Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Выявление характерных особенностей невербального выражения эмоций у преподавателей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что интерес к категории «эмоции» существовал давно, данное направление психологической науки стало развиваться, по времени, не так давно. При этом многие исследователи, изучавшие человеческую природу, еще до серьезных исследований эмоциональной сферы человека, видели их важность в социальных отношениях и развитии самосознания человека, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Изучение эмоций связано со многими отечественными и зарубежными учеными. В последние годы появляются различные точки зрения, связанные с природой и значением эмоций. Одни авторы теорий полагают, что при описании поведения человека можно не использовать понятие «эмоции», считая, что проблемы поведения легче объяснить через категории «активации» или «возбуждения», которые не обладают такой аморфностью как категории эмоциональной сферы. Другие же авторы относят эмоции к первичной мотивационной системе человека.

Целью данной работы является исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

- рассмотреть эмоциональную сферу личности как предмет исследования в психологической науке;

- выделить виды эмоционально-психических состояний;

- рассмотреть информацию об эмоциональном состоянии человека, заключенная в динамике выражений лица;

- исследовать невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Объектом исследования в работе выступают эмоциональные состояния человека.

Предметом исследования в работе являются невербальные проявления эмоционального состояния.

В работе использованы работы следующих авторов, посвященные исследованию невербальных проявлений в эмоциональном состоянии: Барабанщикова В.А., Корольковой О.А., Лободинской Е.А., Гурьева М.Е., Игебаевой Ф.А, Каюмовой А.Ф., Ильина Е.П., Кибанова А. Я., Кравченко Ю.Е., Маклакова А.Г., Рубинштейна С.П., Столяренко Л.Д., Шадрикова В.Д., Экман П. и др.

Методологическую основу данного исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие теоретические аспекты изучения эмоциональных состояний человека.

Практическая значимость работы состоит в выявлении характерных особенностей невербального выражения эмоций у преподавателей.


Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы. Первая глава направлена на изучение теоретических основ изучения эмоциональных состояний человека. Вторая глава представлена исследованием невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

1. Теоретические основы изучения эмоциональных состояний человека

1.1. Эмоциональная сфера личности как предмет исследования в психологической науке

Значение эмоций в человеческом поведении, одними из первых заметили Р. Липер и Р. Маурер. Авторы пришли к выводу, что эмоции относятся к наиболее значимым факторам, участвующим в изменениях результатов поведения, которые называются «научением» и, в отличие от многих западных психологов, впервые признали необходимость изучения проблем, связанных с эмоциями, наряду с проблемами интеллекта и поведения, которые в то время активно изучались западными учеными.

Кравченко Ю.Е., исследуя роль приспособления эмоций, придерживался подобной позиции, в процессе разработки учения о динамическом стереотипе, как устойчиво сложившейся системе ответных реакций, включая эмоциональных, любого живого организма, в ответ на определенные комбинации внешних раздражителей. Возникновение отрицательных эмоций связано с отсутствием удовлетворения конкретных потребностей или, когда действия не реализуют цель. Положительные эмоции исполняют роль компенсаторного механизма, восполняющего недостаток информации[1].

Экман П. относил эмоции к наиболее древней форме реагирования индивида, а порой к единственной возможности оценить обстановку[2].

Достаточный интерес представляют подходы к эмоциональной сфере, высказанные У Джеймсом, Д. Бардом и У Кенноном, которые исследовали не только эмоции, но и входящие в них детерминанты. Работы этих авторов содержат подробное исследование взаимосвязи психологических и физиологических компонентов эмоций.


Позже Л. Д. Столяренко, разрабатывая информационную теорию эмоций, высказал свое мнение по поводу природы эмоций и попытался ответить на вопрос: «Почему природа не обошлась без эмоций одним мышлением и разумом?». Рассуждая по поводу данного вопроса, автор выдвинул предположение, что эмоции возникли задолго до появления форм мышления и выполняли самые элементарные и наиболее востребованные его функции. Эмоции, по мнению Л. Д. Столяренко, связаны с недостатком информации, необходимой для реализации цели. Эмоции ориентируют человека ко всему, что для него полезно и что доставляет удовлетворение и радость и наоборот помогают ему избежать негативных воздействий[3].

В Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко можно прочитать, что эмоции относятся к особому классу психических процессов и состояний они связаны с потребностями, инстинктами, мотивами и проявляются в непосредственных переживаниях (радости, страха, удовлетворения и т.д.). Они оказывают значимость в воздействующих на индивида ситуациях и явлениях, влияют на осуществление его жизнедеятельности. Сопровождая любую активность субъекта, эмоции выступают как главные механизмы, позволяющие регулировать психическую деятельность и поведение, сориентированных на удовлетворение значимых потребностей[4].

Эмоции, по своей сущности, диалектически двойственны, это проявляется в том, что они не только ориентируют организм во внешнем мире, но и участвуют в нормальном его функционировании в целом. Эмоциональные процессы тесно связаны с познавательными процессами индивида, однако отличаются от них тем, что они не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Таким образом, переживания субъекта непосредственно отражаются в собственных душевных, физиологических и телесных состояниях.

Следует отметить, что все эмоциональные процессы субъекта относятся к той области психического, которая наиболее близко соотносится со сферой органических ощущений, что взаимосвязывает эмоции с физиологическими своеобразиями индивида. В процессе переживания эмоции у человека фиксируются изменения, связанные с электрической активностью мышц, включая мышц лица. Также наблюдаются некоторые изменения в функционировании дыхательной и кровеносной системы и в электрической активности мозга человека. Пульс испуганного или разгневанного человека может, увеличится на 40-60 ударов в минуту, выше нормы. Подобные соматические изменения, происходящие у человека в ходе переживания им эмоций, свидетельствуют о том, что в данном процессе участвуют практически все соматические и нейрофизиологические системы организма. Данные изменения оказывают влияние на восприятие, мышление и поведение индивида и могут являться причинами соматических и психических нарушений[5]. Эмоции оказывают влияние на активацию вегетативной нервной системы, которая непосредственно воздействует на нервно-гуморальную и эндокринную систему. Если поведение индивида невозможно выстроить в соответствии с эмоцией у него могут развиться психосоматические расстройства и нарушения, в осуществляемой им деятельности. Нет необходимости пережить психосоматический кризис, чтобы ощутить влияние эмоциональных состояний на все соматические и физиологические функции организма. Независимо от силы переживаемой эмоции, в организме человека возникают физиологические изменения, которые могут быть до такой степени серьезными, что недооценивать их оказывается невозможно[6]. Проведенные исследования различных эмоциональных процессов и психических состояний позволили сделать вывод о том, что они оказывают влияние на иммунную систему человека и если эмоции носят негативный характер, то это влияние связанно со снижением сопротивляемости организма к болезням. Так если человек продолжительное время испытывает тревогу, злость или депрессию, даже если эти эмоции имеют слабую выраженность, то у него появляется больше вероятности заболеть гриппом, ОРЗ, кишечной инфекцией или другими серьезными соматическими заболеваниями. Переживание эмоций непосредственно влияет на электрическую активность головного мозга, воздействует на напряжение различных мышц лица и тела, оказывает управляющее воздействие на эндокринную, кровеносную и дыхательную системы организма[7].


Когда у человека присутствует эмоциональное возбуждение, в его организме происходят определенные физиологические реакции: увеличиваются показатели давления крови; учащается пульс и дыхание; изменяется содержание сахара в крови; увеличивается напряжение мышц. Джемс У высказал предположение, что эти реакции исчерпывают суть эмоций. В дальнейшем было выявлено, что значительные физиологические реакции, которые происходят в организме человека, при эмоциональном возбуждении, не исчерпывают суть эмоций: при исключении, в опыте, всех физиологических проявлений, субъективные переживания сохраняются. Это позволило сделать вывод о том, что в эмоциях наиболее существенным выступает психологический компонент, который в большей степени влияет на поведение и деятельность индивида. Анализ теоретических исследований проблем эмоций свидетельствует о том, что основные направления их изучения направлены на психологические составляющие.

Проведенные исследования эмоциональных процессов подтвердили тот факт, что психические состояния, вызванные переживанием эмоциональных реакций, не только негативны, но и играют положительную роль для организма человека, поскольку активируют все его силы, для успешной реализации различных видов деятельности. Данные выводы позволяют заключить, что эмоциональные состояния способствуют энергетической мобилизации организма.

Эмоции, у индивида, могут проявляться в различных формах: это и кратковременные эмоциональные реакции на различные ситуации или непосредственные эмоции; это и стабильные формы личностных эмоциональных реакций на различные ситуации, и объекты, относящиеся к эмоциональным свойствам личности.

Вместе с этим и эмоциональные процессы, и эмоциональные состояния выступают в качестве промежуточных форм эмоциональных проявлений субъекта. Составляющими же эмоциональных процессов являются эмоциональные состояния, реакции и особенности личности. Так В.Н. Мясищев относит психическое состояние к общему функциональному уровню, который способствует развертыванию эмоционального процесса.

1.2. Классификация эмоционально-психических состояний

Эмоции, протекающие в виде реакций и состояний, относятся к более динамичным формам их проявления и поэтому они выступают в качестве гибких индикаторов изменений, возникающих в организме под воздействием среды и условий деятельности, и способствуют быстрой настройке на конкретную деятельность.


Следует дать анализ эмоциональным состояниям. Данная психологическая категория стала самостоятельно изучаться, начиная с 60-х годов XX столетия.

Оценка эмоциональных реакций через состояния позволяет более точно разобраться в сути эмоции, ее функциональном значении для человеческого организма и преодолению одностороннего подхода к ней, как механизму переживания своего отношения к чему-либо или кому-либо.

Маклаков А.Г. относился ко всякому состоянию, как переживанию субъекта и как к деятельности его самых разнообразных функциональных систем. Оно выражено не только рядом психофизиологических показателей, но и поведением человека. Автор отнес состояния к целостной характеристике психической деятельности за определенное время, которая показывает особенности проявления психических процессов. Он считал, что, только используя принцип психологии единства психики и деятельности, можно достоверно объяснить и описать психическое состояние. При этом автор обращает внимание на то, что, характеризуя переживания нельзя учитывать только лишь показатели внешней выраженности поведения человека, поскольку одинаковое поведение может характеризоваться различными переживаниями и таким образом свидетельствовать о неодинаковых психических состояниях. Он высказывал предположение, что судить о психическом состоянии можно по продуктам деятельности человека[8].

Шадриков В.Д. считал, что психические состояния, как и другие психические явления, отражают то взаимодействие, которое возникает между человеком и той жизненной средой, в которой он находится. Когда происходит любое существенное изменение внешней среды, изменение внутреннего мира личности или организма, все это откликается в человеке, вызывает новое психическое состояние, меняется активность субъекта и характер его переживаний. Автор относил понятие «состояние» к «мета» категориям. Физика относит «состояние» к сиюминутной характеристике объекта[9].

Множественные изменения состояний объекта в единицу времени называется «процессом», внешние проявления состояний системы в отношении других систем называются «функцией». «Свойство» - это внешнее состояние системы, относительно неизменяемое во времени.

В психологии состояние - это некая внутренняя характеристика человеческой психики, относительно неизменная в коротком временном промежутке. При этом важно отметить, что исследование проблем, связанных с состояниями человека, включая эмоциональными, связано с серьезными трудностями, поскольку до сегодняшнего дня не сформулировано общепринятое определение категории «состояние» и не осуществлена классификация тех состояний, в которых находится человек в процессе своего общения и деятельности. Хотя, при этом, с развитием психологической науки эмоциональные состояния все чаще попадают в поле зрения исследователей.