Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Выявление характерных особенностей невербального выражения эмоций у преподавателей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маклаков А.Г., пытаясь дифференцировать понятие состояний, отмечает, что классификация чаще всего осуществляется с учетом доминирования психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), либо с учетом доминирования характерологического аспекта (состояние подъема, решительности, лени)[10].

Рубинштейн С.П. отнес эмоциональные состояния к самостоятельным эмоциональным явлениям. Он считал, что чувства (эмоции) охватывают три группы разнородных явлений, эмоциональные: реакции, состояния и отношения. Эмоциональные состояния он охарактеризовал как класс состояний, где эмоциональные показатели являются первичными. Соотнеся состояния с этим классом, следует предположить, что если индивид находится в указанном состоянии, то он переживает интенсивные эмоции. Однако литература не содержит достаточного количества публикаций об эмоциональных состояниях, как психологическом явлении. Это, скорее всего, связано с тем, что далеко не каждая эмоция может определить, как структуру состояния, так и его параметры[11].

Шадриков В.Д., несколько позже, предложил новую классификацию эмоциональных состояний, которая заслуживает внимания. Автор относит эмоциональные состояния к самостоятельным явлениям. При этом в эту же группу он включает целый класс человеческих проявлений. Автор считает, что одни группы эмоциональных состояний могут отличаться от других лишь тем, что они могут входить, в качестве части, в другие психические состояния[12].

Штейнмец А.Э. предлагает классифицировать психические состояния по нескольким основаниям. Она считает, что состояния следует классифицировать в соответствии с:

- возрастным принципом;

- характеризующей их, ведущей деятельностью;

- трудом, который данные состояния вызывает;

- значимостью состояний;

- выраженностью в них наиболее значимых личностных человеческих свойств[13].

При этом она считает, что классификацию следует производить не только с указанием признаков, в соответствии с которыми ее следует производить, но и с систематизацией наиболее значимых психических состояний.

Гурьев М. Е. предложил наиболее широкую классификацию психических состояний. Он разделил их на:

- гуманитарные;

- праксические;

- эмоциональные;

- мотивационные;

- относящиеся к вниманию[14].

Принято считать, что компонентами любой структуры являются такие состояния, как:


- мотивационный;

- эмоциональный (поскольку любому состоянию предшествует соответствующая эмоция);

- когнитивный.

При этом данная классификация включает следующие составляющие:

- отношений (самооценку, осознание и принятие самого себя);

- тензионную;

- физического самочувствия (активационная и тоническая).

Оценка состояния может быть проведена в любой следующий момент,

по тому структурному параметру, который в данный момент доминирует. Эмоциональные состояния вытекают из характера модальности той эмоции, которая доминирует (радость, эйфория, паника, страх и т.д.). Данную структуру состояний предложил Шадриков В.Д., и она на данный момент признается наиболее целесообразной[15].

Функциональная система, реакция которой отражается в состояниях, может быть представлена как многоуровневая. Она включает в себя следующие уровни:

- физиологический (центральная и вегетативная нервные системы);

- психический (включая человеческие переживания);

- поведенческий (мимика, психомоторика, пантомимика).

Любое психофизиологическое состояние должно содержать все эти уровни и только с учетом всей совокупности этих показателей можно сделать заключение о том состоянии, которое имеется у человека.

Эмоциональная сторона состояний проявляется в эмоциональных переживаниях, в виде: страха, скуки, апатии, усталости, эйфории, отвращения и т.д., физиологическая сторона проявляется в изменении вегетативных и двигательных функций[16].

И физиологические изменения, и переживания неотделимы и сопутствуют друг другу. В таком единстве физиологических и психических признаков состояний, каждый из них может быть причинным фактором. Так причиной развития состояния монотонии является усиление парасимпатических влияний, которые вызывают чувство скуки и апатии. Причиной же развития чувства усталости и утомления являются те физиологические изменения, которые происходят в мышцах или в двигательных нервных центрах и которые вызывают эти ощущения.

Психические состояния оказывают активное влияние на деятельность человека. Это можно отнести и к эмоциональному состоянию, как о фоне, определяющем и психическую, и практическую деятельность человека. Необходимо помнить и о другом: достаточно часто, именно посредством деятельности (умственной, сенсорной, физической) может развиться то или иное состояние. Исходя из этого, достаточно часто, состояние возникает как продукт деятельности. Иногда состояния возникают в результате бездействия человека, поэтому всегда следует рассматривать те ситуации, которые способствуют их возникновению[17].


Для того чтобы создать оптимальное эмоциональное состояние, необходимо правильно оценить значимость события, так как на человека оказывает воздействие не столько сила и продолжительность реального события, сколько его индивидуальная значимость и ценность. Когда возникает ситуация, которая рассматривается как чрезвычайная, даже при слабой интенсивности, она может привести человека к дезадаптации в короткий промежуток времени. Следует помнить, что сильное эмоциональное возбуждение приводит человека в состояние тенденциозности, при котором: хороший прогноз выглядит как более оптимистичным, а плохой еще более негативным.

1.3. Информация об эмоциональном состоянии человека, заключенная в динамике выражений лица

В последние годы использование в экспериментах статических изображений эмоциональных экспрессий вызывает большие вопросы (Alves, 2013)[18]. Их правомерность опирается на низкую экологическую валидность проводимых исследований, не учитывающих временной аспект выражения и восприятия эмоций, а также логику реального межличностного взаимодействия людей; становится очевидным, что стандартизированные базы данных статистических экспрессий, разработанные в середине 70-х годов (Ekman, Friesen, 1976)[19] и многократно модифицированные позднее, на сегодняшний день имеют сравнительно узкую область применения (Барабанщиков, Жегалло, Королькова, 2016)[20].

Биологическая роль движения и его восприятия чрезвычайно велика: информация о движении имеет решающее значение для выживания видов. Вполне вероятно, что в ходе эволюции к формированию способности воспринимать изменения окружающей среды предъявлялись более жесткие требования, чем к формированию любого другого аспекта зрительного процесса.

Наблюдения за перемещением людей дают богатую информацию об их взаимодействии с окружающим миром. Мы ясно понимаем, идет человек, бежит или прыгает, делает зарядку или взбирается на скалу, легко узнаем людей по характерным для них позам, походке и жестикуляции и даже копируем их. С эволюционной точки зрения способность быстро идентифицировать виды моторной активности людей вполне оправдана. Чтобы приспособиться к среде, необходимо быстро распознать и дифференцировать многообразные формы движения, причем нередко при низкой освещенности и различного рода окклюзиях. В ходе межличностного взаимодействия и коммуникации не менее важно распознавание эмоций — состояния людей и их отношения к происходящему.


В плане психологического содержания словосочетание «распознавание эмоций», часто используемое как в обыденной речи, так и в научном дискурсе, не совсем верное. Вместо обозначения чувств, которые испытывает человек, оно подразумевает отнесенность воспринимаемого к категории эмоций (страх, гнев, удивление и др.), которую имеет в виду сторонний наблюдатель (в частности, исследователь) на основании собственных представлений. Это замечание справедливо и в отношении символических искусственных стимулов, таких как схематическое изображение лица или позы. В подобных случаях распознается экспрессия — форма выражения возможного эмоционального состояния. Конкретная взаимосвязь экспрессии и соответствующего ей чувства требует специального обоснования.

Немногочисленные работы по восприятию динамики выражений лица опираются на идеи экологической оптики (Gibson, 1988;)[21] и вытекающие из них исследования восприятия биологического движения (Johansson, 1973)[22].

Ключевой факт состоит в том, что кинематические паттерны, сопровождающие любое естественное поведение, способны в отсутствие структурированных поверхностей нести уникальную информацию о содержании воспринимаемого объекта. В частности, в темноте движение 10-12 светящихся точек, установленных на основных сочленениях тела натурщика, вызывает впечатление локомоций человека, позволяет определить их тип (прогулка, бег, прыжки) и гендерную стилистику. При остановке движения перцептивный эффект исчезает, а с началом движения — проявляется через 100 мс (Runeson, Frykholm, 1983)[23]. Использование метода световых точек при изучении восприятия мимики показало, что во время их движения наблюдатели точно определяют модальность экспрессии невидимого натурщика, но идентифицировать статичный набор точек в качестве лица человека и выражения его эмоции не в состоянии (Bassili, 1978)[24]. При перемещении световых точек существует высокая вероятность идентифицировать личность известных наблюдателю людей и определить их пол . Важность информации о динамике лица была продемонстрирована и в других исследованиях. Например, Б. Найт и Х. Джонстон нашли, что известные лица лучше идентифицируются на фотонегативах, если последние экспонируются не статично, а в движении (Knight, Johnston, 1997)[25]. О конструктивной роли движения постоянно напоминает и кинематограф. В рамках экологического подхода эффекты восприятия биологического движения объясняются настроенностью перцептивной системы наблюдателя на поиск и обнаружение инвариантов динамических событий, в том числе меняющейся информации, содержащейся в поле коммуникации (Zebrowitz, 2011)[26]. Учитывая, что зрительная система развивалась в непрерывно меняющихся условиях среды, нетрудно предположить, что и животные и человек настроены на восприятие разнообразных двигательных сигналов. В частности, движение лица способно передавать информацию не только о наличии эмоционального состояния, но и о его развитии и завершении, а кроме того, содержит признаки готовящегося поведения человека, адресуемые партнерам по коммуникации (Kappas, Descoteaux, 2003)[27].


Экспериментальные исследования, выполняемые в этой области, можно разделить на три группы: (1) соотнесение влияний статики и динамики выражений лица на точность распознавания эмоциональных экспрессий, (2) выявление показателей динамики выражений лица, обусловливающих восприятие эмоциональных экспрессий, (3) изучение особенностей процесса восприятия динамических выражений лица.

2. Исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

2.1. Значение и особенности невербальных проявлений эмоций

Умение распознавать эмоции – очень полезный навык в межличностном общении. Если говорить о профессиональной деятельности, напрямую связанной с общением между людьми, то этот навык крайне практичен: он не только помогает понять собеседника, способствует достижению взаимопонимания, но и позволяет установить комфортную психологическую обстановку. Ограничение в выражении чувств ведет к неуверенности, недопониманию, снижает воздействующую функцию языка.

Эмоции выражают отношение к происходящему. Именно с их помощью происходит первичное понимание ситуации (внутренних переживаний или межличностного общения). Эмоции можно разделить на базовые и составные. Базовых эмоций десять и они вне зависимости от наличия вербального компонента всегда имеют специфическое невербальное обозначение. В зависимости от принадлежности к определенной культуре или профессиональной деятельности способы невербального выражения эмоций меняются, однако базовые эмоции выражаются одним и тем же образом.

К невербальным способам выражения эмоций можно отнести мимику, пантомимику и вокальную мимику. Изначально эмоции передаются при помощи мимики, но тембр голоса, поза, жесты также выражают эмоции. Для обозначения педагогического использования невербальных средств общения Л. Каде и М. Телье вводят новый термин – педагогический жест, который трактуется как «совокупность невербальных выражений, производимых педагогом с целью помочь обучающемуся понять смысл вербальных»[28].