Файл: Виды юридических лиц (Анализ деятельности юридических лиц в Российской Федерации в 2016 г. по их видам).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, виды и классификация юридических лиц
1.1 Классификация юридических лиц
1.2 Характеристика видов юридических лиц
1.3 Организационно-правовые формы юридических лиц
2. Анализ деятельности юридических лиц в Российской Федерации в 2016 г. по их видам
Законодательно закрепляется (пункт 2 статьи 65.2) появившаяся в арбитражно-судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации – восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней («восстановление корпоративного контроля»), обеспечивающая права и интересылиц, пострадавших от необоснованного «списания» акций и долей участия, «корпоративных захватов» и тому подобных неправомерных действий и злоупотреблений.
Новая редакция статьи 50 ГК отказывается от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ (статус которых в настоящее время практически полностью дублируется статусом обществ с ограниченной ответственностью) и обществ с дополнительной ответственностью (которые не получили практического распространения) [2].
Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, имея в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках, требует более строгого регулирования, ибо это касается имущественных интересов большого числа акционеров и другихлиц.
Вводя новые обязательные требования к закрытым акционерным обществам законодатель впервые разумно позаботился о правилах приведения документов в соответствие с новыми требованиями введя правило о том, что учредительные документы и наименованияюридическихлиц, созданных до вступления Проекта в законную силу должны быть приведены в соответствие с требованиями новогозаконодательствапри первом изменении в учредительные документы.
В новой редакции ГК изложены пункты 3 и 4 статьи 50 ГК:
Юридическимилицамимогут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) [2].
Юридическиелица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридическиелица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Юридическимилицамимогут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридическиелица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий [2].
Юридическиелица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2)общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качествеюридическихлицпрофессиональные союзы (профосюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
3)ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществвРоссийскойФедерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8)учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью[2].
К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданскогозаконодательства(статья 2), правила не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
2. Анализ деятельности юридических лиц в Российской Федерации в 2016 г. по их видам
2.1 Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию за 2016 г.
Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства публикуются Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) ежегодно, по результатам обследований субъектов МСП [19].
В 2016 году Росстат провел сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В обследовании приняли участие все виды субъектов малого и среднего предпринимательства России, включая предприятия – юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Итоги сплошного наблюдения позволят уточнить данные по сектору, которые в основном, собираются на выборочной основе.
На текущий момент состояние и динамику развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) за последние 5 лет позволяют оценить материалы сборника Росстата «Малое и среднее предпринимательство в России», по итогам 2014г., опубликованного в декабре 2015 года.
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016 представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016 [19]
Всего |
из них |
||||||||
Юридических лиц |
Индивидуальных предпринимателей |
||||||||
всего |
из них |
всего |
из них |
||||||
Микро предприятие |
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
Микро предприятие |
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
||||
Россия |
5,523,765 |
2,594,355 |
2,335,579 |
238,796 |
19,980 |
2,929,410 |
2,900,085 |
28,953 |
372 |
Центральный ФО |
1,636,987 |
899,171 |
803,309 |
87,431 |
8,431 |
737,816 |
731,213 |
6,511 |
92 |
Северо-Западный ФО |
629,902 |
357,442 |
323,180 |
31,875 |
2,387 |
272,460 |
269,894 |
2,536 |
30 |
Южный ФО |
569,388 |
172,704 |
155,424 |
15,926 |
1,354 |
396,684 |
393,304 |
3,341 |
39 |
Северо-Кавказский ФО |
188,631 |
43,956 |
39,478 |
4,116 |
362 |
144,675 |
143,808 |
856 |
11 |
Приволжский ФО |
1,016,076 |
458,048 |
410,518 |
44,171 |
3,359 |
558,028 |
551,158 |
6,781 |
89 |
Уральский ФО |
482,238 |
233,439 |
212,380 |
19,493 |
1,566 |
248,799 |
245,914 |
2,847 |
38 |
Сибирский ФО |
653,465 |
299,308 |
272,275 |
25,246 |
1,787 |
354,157 |
350,085 |
4,018 |
54 |
Дальневосточный ФО |
245,699 |
104,242 |
94,742 |
8,875 |
625 |
141,457 |
139,652 |
1,787 |
18 |
Крымский ФО |
101,379 |
26,045 |
24,273 |
1,663 |
109 |
75,334 |
75,057 |
276 |
1 |
Данные сборника, приведенные ниже, используют критерии оборота, установленные Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (были изменены в сторону увеличения в 2015 году). Остальные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В сборнике представлены агрегированные сведения о секторе МСП за 2010-2014 гг. Включена информация по основным экономическим показателям деятельности МСП и показателям бухгалтерской отчетности, по результатам сплошного обследования субъектов МСП 2010 года и выборочных обследований деловой активности малых предприятий отдельных отраслей экономики. Приведены основные показатели деятельности средних, малых и микропредприятий, индивидуальных предпринимателей (ИП) и крестьянских (фермерских) хозяйств: количество, занятость, оборот, инвестиции, а также структура сектора МСП, сведения о господдержке, международная статистика и другие сведения.
По состоянию на 1 января 2015 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25% от общего числа занятых в экономике (Таблица 2) [20].
Основу сектора МСП по количеству хозяйствующих субъектов составляют ИП – 2,4 млн. или 53,3% всех МСП и микропредприятия – 1,9 млн. или 41% всех МСП. Малые предприятия составляют 5,2%, а средние – 0,3% от общего количества субъектов МСП. При этом на микропредприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе МСП – 55%.
Таблица 2 – Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.01.2015г. (по итогам 2014 года) [20]
Показатели |
Микро-предприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Индивидуальные предприниматели |
Все категории МСП |
Количество субъектов МСП, тыс. ед. |
1 868,2 |
235,6 |
13,7 |
2 413,8 |
4 531,3 |
Доля в секторе МСП, % |
41,2 |
5,2 |
0,3 |
53,3 |
100% |
Среднесписочная численность работников, тыс. чел. |
4 431,1 |
6 358,4 |
1 585,8 |
5 645,7 |
18 021* |
Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей |
9 699,3 |
16 692,9 |
5 027,8 |
10 447,5 |
41 867,5 |