Файл: Нотариат в Российской Федерации (Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Кончина родного человека является большой трагедией для всей семьи. Находясь в сильнейшем нервном напряжении, люди совершенно забывают о том, что после покойного осталось определенное количество различных ценностей, которыми необходимо правильно распорядиться. Эта и многие другие жизненные ситуации заставляют нас обращаться к нотариусу.

Президент России Владимир Путин своим указом установил 26 апреля Днем нотариата. Об этом сообщается на сайте Кремля.

«Установить День нотариата и отмечать его 26 апреля», — говорится в документе. Указ вступает в силу со дня его подписания.

Вот почему, на мой взгляд, важно знать о нотариате в Российской Федерации, и именно по этому, я считаю, актуальной тему данной курсовой работы.

Нотариат в РФ представляет собой систему органов юстиции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате представлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят: Министерство юстиции РФ; министерства юстиции республик, входящих в состав РФ; управления юстиции субъектов РФ; государственные нотариальные конторы; нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

Целью данной работы является изучение нотариата в Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

- изучение истории возникновения нотариата;

- рассмотрение понятия нотариата;

- определение основных принципов и задач нотариата в Российской Федерации;

- изучение основных субъектов нотариальной деятельности.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

В процессе написания данной работы использованы законодательные акты Российской Федерации, учебная и специальная литература по нотариальной деятельности, а также материалы периодической печати по изучаемой проблеме.

1. История развития нотариата


1.1. Возникновение нотариата

Слово " нотариус" ("notarius") латинского происхождения, переводится как писец, секретарь. Поэтому и возникновение института нотариата чаще всего связывают с правом Древнего Рима. Между тем многие историки юриспруденции обращаются и к памятникам Древнего Вавилона[1]. Так, сделки в письменной форме совершались на глиняных табличках по строго определенным правилам. Табличку составлял писец, обладающий необходимыми познаниями. Зачастую в целях сохранения документов они передавались в храмовые архивы.

История нотариата достаточно подробно описана Николаем Ляпидевским. Впервые нотариус появился в Древнем Риме в лице простого писца - scribae, exceptores et notarii. И тот и другой выполняли практически одинаковые функции, разница заключалась в том, что scribae состояли на государственной службе, а exceptores et notarii - на службе у частных лиц.

Появление подобного института имеет историческое обоснование. Большинство населения не имело юридических познаний, более того, было неграмотным. Соответственно, возникала необходимость в человеке, который, имея навыки составления юридических документов, мог бы изложить волю гражданина в соответствующем правовом документе, порождающем юридически значимые последствия. В роли такого человека и стал выступать писарь, в последующем получивший название нотариуса.

Неизвестный автор учебника по делопроизводству в XV - XVI веках отмечал: "Все нотариусы должны остерегаться от употребления в своих писаниях амфибологий, то есть двусмысленных фраз, могущих быть истолкованными в разных смыслах. В эту ошибку часто впадают молодые нотариусы, которые недавно вышли из школ, и им кажется, что они могут подпирать перстом звезды, но которые не познали пока вещей, богатых молоком и медом, то есть практики". Нотариус предлагал определенные штампы, даритель требовал выразить свою волю, но если она не вписывалась в них, нотариус " подгонял"" ее под имеющуюся формулу. Поэтому тексты были перегружены двусмысленностями, что служило поводом для высмеивания нотариусов в комедиях, которые дошли и до наших времен.

В последующем стал развиваться институт церковных нотариусов, что обусловливалось усилением церковной власти, когда большинство землевладений принадлежало именно ей. Церковь была самым крупным собственником. Учет, ведение документации, представление интересов церкви - все это порождало развитие административного аппарата. К тому же именно церковные служители учились грамоте.


Первые получили распространение во Франции, вторые - в Италии. Церковные нотариусы в связи с противостоянием церковной и светской властей со временем канули в Лету.

В Средние века нотариус осуществлял функции, во многом идентичные функциям современного нотариуса - составление договоров, удостоверение завещаний, ведение юридических дел и т. д. Заметим, что нотариус был обеспеченным человеком. Отец знаменитого Леонардо да Винчи, синьор Пьеро да Винчи, - нотариус и потомок фамилии нотариусов.

Нотариусы находились также под постоянным контролем со стороны публичных органов. Зачастую нотариусы были ставленниками верховной власти и королевскими служащими. Традиционно нотариусы осуществляли свои функции в тесном контакте с судебными органами. Во Франции ордонанс Виллер-Коттре (1539 год) требовал обязательной регистрации дарственных в судах первой инстанции.

Существовали специальные школы по подготовке нотариусов, но эту должность в большинстве случаев мог занять только потомок нотариуса. Сословность определяла возможность поступления на должность. Существовал так называемый " закрытый цех". Возможно, отголоски давних времен еще и сегодня дают о себе знать, поэтому в Западной Европе сильны тенденции противостояния " свободных"" юристов и " цеховых" - адвокатов, нотариусов. В Шотландии существуют специальные программы подготовки адвокатов, но преподаватели агитируют студентов не проходить их, чтобы таким своеобразным способом умалить значение адвокатов. Во многом такая политика принесла определенные " плоды" и в социальной иерархии: "корпоративный" юрист утратил свое былое величие.

1.2. Появление нотариата в России

В литературе нет единства взглядов на определение момента российского нотариата. Так, по мнению одних авторов, органы российского нотариата зародились достаточно поздно, примерно в ХVI веке. Их появление и дальнейшее существование были обусловлены расширением торговой деятельности и увеличением торгового оборота. Устная форма сделки перестала отвечать требованиям времени и желанию контрагентов обезопасить себя. Восполнить потребность составления документов в письменной форме смогла изначально свободная от контроля государства группа грамотных людей, профессионально составлявших письменные акты.

Другие ученые считают, что нотариат зародился несколько раньше. Так, Н.И. Комаров отмечает, что на Руси в течение долгого времени нотариату предшествовал институт свидетелей, которые фиксировали факт заключения сделки или завещания имущества.


Переход от института свидетелей при совершении акта к его юридическому закреплению происходил в Псковской и Новгородской республиках.

В Новгороде посадники и тысяцкие имели свои печати. Они прикладывались к договорным, жалованным и другим новгородским грамотам, что свидетельствует о регистрационно-нотариальном характере их действий. «Учитывая, что дошедший до нас вариант Псковской грамоты датируется началом ХV века, – пишет Н.И. Комаров, – к этому времени следует отнести начало правовой регламентации скрепления завещаний протонотариальным порядком».

М.Ф. Владимирский-Буданов отмечает, что в Пскове и Новгороде «формы правильного совершения завещания требуют подписки послуха, которым был обычно отец духовный, и в таком случае достаточно было одного послуха. Но, кроме того, требуется подпись дьяка, писавшего завещание».

В становлении нотариата, бесспорно, велика роль православной церкви. Во-первых, ведению церкви подлежали практически все семейные дела, в том числе по наследству, опеке, утверждению духовных грамот (завещаний) и т.д., во-вторых, церковь имела соответствующий аппарат – владычных и тысяцких наместников. Кроме того, при самом епископе находились священники и дьяконы, являвшиеся хранителями книг, грамот и делопроизводства.

Анализируя причины возникновения нотариата, исследователи указывают, что низкий уровень грамотности населения и повышение спроса на юридические услуги дали толчок к возникновению зачаточных нотариальных функций, которые изначально сосредоточились в руках дьяков и подьячих как наиболее образованных людей[viii]. Таким образом, мы можем проследить изначальную задачу нотариата – грамотное предоставление юридических услуг, а также обнаружить обязательное требование к лицу, предоставляющему данные услуги – достаточно высокую степень юридической грамотности.

В XVIII веке в России начинает формироваться вексельное законодательство. В Вексельном уставе 1729 года упоминается о нотариусах, которые записывали протесты в неплатеже векселей и заверяли исправления в их текстах.

С 1781 года для торговых сделок и посредничества учреждаются частные маклеры и нотариусы. Они были ликвидированы Александром I, а вместо них в 1831 году созданы особые биржевые нотариусы и маклеры. На указанных лиц возлагалось оформление менее значительных договоров, более же важные из них по-прежнему регистрировались в палатах гражданского суда.

После судебной реформы 1864 года функции, которые выполняли чиновники крепостных дел (крепостные надсмотрщики и писцы), полностью перешли к нотариусам.


Помимо нотариусов в дореволюционной России существовал институт биржевых нотариусов, и их деятельность регулировалась Торговым уставом.

После Октябрьской революции нотариат в России практически создавался заново. В соответствии с Постановлением ЦИК СССР от 14 мая 1926 г. «Об общих принципах организации государственного нотариата» он был подчинен судебным органам союзных республик, что нашло отражение в Положении от 20 июня 1930 г. «О государственном нотариате РСФСР». Согласно данному Положению нотариальные конторы и рай/горисполкомы были поставлены в равные условия при производстве нотариальных действий.

Как отмечает А.Я. Кодинцев, с 1929 года возобладала установка на ликвидацию нотариата в рамках кампании «упрощения и улучшения» деятельности органов юстиции. Сокращалась сфера деятельности нотариата из-за отмены ряда нотариальных удостоверений и общего сокращения гражданского оборота. Большинство нотариальных контор было закрыто. К 1 января 1937 г. в СССР осталось всего лишь 122 конторы, в том числе в РСФСР – 74 (в 1924 г. было 414, в 1935 г. – 59).

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 8 июля 1936 г. оперативное руководство нотариатом было возложено на председателя Гражданской коллегии ВС РСФСР и осуществлялось группой по нотариату при Гражданской коллегии. В реальности руководство по-прежнему отсутствовало.

Как известно, нотариат с 1917 по 1993 год представлял собой часть государственного аппарата, которому в основном была отведена техническая функция свидетельствования документов, связанных с гражданским оборотом и гражданско-правовыми отношениями.

C 1993 года возрождение российского нотариата связано с экономическими реформами, процессами приватизации, изменением отношений собственности в России. Данные изменения потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития системы нотариата. В правовой системе России стала складываться новая комплексная отрасль права – нотариальное право, объединяющее систему норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства; таким образом, в России сформировался институт нотариата, приближенный к нотариату латинского типа. Его полезность, а также экономичность для общества заключаются в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет самого себя, без каких-либо затрат со стороны государства.