Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий.(Общая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности
1.2 Правовая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности
1.3 Субъекты приватизации государственного имущества по законодательству России
2.1 Особенности приватизации муниципальных и государственных предприятий
Можно обозначить две очевидные причины, лежащие в основании данной дискуссии.
Во-первых, анализ приватизационного законодательства ряда зарубежных стран показывает, что такой неотъемлемый признак российской приватизации, как отчуждение имущества в собственность физических или юридических лиц, для иностранных систем правового регулирования приватизационных отношений не является обязательным. Например, в Бразилии среди способов приватизации можем встретить такие, как передача в аренду имущества компании, предоставление права управления собственностью и распоряжения имуществом на определенный срок и др[16].
Во-вторых, размышления практикующих юристов, а также ученых, занимающихся исследованием вопросов приватизации, на тему о возможности внесения дополнений в перечень способов приватизации, установленный в Законе, во многом продиктованы вопросами экономического характера. Что имеется в виду?
В последнее время в научных исследованиях получила освещение проблема государственной поддержки субъектов малого предпринимательства[17]. Эта проблема имеет «сквозное» значение применительно к регулированию рассматриваемых приватизационных отношений и проявляется в том, что приватизация государственного имущества способами, предусмотренными Законом о приватизации 2001 г., делает недоступным для субъектов малого предпринимательства предлагаемое к приватизации государственное и муниципальное имущество. Названная проблема, главным образом, имеет отношение к случаям приобретения недвижимого имущества - нежилых помещений, зданий и сооружений, используемых под офисы.
Как показывает практика, расходы на аренду офисных помещений являются значительной частью бюджетных затрат представителей малого, да и среднего бизнеса. В отдельных случаях непомерные расходы на аренду могут привести к банкротству малых хозяйствующих субъектов.
Таким образом, реальность заставила искать пути разрешения обозначенной проблемы.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного по теме дипломной работы можем сделать следующие выводы
правовой результат приватизации состоит в переходе права собственности на объекты государственной собственности в собственность физических и юридических лиц на основе сложного юридического состава, который включает ненормативный акт органа власти, непосредственно саму сделку по отчуждению имущества в частную собственность и исполнение этой сделки.
Приватизация - это взаимосвязанное явление, которое юридически и экономически обосновано, и являющееся особым основанием возникновения права собственности заключается в особом в возмездном отчуждении имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц с целью повышения эффективности экономики.
В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям: приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям; приватизация жилья; приватизация земельных участков. Правовую норму, содержащуюся в ст. 217 ГК РФ, необходимо рассматривать в качестве общей нормы, закрепляющей основные признаки приватизации государственного и муниципального имущества, которые характеризуют ее особенности, вне зависимости от вида приватизируемого объекта.
Приватизация как основание возникновения права собственности заключается в переходе вещей из публичной собственности (государственной или муниципальной) в частную. В соответствии с ч. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 235 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной (публичной) собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) по решению собственника и в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Главная особенность гражданско-правового регулирования процессов приватизации заключается в том, что положения ГК, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются в субсидиарном порядке, т. е. только если законами о приватизации не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 217). В данном случае ГК отказался от своего приоритета над иными федеральными законами, содержащими нормы гражданского права (см. п. 2 ст. 3).
Источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества видим, что имеется множество актов различной юридической силы, которые приняты различными субъектами. При этом отсутствует единый комплексный подход к формированию единых общеобязательных правил поведения субъектов приватизации, что создает проблему правового регулирования приватизации в России и препятствует ее успешной реализации. Приватизация - это взаимосвязанное явление, которое юридически и экономически обосновано, и заключается в возмездном отчуждении имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц с целью повышения эффективности экономики.
Субъектами отношений по приватизации, с одной стороны, являются собственники государственного и муниципального имущества, а также лица и органы, которые ими уполномочены, а с другой стороны – это лица, которые являются покупателями указанного имущества.
Характеризуя особенности нормативно правового регулирования приватизации земельных участков, необходимо обратить внимание на соотношение ГК РФ и законодательства о приватизации, сферу правового регулирования которого составляют отношения по приватизации участков земли собственниками расположенных на них объектов недвижимости. Такое соотношение отражено в ст. 217 ГК РФ, согласно которой при приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные Гражданским кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Таким образом, установлен приоритет Законов и иных нормативных актов о приватизации по отношению к общим нормам ГК РФ о приобретении и прекращении права собственности. Применение норм ГК РФ возможно в субсидиарном порядке, в случае, когда законами о приватизации не урегулированы конкретные отношения.
В связи с преобразованиями жилищных отношений приватизация жилых помещений стала одним из основных способов возникновения права собственности на жилые помещения у граждан.
Понятие «приватизация жилищного фонда» появилось в законодательстве России с принятием Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», который впоследствии был переименован в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Понятие «приватизация жилых помещений» стало новым, как для российского законодательства, так и для мировой правовой науки.
Гражданско-правовое регулирование приватизации представляет собой комплекс правоотношений, непосредственно связанных с приобретением права собственности на жилое помещение. Так, ГК РФ фактически закрепляет понятие приватизации, переход из публичной собственности в частную, то есть приватизация распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности и предназначено лишь для публичных, а не частных собственников. Вместе с тем она всегда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений собственности в процессе приватизации необходим юридический состав, который носит комплексный характер и включает как административно-правовые факты (принятие государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта), так и гражданско-правовые факты (заключение с приобретателем приватизируемого имущества договора).
Закон о приватизации определил, что приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Следует отметить, что в сфере приватизации существуют и проблем как практического характера (часто на практике гражданам отказывают в праве на приватизацию ), так и теоретического характера. (несогласованность заонов)
Так в частности однако обращает на себя внимание тот факт, что основополагающие нормативно правовые акты: ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества » и ЗК РФ по - прежнему, как и до изменений ЗК РФ, не согласованы между собой по вопросам, определяющим основания и условия приобретения земельных участков в порядке приватизации.
Также в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники недвижимости могут претендовать на приобретение земельного участка в аренду на срок не более чем сорок девять лет, ЗК РФ ограничения срока аренды не устанавливаются. В том числе, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» допускает приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости (п.1 ст. 28). ЗК РФ, а также земельное законодательство в целом не предусматривает возможности приватизации земельного участка под объектами незавершенного строительства (п. 21 ст.11 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).
Следует также отметить, что говоря о механизме информационного обеспечения приватизации, предусмотренном рассматриваемым Законом, следует отметить существующую здесь проблему, которая заключается в том, что не все источники, содержащие сведения о подлежащем приватизации государственном имуществе, отличаются общедоступностью. Так, в частности, в действующих нормативных правовых актах не содержится четких требований к тиражу печатной продукции, где публикуется информация о приватизации государственного, а также муниципального имущества. К сожалению, также нередки случаи, когда источник печатной информации, содержащий сведения о приватизации государственных предприятий, распространялся только среди чиновников того или иного ведомства, осуществлявшего приватизацию.
В этой связи представляется целесообразным внести предложения по дополнению п. 2 ст. 15 Закона о приватизации 2001 г. в части необходимости включения в перечень средств массовой информации, где будут публиковаться сведения о подлежащем приватизации государственном и муниципальном имуществе, средств массовой информации электронного характера, в частности, специальных радио- и телепрограмм.
С учетом изложенного, новая редакция п. 2 ст. 15 Закона по приватизации могла бы звучать следующим образом:
«информационное сообщение о продаже государственного имущества, имущества субъектов Российской Федерации или муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, в том числе электронного характера, определенных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с обязательной ссылкой в данном сообщении на электронный интернет-адрес продавца приватизируемого имущества».
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О приватизации государственного и муниципального имущества"// "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 25
- Закон г. Москвы от 17.12.2008 N 66 (ред. от 16.07.2014) "О приватизации государственного имущества города Москвы"// "Ведомости Московской городской Думы", 02.04.2009, N 2, ст. 278
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 25.12.2015) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"// Собрание законодательства РФ", 09.06.2008, N 23, ст.2721
- Закон Московской области от 03.10.2014 N 117/2014-ОЗ "Об условиях приватизации в2014 году находящегося в собственности Московской области недвижимого имущества"(принят постановлением Мособлдумы от 18.09.2014 N 4/98-П)// Ежедневные Новости Подмосковье", N 192, 15.10.2014
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 1997. №30. Ст.3595. (Утратил силу)