Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Зарождение оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема настоящей курсовой работы - «Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий» - выбрана не случайно. По-моему глубокому убеждению, значение оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с преступностью неоценимо велико. Оперативно-розыскная деятельность, если и не важнее уголовно-процессуальной деятельности, то и не в коей мере менее значимей. Именно специфическая работа «оперативника», представляющая собой оперативно-розыскную деятельность, является тем единственным инструментом в руках государства, позволяющим реализовать конечную цель всего уголовного судопроизводства – эффективно осуществлять борьбу с преступностью совместно с уголовно-процессуальной деятельностью, отдельно от нее и там, где уголовно-процессуальная деятельность бессильна. Оперативно-розыскная деятельность в силу своей специфики обладает поистине уникальными возможностями: только оперативные уполномоченные могут легально скрывать свою принадлежность к органам, ведущим борьбу с преступностью, тем самым располагая к себе лиц, по каким-либо основаниям не желающими иметь дело с такими органами; только оперативные уполномоченные могут иметь в своем распоряжении агентов и пользоваться агентурными каналами получения информации; только субъекты оперативно-розыскной деятельности могут использовать специальную технику, которая не может быть легально доступна ни для одного другого субъекта на территории России (например, полиграф и т.д.) – только эти, и многие другие, недоступные официальной уголовно-процессуальной деятельности, оперативно-розыскные способы получения информации способны «заглянуть» в мысли человека, проникать непосредственно в преступность и получать о ней самые точные, самые оперативные и самые обширные сведения.

Не только вышеперечисленные, но и другие аспекты делают оперативно-розыскную деятельность важнейшим инструментом в руках государства, позволяющим успешно решать поставленные цели и задачи (они обозначены в статьях 1 и 2 ФЗ «Об ОРД»). Конечно, данная курсовая работа не посвящена при этом восхвалению оперативно-розыскной деятельности – и ОРД, и уголовно-процессуальная деятельность играют свою определенную роль в жизни России. Причем, если изучению уголовно-процессуальной деятельности в гражданских высших учебных заведениях юридического профиля уделяется достаточное внимание, то оперативно-розыскная деятельность практически не изучается. Очень мало, по сравнению с уголовно-процессуальной деятельностью, и публикаций, посвященных ОРД (это можно увидеть, изучая, например, выпуски юридических журналов «Государство и право», «Законность», «Российская юстиция» и так далее), - при этом эти авторы освещают оперативно-розыскную деятельность в самых общих аспектах – более глубокое изучение темы можно увидеть только на страницах специальных ведомственных изданий, не всегда доступных для широкого круга читателей.


Настоящая курсовая работа посвящена рассмотрению проблем теории и практики оперативно-розыскной деятельности в том виде, в каком они существуют в настоящее время. При этом сразу оговорюсь: это наиболее актуальные проблемы, которые наиболее часто рассматриваются на страницах печатных изданий, а потому они и самые общие, и рассматриваются они в самом общем виде. Причин тому несколько: одна из них состоит в том, что установленный объем курсовой работы не позволяет много и глубоко рассматривать проблемы ОРД; другая причина состоит в отсутствии возможности ознакомления со специальной ведомственной литературой, которая крайне необходима для масштабного изучения темы; а третья причина состоит в отсутствии у меня практического опыта оперативной работы – многие аспекты ОРД для меня, что называется, остаются «покрытыми мраком». Но, тем не менее, от этого данная курсовая работа не теряет свою актуальность: глубокое изучение имеющегося материала, а также небольшой практический опыт позволили на достаточном уровне исследовать представленную тему.

При этом задачей, подлежащей разрешению в настоящей курсовой работе, является рассмотрение основных проблемных вопросов теории и практики ОРД.

Нормативную базу настоящей курсовой работы составляют: Конституция РФ от 12.12.1993 года; Федеральный закон «Об ОРД» от 12.08.1995 года; Федеральный закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 года; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 года; Уголовно-Исполнительный Кодекс РФ от 08.01.1997 года; Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 года и другие.

В этой связи сейчас как никогда остро стоит проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений. К этой проблеме обращались многие криминалисты и процессуалисты: Алексеев А.И., Батищев В.И., Белкин Р.С., Божьев В.П., Быков В.М., Воронцов С.А., Вербов В.Т., А.Н. Винберг, Григорьев В.П., Гуляев А.П., Гуров А.И., Демидов И.Ф., Дъяченко И.М., Журавлев С.Ю., Климов И.А., Кокорев Л.Д., Контемиров В.Т., Куликов В.И., Лавров В.П., Лекарь А.Г., Мешкова В.С., Овчинский В.С., Павлов Н.Е., Поляков М.П., Ратинов А.Ф. , Рябков В.Т., Соколов А.С., Субботина М.В., Томин В.Т., Чувилев А.А., ШейферС.А., Юрина Л.Т., Яблоков Н.П. и др.

Практической основой курсовой работы являются личные наблюдения при прохождении практики.


Глава 1. История становления и развития оперативно-розыскной деятельности

1.1 Зарождение оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) является одним из древнейших видов деятельности в сфере борьбы с преступностью. Преступность как социальное явление было неотъемлемо от социальной общности людей и на ранних этапах ее существования. Конечно, следует оговорить, что это была преступность не в современном понимании этого слова – преступностью того времени можно назвать все то, что грубо нарушало существовавший строй с его архаическими нормами поведения и угрожало дальнейшему развитию и существованию людей. Но и оперативно-розыскная деятельность того времени – это не точная копия того, что мы имеем сейчас. Развиваясь вместе с развитием человечества, оперативно-розыскная деятельность меняла формы своего выражения, сохраняя при этом свою суть – завуалировать действия в целях достижения той или иной жизненно важной цели. Одной из этих целей было создание условий для эффективной охоты. Из истории мы знаем, что первобытный человек существовал за счет собирательства и охоты, но до тех пор, пока не было изобретено оружие, охотиться человеку было сложно – в отличие от хищников, он не был наделен ни острыми когтями и зубами, ни скоростью и ловкостью передвижения. Но зато человек мог мыслить: путем наблюдения и силы мысли первобытный человек пришел к маскировке. Именно здесь и произошло зарождение специальных методов, положенных впоследствии в основу оперативно-розыскной деятельности.[1]1 Возникновение маскировки согласно периодизации Моргана-Энгельса возникло на высшей ступени дикости, в палеолите (поздний палеолит – примерно 40 – 12 тысяч лет назад). Человек убедился на практике в том, что охота значительно облегчается, если охотник будет одет в шкуру выслеживаемого животного; первобытный человек развивает этот новый эффективный прием охоты. Это первая форма преображения человека в иное существо.[2] Это был обман животных, но обман во имя продолжения существования рода. При этом это не был примитивный обман – это было настоящее искусство перевоплощения, основанное на длительном наблюдении (сейчас наблюдение является одним из видов оперативно-розыскных мероприятий), тщательном копировании жизни животных - человек сознательно спланировано выдает себя за того, кем он не является. В дальнейшем формы маскировки развивались с развитием потребностей человека: маскировка животным для удачной охоты, маскировка другим человеком в целях решения задач военного характера, маскировка мистическим существом в целях оказания необходимого психологического воздействия на основе религиозных представлений. Последняя форма маскировки вошла в арсенал ролевой деятельности жрецов и шаманов и иной религиозной элиты человеческого сообщества – причем это был очень эффективный прием решения задач этой элиты, основанный на сознательном обмане.


Молчаливыми свидетелями того времени являются дошедшие до нас наскальные изображения и рисунки первобытных людей.

Среди письменных исторических документов можно назвать «Трактат о военном искусстве» («Пинь-Фа»), написанный в конце 6 – начале 5 веке до н. э. полководцем и теоретиком военного искусства Древнего Китая Сунь-Цзы (настоящее имя – Сунь-Бинь). Это произведение состоит из 13 глав, последняя из которых называется «Использование шпионов». Эта глава имеет очень важное значение, поскольку под шпионами Сунь-Цзы понимаются агенты – а это письменное отображение зарождения специальных форм и методов правоохранительной деятельности государства. С древнейших времен в Китае использовалась разведка в качестве мощнейшего средства, обеспечивающего государственную безопасность, разведка, имеющая своим фундаментом обман. Китайский философ Конфуций (Кун-Фуцзы), живший в одно время с Сунь-Цзы, так писал о могущественной силе оперативного обмана: «Находясь перед лицом угрозы вражеского вторжения, следует прибегнуть к обману, которого может оказаться вполне достаточно для его отражения».[3]1 При этом очень интересно высказывание самого Сунь-Цзы о каналах получения информации: «Знание наперед нельзя получить от богов или демонов. Нельзя получить их и путем умозаключений по сходству, нельзя получить и путем всяких вычислений. Знание положения противника можно получить только от людей».[4]2 В оперативно-розыскной деятельности нет места мистике и религии, оперативная информация может быть получена только от живых людей – агентов. К слову, трактат Сунь-Цзы – не только исторический документ, - он пережил свое время и его положения были положены в основу теории и практики разведывательных действий и использовании агентуры в Корее и Японии. А, кроме того, согласно ст.13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Служба Внешней Разведки РФ является субъектом ОРД и, следовательно, тоже основывается на агентурной деятельности.

Еще одним письменным источником древности, указывающим на существование оперативно-розыскных методов является трактат «Артхашастра» ( «Наука политики» ), относящийся к периоду 4 – 3 веков до н. э.[5]3 Суть трактата состоит в предложении советов царю по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства, причем важное место при этом было отведено так называемым тайным агентам[6]. Так, в тексте трактата присутствуют термины, в которых присутствует слово ВЬЯНДЖАНА, означающее «имеющий облик», «выглядящий как». Под этим термином понимались агенты, действующие под каким-либо прикрытием. Причем речь шла не о так называемом «легендировании» агента, а о том, что лицо, выдавая себя за того, кем он в действительности является, собирал при этом интересующую государственных лиц информацию, причем в этом качестве оно действовало конфиденциально. В трактате есть также указание на так называемую оперативную проверку полученной от тайных агентов информации: информация будет достоверной, если она будет одинаковой у трех агентов, если же агенты будут расходиться в своих показаниях, в случае повторного несовпадения, необходимо применить тайное наказание агента вплоть до его физического уничтожения. Особенно интересен тот факт, что агенты использовались и для обеспечения экономической безопасности Индии: деятельность сборщиков податей, судей, деревенских старост и иных должностных лиц, от которых зависела политическая ситуация (т.к. их неправомерные действия способны вызвать недовольство населения и недоверие к власти) и экономическая стабильность страны, негласно контролировалась тайными агентами. В восьмой главе второй книги говорится о 40 способах казнокрадства, при этом автор считает, что: «Можно узнать путь летящих в небе птиц, но не путь действующих чиновников, имеющих скрытые намерения».[7]1 При этом автор убежден в том, что проверить добросовестность чиновника можно только путем «шпионажа».[8]2 Причем единственным эффективным действием агентов автор видит провокацию. По-моему, звучит вполне убедительно (особенно, если учесть, что в России нет оперативного контроля в сфере экономики и правоохранительной деятельности, а также существует уголовная ответственность за провокацию взятки или коммерческого подкупа – ст.304 УК РФ).


Оперативно-розыскная деятельность в силу своих больших возможностей опередила в своем становлении процессуальную деятельность. Зародившись в недрах первобытного общества, она развивалась и совершенствовалась, сохраняя при этом свою сущность – методом обмана, конфиденциальности и негласности добиваться решения поставленных задач. И, как показывает история, не было более совершенного орудия в руках человечества....

1.2 Оперативно-розыскная деятельность в истории России

В Российском государстве существовала и развивалась оперативно-розыскная деятельность – в силу своей эффективности она обеспечивала оперативное решение задач государственной важности. Но при этом специальных субъектов ОРД вплоть до второй половины 16 века не существовало – не было должностных лиц и организаций, исключительной компетенцией которых было бы осуществление ОРД – как правило, ОРД сочеталась с процессуальной деятельностью и функцией государственного управления. Поэтому вся российская история правоохранительной деятельности и будет историей ОРД до момента ее разделения на процессуальную и оперативно-розыскную деятельность.

«Русская Правда» - законы династии Рюриковичей, содержали правила расследования преступлений: «заклич», «свод» и «гонение следа» можно рассматривать как первые процессуальные формы раскрытия преступлений. Это был так называемый исковый процесс, который предполагал обязательное наличие жалобы потерпевшего и возложение на него обязанности по установлению подозреваемого и доказывании его вины. Впоследствии исковой процесс был заменен розыскным, суть которого состояла в проведении расследования государственными органами по фактам преступления или даже потенциальной возможности совершения преступления вне зависимости от наличия жалобы потерпевшего. Первые упоминания о сыскном производстве содержатся в Псковской судной грамоте 1467 года – обязательность участия официального представителя власти в расследовании дел о кражах. Розыскной процесс был также установлен Судебником 1497 года, Судебником 1550 года, а также Соборным Уложением 1649 года. С конца 15 века совершенствуется система розыска преступников и сыскной работы по делам о «ведомых лихих людях» и государственных преступлениях : Судебник 1497 года законодательно закрепил эти нововведения розыскного дела – по делам «о ведомых лихих людях» вводится общественное розыскное начало – наряду с официальными представителями (тиуны, доводчики) право «облиховывать» получили боярские дети и «добрые люди». При этом проводился «повальный обыск» - опрос всех соседей для установления причастности лица к преступлению. Розыск опасных преступников по Судебнику осуществлялся наместниками князей совместно с судебными органами.