отмечается, что основная задача классного руководителя заключается в сплочении учеников классного коллектива в дружный, целеустремленный, работоспособный коллектив с целью успешной реализации учебно- воспитательных задач, которые стоят перед школой.
Педагогический словарь 1960 года говорит, что классный руководитель –это учитель советской школы, который осуществляет наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива . В дальнейшем трактовка классного руководителя, как участника педагогического процесса существенно изменилась.
Реализация модели классного руководства в ХХI веке предполагает под собой наличие определенных целей , задач и содержания профессиональной деятельности.
Классный руководитель является лидером группы, носитель культуры, организатор и участник детского коллектива, вдохновитель, опекун
Цель классного руководства заключается в создании и формировании эффективных условий для саморазвития и самореализации личности учеников, их успешной социализации.
Задачи классного руководства, по мнению современных исследователей феномена, заключаются в следующем:[2]
- Формирование и развитие детского коллектива;
- Создание психолого- педагогическиих условий для развития личности, самоутверждения каждого ученика, сохранения его индивидуальности и неповторимости, раскрытие его потенциальных способностей;
- Формирование здорового образа жизни;
- Организация системы отношений посредством использования различных форм и приемов организации воспитательной деятельности в детском коллективе;
- Защита прав и законных интересов учеников;
- Организация системности в работе с обучающимися;
- Гуманизация отношений между учеников и педагогом;
- Формирование у детей и подростков нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- Организация социально значимых функций обучающихся.
Деятельность классного руководителя носит целенаправленный и запланированный процесс, который строится на основании Устава общеобразовательного учреждения, нормативных актов в области образования и воспитания детей и подростков.
Для современного педагога следует знать основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками, быть информированным о современных тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности в современных условиях.
Классный руководитель в своей деятельности должен постоянно учитывать уровень воспитанности ребенка, социальные и материальные условия его жизни.
Функции классного руководства заключаются в следующем:
- Организационно-координирующие:
–обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
–установление контактов с родителями ученика, оказание им помощи в воспитании ребенка, такой процесс может быть организован как лично классным руководством, либо через психолога, педагога дополнительного образования;
–проведение консультаций, бесед с родителями (организация родительских собраний);
–взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
–организация образовательного процесса в классе, оптимального для развития положительного потенциала учеников в рамках общешкольного коллектива;
–организация воспитательной работы с обучающимися через проведение педагогических консилиумов, тематических мероприятий и пр.;
–стимулирование и учет различных видов деятельности учеников, включая в системе дополнительного образования;
–взаимодействие с каждым учеников в классном коллективе;
–ведение необходимой документации: классный журнал, план работы, личные дела обучающихся.
- Коммуникативные:
–регулирование межличностных отношений между учениками;
–установление взаимодействия между педагогическими работниками и учениками;
–формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
–оказании помощи ученикам в формировании коммуникативных качеств.
- Аналитико-прогностические:
–изучение индивидуальных особенностей учеников и динамики их развития;
–определение состояния и перспективы развития коллектива класса.
- Контрольные:
–контроль за успеваемость каждого ученика;
–контроль за посещаемостью учебных занятий.
И, конечно же, следует отметить, что наряду с основными функциями современный классный руководитель должен применять следующие формы работы: