Файл: Содержание задание 1 Задание 2 Задание 3 Список использованной литературы задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассматривая понятие «профессиональная конкурентоспособность студента», в исследовании С.Н. Ярошенко, самоорганизацию в контексте профессиональной подготовки, можно выделить как необходимую способность личности для мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств [11, С. 72].
Рассмотрим, как исследователи определяют самоорганизацию.
Таблица 1 – Понятие самоорганизации в психолого-педагогических исследованиях
Автор | Понятие |
Копеина Н.С. | Самоорганизация – осознанная совокупность мотивационно-личностных свойств, согласующихся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности [7] |
Воробьева М. А. | Самоорганизация — это показатель личной зрелости человека, совокупность природных и социально приобретенных свойств личности, воплощенных в осознаваемые особенностях воли, интеллекта, в мотивах поведения и реализуемых в организации деятельности человека. [2, С. 185] |
Кирилова А.В | Самоорганизация упорядоченная и динамическая структура личности, характеризующаяся интегративной совокупностью функциональных и личностных компонентов и проявляющуюся в осознанном построении деятельности по развитию «компетентности к обновлению компетенций [4, С. 32] |
Логинова О.Н. | Самоорганизация рассматривается как система способов и умений мобилизации возможностей личности для достижения личностно или общественно значимой цели, которые позволяют учащемуся быть субъектом собственной учебной деятельности. Сущность самоорганизации, как системы, раскрывается также через ее структурные компоненты: целеполагание, моделирование, планирование, рефлексию и волевую регуляцию [8, С. 36] |
Ведмедев М.М. | Самоорганизация — деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решения и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [1] |
Михневич С.Н. | Под умениями самоорганизации понимается комплекс личностных действий (планирование, организация, контроль, оценка), основанных на учебных знаниях, специфике организационной деятельности и проявляющихся через саморегуляцию, позволяющих эффективно осуществлять социокультурное проектирование [9] |
Категория | Ключевые признаки |
Совокупность свойств | Мотивационно-личностные свойства, индивидуальные (природные) особенности |
Совокупность свойств | Природные и социально приобретенные свойства личности, особенности воли, интеллекта, мотивы поведения |
Структура личности | Функциональные и личностные компоненты |
Система способов и умений | Мобилизация возможностей личности, наличие общественно значимой цели, целеполагание, моделирование, планирование, рефлексия и волевая регуляция |
Деятельность и способность личности | Умение организовать себя, целеустремленность, активность, планирование деятельности, мотивация, критичность оценки результатов, чувство долга |
Комплекс личностных действий | Учебные знания, организационная деятельность |
В результате проведенного анализа работ отечественных исследователей мы видим, что нет единого понимания самоорганизации. И некоторые исследователи рассматривают самоорганизацию как процесс, а другие – как совокупность уже имеющихся качеств и свойств личности.
Большинство исследователей в качестве признаков самоорганизации выделяют: волевую регуляцию, мотивацию, способность организовать себя, целеполагание, планирование и рефлексию (М. А. Воробьева, М.М. Ведмедев, О.Н. Логинова).
Однако, С.Н. Михневич при рассмотрении понятия «умения самоорганизации» относит планирование, организацию, контроль и оценку к комплексу личностных действий, и описывает их как категорию понятия.
На наш взгляд под самоорганизацией следует понимать совокупность свойств и способностей личности, позволяющую эффективно организовать собственную деятельность, и включающую в себя определенный комплекс знаний, волевую регуляцию, мотивацию, навыки планирования и целеполагания.
Таким образом, мы относим понятие «самоорганизация» к категории «свойств и способностей личности». В качестве ключевых признаков выделяем: комплекс знаний, волевую регуляцию, мотивацию, навыки планирования и целеполагания.
-
Специфика и особенности обучения в вузе.
Высшее учебное заведение (вуз) по своему режиму, формам и методам обучения существенно отличается от школы. Поэтому вчерашние школьники, а также выпускники средних специальных учебных заведений, производственники, поступив в вуз, попадают в совершенно новую обстановку и с первых шагов должны уметь правильно организовывать свой труд.
В вузе практикуются такие формы обучения, как лекции, практические и лабораторные занятия, семинары, коллоквиумы.
Лекционно-семинарская система обучения в вузе требует от студента самостоятельности и организованности. В отличие от школы ежедневный контроль за качеством усвоения учебного материала отсутствует. Проверка знаний студентов осуществляется периодически (на практических занятиях, контрольных работах и т. п.), а также в конце семестра, как итоговая на зачетах и экзаменах.
Студенту приходится усваивать информацию на новом, более высоком уровне. Даже такие предметы, знакомые по учебе в школе, как математика, физика, химия, требуют нового подхода к их изучению, умения мыслить обобщенно, находить логические связи и т. д.
Большое значение имеет умение правильно конспектировать лекционный материал. Следует отметить, что конспект лекций имеет перед учебником ряд преимуществ. Во-первых, лекции содержат более современную оперативную информацию, так как лектор постоянно вносит в их содержание необходимые изменения. Во-вторых, содержащийся в лекциях материал собран из разных источников и поэтому обеспечивает более широкое рассмотрение изучаемых вопросов.
Трудность конспектирования заключается в том, что лектор обычно говорит со скоростью примерно 100 слов в минуту, а студент, обладающий навыком быстрого письма, может записать в минуту только 30–40 слов, поэтому необходимо научиться выделять главные мысли, выработать привычку пользоваться сокращениями.
Важную роль в учебном процессе играет подготовка к практическим занятиям, которую нужно начинать с проработки лекции по данной теме. Затем следует изучить методические указания к предстоящему занятию, найти ответы на контрольные вопросы. При необходимости надо пользоваться учебниками, учебными пособиями и другой рекомендованной преподавателем литературой.
Наиболее ответственным моментом в учебе является сдача зачетов и экзаменов, которые завершают обучение студентов в семестре. Успех при сдаче зачетов и экзаменов зависит, во-первых, от систематической и добросовестной работы студента в течение всего семестра и, во-вторых, от правильной организации подготовки к зачету или экзамену. Следует учитывать, что отведенные на подготовку к экзамену дни служат только для завершения этой подготовки, а основные знания необходимо усваивать и закреплять в течение всего семестра. В подготовке к экзамену основным источником знаний по данной дисциплине являются конспекты лекций, дневники, журналы по практическим (лабораторным, семинарским и т. п.) занятиям. Это не исключает использования и учебной литературы.
2.Трудности обучения в вузе: дидактические, социально-психологические, профессиональные, и пути их преодоления.
Обучение студентов в высших учебных заведениях является процессом повышенной эмоциональной напряженности. В вузе предпочтение отдается активными формами и методами учебной работы, которые позволяют не только обеспечивать хороший уровень усвоения знаний и формирования умений учащихся, но и создают условия для личностного развития. Обучение в вузе предполагает увеличение сложности и объема учебного материала, учебников полностью соответствующих программе, как правило, нет. Для подготовки к занятиям студентам приходится прибегать к использованию разных источников, основное значение приобретают поиск, переработка и понимание информации. Знания даются чаще в «проблемной» ситуации и носят методический и методологический характер. Повседневный контроль и систематическая оценка со стороны преподавателей почти отсутствуют. Основное значение приобретают самоконтроль и самооценка. Большая роль отводится самостоятельной работе студентов, которая не сводится как раньше к выполнению домашних заданий, состоящих из упражнений аналогичных решаемым ранее с педагогом, а предполагает, что значительная часть учебного материала будет освоена студентами самостоятельно. Первокурсникам, например, не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой.
Слободчиков И.М. из спектра проблем адаптации студентов к вузу выделяет, во-первых, проблему нахождения собственной ниши в новом коллективе и ситуацию взаимодействия с членами новой группы; во-вторых, изменение привычного режима функционирования; в-третьих, большие изменения связаны с перестройкой эмоциональных ощущений в рамках нового статуса, приобретением новых ролей
15. Однако, он обращает внимание на то, что труднее всего у студентов проходит адаптация к новым формам и методам работы (дидактическая адаптация). В частности многие из них не умеют вести лекционные записи, не имеют навыков самостоятельной работы с первоисточниками. Постепенно так называемый лекционный синдром уходит, но появляются другие – отсутствие навыков самообразования, творческого подхода к изучаемым дисциплинам. Слободчиков И.М. отмечает, что трудности не ограничиваются списком внешних проблем. Некоторые студенты не успешны, так как их личностные особенности могут создавать им дополнительные внутренние трудности. Слободчиков И.М. указывает на необходимость для успешной адаптации таких качеств как умение вступать в межличностные отношения, а следовательно, завязывать знакомства, идти на компромисс16.
Крайник В. отмечает, что источником трудностей являются неадекватные представления об учебе. Процесс обучения в высшей школе видится достаточно простым и не слишком утомительным занятием. Реальность же состоит в том, что обучение в вузе – это постоянный, упорный, а порой и изнурительный труд.
Буланова-Топоркова М.В. также указывает на дидактические трудности в процессе адаптации студентов. Поступая в вуз первокурсники попадают в совершенно новую для них обстановку совершенно отличную от прежних условий обучения: не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать17. Лекции, лекции, лекции, затем семинары, к которым оказывается тоже можно не всегда готовиться. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношение к учебе. Расплата наступает на сессии.
Буланова-Топоркова М.В. акцентирует внимание на том, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями не потому что получили слабую подготовку, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к обучению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.