Файл: Ящура А. И. - Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После обработки результатов опроса проводится ознакомление каж дого эксперта со значениями оценок, назначенными всеми другими экспертами, входящими в экспертную группу.

Каждый эксперт, ознакомившись с анонимными мнениями других экспертов, вновь заполняет опросный лист.

Допускается проведение и открытого обсуждения результатов оп роса. Каждый эксперт при этом имеет возможность кратко аргументи ровать свои суждения и критиковать другие мнения. Для исключения возможного влияния служебного положения на мнение экспертов же лательно, чтобы эксперты высказывались в последовательности от млад шего к старшему (по служебному положению).

В подавляющем большинстве случаев двух туров опроса бывает вполне достаточно для принятия обоснованного решения. В случаях, когда требуется повысить точность оценок путем увеличения объема ста тистической выборки (количеством ответов), а также при низкой со гласованности мнений экспертов, экспертный опрос может быть про веден в три тура.

Результатом опроса является определение искомого параметра про гнозирования на основе анализа ответов экспертов.

Полученный по экспертным оценкам показатель следует рассмат ривать как случайную величину, отражением которой является инди видуальное мнение эксперта.

Когда значение какого либо показателя неизвестно, относительно него у специалиста эксперта всегда имеется интуитивная информация. Естественно, что эта информация в известной мере является неопреде ленной, а степень неопределенности зависит от уровня знаний и тех нической эрудиции специалиста эксперта. Задача рабочей группы зак лючается в том, чтобы извлечь эту неясную информацию и придать ей математическую форму.

После получения ответов от каждого эксперта необходимо прове рить степень согласованности мнений экспертов.

Подробное описание методов обработки экспертных оценок и их применения для прогнозирования остаточного ресурса оборудования можно найти в специальной литературе.

487

П р и л о ж е н и е 9

Расследование и учет аварий и инцидентов

Порядок расследования и учета аварий на предприятиях различных отраслей, форм собственности и видов деятельности регламентируется набором НТД, методических и инструктивных материалов, утвержден ных Федеральным надзором.

В данном приложении приведены краткие выдержки из Положе ния о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, определяющего общий порядок учета и расследования аварий на предприятиях.

ПО Л О Ж Е Н И Е

ОПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ

НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ РД 03 293–99

1. Общие положения

1.1.Техническому расследованию подлежат причины аварий, при ведших к разрушению сооружений и (или) технических устройств, при меняемых на опасных производственных объектах, указанных в При ложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опас ных производственных объектов», неконтролируемым взрывам и (или) выбросам опасных веществ.

Причины инцидентов, повлекших за собой отказы или повреждения технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонения от режима технологических процессов, но не вызвав ших разрушения сооружений и (или) технических устройств, устанавли ваются и анализируются с учетом требований, изложенных в приложении.

1.2.По каждому факту возникновения аварии на опасном произ водственном объекте производится техническое расследование причин.

1.3.Организация, эксплуатирующая опасный производственный

объект:

незамедлительно сообщает об аварии в территориальный орган Федерального надзора и в соответствующие федеральные органы ис полнительной власти, которым в установленном порядке предоставле но право осуществлять отдельные функции нормативно правового ре гулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзор ные функции в области промышленной безопасности, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых), орган местного самоуп равления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов. При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрыва ми, пожарами, сообщает соответственно в территориальные органы

488


МЧС России, Госкомэкологии России, Государственной противопожар ной службы МВД России, МПС России;

сохраняет обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей;

принимает участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимает меры по устранению причин и недопущению подобных аварий;

осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации послед ствий аварий на опасном производственном объекте;

принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окру жающей природной среды в случае аварии на опасном производствен ном объекте.

1.4. Руководитель организации несет ответственность за невыпол нение требований, изложенных в пункте 1.3, в соответствии с законо дательством Российской Федерации.

2. Порядок технического расследования причин аварии

2.1.Техническое расследование аварии направлено на установле ние обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, раз работку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предуп реждения аналогичных аварий на данном и других опасных производ ственных объектах.

2.2.Техническое расследование причин аварии производится спе циальной комиссией, возглавляемой представителем территориально го органа Федерального надзора. В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предостав лено право осуществлять отдельные функции нормативно правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или над зорные функции в области промышленной безопасности, либо их тер риториальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) орга на местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего(щей) органа (орга низации) (при наличии таковых), территориального объединения проф союзов, страховых компаний (обществ) и других представителей в со ответствии с действующим законодательством.

Комиссия назначается приказом по территориальному органу Фе дерального надзора.

В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возмож ных последствий аварии) специальная комиссия может быть создана по решению Федерального надзора во главе с его представителем.

Всостав специальной комиссии могут быть также включены предста вители органов, указанных в пункте 1.3, по согласованию с ними.

489


2.3.В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О промыш ленной безопасности опасных производственных объектов» Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

2.4.Комиссия по техническому расследованию причин аварии дол жна незамедлительно приступить к работе и в течение десяти дней со ставить акт расследования и другие необходимые документы и мате риалы.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию,

взависимости от характера аварии и необходимости проведения допол нительных исследований и экспертиз.

2.5.Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно исследователь ских и опытно конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.

2.6.Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по тех ническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комис сии по техническому расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.

2.7.В ходе расследования комиссия:

производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии;

взаимодействует со спасательными подразделениями; опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения

от должностных лиц; выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает

причины их возникновения; выясняет характер нарушения технологических процессов, условий

эксплуатации оборудования; выявляет нарушения требований норм и правил промышленной бе

зопасности; проверяет соответствие объекта или технологического процесса

проектным решениям; проверяет качество принятых проектных решений;

проверяет соответствие области применения оборудования; проверяет наличие и исправность средств защиты; проверяет квалификацию обслуживающего персонала;

490



устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, эксперт ного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;

определяет допущенные нарушения требований промышленной бе зопасности и лиц, допустивших эти нарушения;

предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;

определяет размер причиненного вреда, включающего прямые по тери, социально экономические потери, потери из за неиспользован ных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природ ной среде.

2.8.Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется орга низацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвер жденным в установленном порядке. Документ об экономических по следствиях аварии подписывается руководителем организации, прово дившей расчет.

2.9.Финансирование расходов на техническое расследование при чин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

2.10.Расследование причин несчастных случаев, происшедших в результате аварии, проводится в соответствии с Положением о рассле довании и учете несчастных случаев па производстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279.

Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными трудовыми отношениями с организацией, на которой про изошла авария, не подпадающими под действие Положения о расследо вании и учете несчастных случаев на производстве, устанавливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.

3. Оформление материалов технического расследования аварий

3.1. Материалы расследования должны включать:

приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии; акт технического расследования аварии, к которому прилагаются: протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими,

фото и видеоматериалами; распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии

(если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;

заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическим материалом и т. п.;

докладные записки Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), Газоспасательных служб (ГСС), Противофонтанных военизи рованных частей (ПФВЧ) и служб предприятия о ходе ликвидации ава рии, если они принимали в ней участие;

491