Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий.(Общая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно обозначить две очевидные причины, лежащие в основании данной дискуссии.

Во-первых, анализ приватизационного законодательст­ва ряда зарубежных стран показывает, что такой неотъ­емлемый признак российской приватизации, как отчуж­дение имущества в собственность физических или юри­дических лиц, для иностранных систем правового регу­лирования приватизационных отношений не является обязательным. Например, в Бразилии среди способов приватизации можем встретить такие, как передача в аренду имущества компании, предоставление права управления собственностью и распоряжения имущест­вом на определенный срок и др[16].

Во-вторых, размышления практикующих юристов, а также ученых, занимающихся исследованием вопросов приватизации, на тему о возможности внесения допол­нений в перечень способов приватизации, установлен­ный в Законе, во многом продиктованы вопросами эко­номического характера. Что имеется в виду?

В последнее время в научных исследованиях получила освещение проблема государственной поддержки субъ­ектов малого предпринимательства[17]. Эта проблема имеет «сквозное» значение применительно к регулиро­ванию рассматриваемых приватизационных отношений и проявляется в том, что приватизация государственного имущества способами, предусмотренными Законом о приватизации 2001 г., делает недоступным для субъек­тов малого предпринимательства предлагаемое к прива­тизации государственное и муниципальное имущество. Названная проблема, главным образом, имеет отноше­ние к случаям приобретения недвижимого имущества - нежилых помещений, зданий и сооружений, используе­мых под офисы.

Как показывает практика, расходы на аренду офисных помещений являются значительной частью бюджетных затрат представителей малого, да и среднего бизнеса. В отдельных случаях непомерные расходы на аренду мо­гут привести к банкротству малых хозяйствующих субъ­ектов.

Таким образом, реальность заставила искать пути раз­решения обозначенной проблемы.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного по теме дипломной работы можем сделать следующие выводы

правовой результат приватизации состоит в переходе права собственности на объекты государственной собственности в собственность физических и юридических лиц на основе сложного юридического состава, который включает ненормативный акт органа власти, непосредственно саму сделку по отчуждению имущества в частную собственность и исполнение этой сделки.


Приватизация - это взаимосвязанное явление, которое юридически и экономически обосновано, и являющееся особым основанием возникновения права собственности заключается в особом в возмездном отчуждении имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц с целью повышения эффективности экономики.

В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям: приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям; приватизация жилья; приватизация земельных участков. Правовую норму, содержащуюся в ст. 217 ГК РФ, необходимо рассматривать в качестве общей нормы, закрепляющей основные признаки приватизации государственного и муниципального имущества, которые характеризуют ее особенности, вне зависимости от вида приватизируемого объекта.

Приватизация как основание возникновения права собственности заключается в переходе вещей из публичной собственности (государственной или муниципальной) в частную. В соответствии с ч. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 235 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной (публичной) собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) по решению собственника и в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Главная особенность гражданско-правового регулирования процессов приватизации заключается в том, что положения ГК, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются в субсидиарном порядке, т. е. только если законами о приватизации не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 217). В данном случае ГК отказался от своего приоритета над иными федеральными законами, содержащими нормы гражданского права (см. п. 2 ст. 3).

Источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества видим, что имеется множество актов различной юридической силы, которые приняты различными субъектами. При этом отсутствует единый комплексный подход к формированию единых общеобязательных правил поведения субъектов приватизации, что создает проблему правового регулирования приватизации в России и препятствует ее успешной реализации. Приватизация - это взаимосвязанное явление, которое юридически и экономически обосновано, и заключается в возмездном отчуждении имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц с целью повышения эффективности экономики.


Субъектами отношений по приватизации, с одной стороны, являются собственники государственного и муниципального имущества, а также лица и органы, которые ими уполномочены, а с другой стороны – это лица, которые являются покупателями указанного имущества.

Характеризуя особенности нормативно правового регулирования приватизации земельных участков, необходимо обратить внимание на соотношение ГК РФ и законодательства о приватизации, сферу правового регулирования которого составляют отношения по приватизации участков земли собственниками расположенных на них объектов недвижимости. Такое соотношение отражено в ст. 217 ГК РФ, согласно которой при приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные Гражданским кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Таким образом, установлен приоритет Законов и иных нормативных актов о приватизации по отношению к общим нормам ГК РФ о приобретении и прекращении права собственности. Применение норм ГК РФ возможно в субсидиарном порядке, в случае, когда законами о приватизации не урегулированы конкретные отношения.

В связи с преобразованиями жилищных отношений приватизация жилых помещений стала одним из основных способов возникновения права собственности на жилые помещения у граждан.

Понятие «приватизация жилищного фонда» появилось в законодательстве России с принятием Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», который впоследствии был переименован в Закон РФ «О приватиза­ции жилищного фонда в Российской Фе­дерации». Понятие «приватизация жилых помещений» стало новым, как для рос­сийского законодательства, так и для ми­ровой правовой науки.

Гражданско-правовое регулирование приватизации представляет собой ком­плекс правоотношений, непосредственно связанных с приобретением права собст­венности на жилое помещение. Так, ГК РФ фактически закрепляет понятие при­ватизации, переход из публичной собст­венности в частную, то есть приватизация распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муни­ципальной собственности и предназначе­но лишь для публичных, а не частных собственников. Вместе с тем она все­гда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Для возникновения, изменения и прекращения правоотноше­ний собственности в процессе приватиза­ции необходим юридический состав, ко­торый носит комплексный характер и включает как административно-правовые факты (принятие государственным орга­ном или органом местного самоуправле­ния решения о приватизации конкретного объекта), так и гражданско-правовые фак­ты (заключение с приобретателем прива­тизируемого имущества договора).


Закон о приватизации определил, что приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность гра­ждан Российской Федерации на добро­вольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муници­пальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по мес­ту бронирования жилых помещений.

Следует отметить, что в сфере приватизации существуют и проблем как практического характера (часто на практике гражданам отказывают в праве на приватизацию ), так и теоретического характера. (несогласованность заонов)

Так в частности однако обращает на себя внимание тот факт, что основополагающие нормативно правовые акты: ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества » и ЗК РФ по - прежнему, как и до изменений ЗК РФ, не согласованы между собой по вопросам, определяющим основания и условия приобретения земельных участков в порядке приватизации.

Также в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники недвижимости могут претендовать на приобретение земельного участка в аренду на срок не более чем сорок девять лет, ЗК РФ ограничения срока аренды не устанавливаются. В том числе, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» допускает приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости (п.1 ст. 28). ЗК РФ, а также земельное законодательство в целом не предусматривает возможности приватизации земельного участка под объектами незавершенного строительства (п. 21 ст.11 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

Следует также отметить, что говоря о механизме информационного обеспечения приватизации, предусмотренном рассматриваемым За­коном, следует отметить существующую здесь проблему, которая заключается в том, что не все источники, содер­жащие сведения о подлежащем приватизации государ­ственном имуществе, отличаются общедоступностью. Так, в частности, в действующих нормативных правовых актах не содержится четких требований к тиражу печат­ной продукции, где публикуется информация о привати­зации государственного, а также муниципального имуще­ства. К со­жалению, также нередки случаи, когда источник печатной информации, содержащий сведения о приватизации го­сударственных предприятий, распространялся только среди чиновников того или иного ведомства, осуществ­лявшего приватизацию.


В этой связи представляется целесообразным внести предложения по дополнению п. 2 ст. 15 Закона о прива­тизации 2001 г. в части необходимости включения в пе­речень средств массовой информации, где будут публи­коваться сведения о подлежащем приватизации государ­ственном и муниципальном имуществе, средств массо­вой информации электронного характера, в частности, специальных радио- и телепрограмм.

С учетом изложенного, новая редакция п. 2 ст. 15 Закона по приватизации могла бы звучать следующим образом:

«информационное сообщение о продаже государственного имущества, имущества субъектов Российской Федерации или муниципального имущества подлежит опубликованию в средст­вах массовой информации, в том числе электронного характера, определенных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления с обя­зательной ссылкой в данном сообщении на электронный интер­нет-адрес продавца приватизируемого имущества».

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О приватизации государственного и муниципального имущества"// "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 25
  3. Закон г. Москвы от 17.12.2008 N 66 (ред. от 16.07.2014) "О приватизации государственного имущества города Москвы"// "Ведомости Московской городской Думы", 02.04.2009, N 2, ст. 278
  4. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 25.12.2015) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"// Собрание законодательства РФ", 09.06.2008, N 23, ст.2721
  5. Закон Московской области от 03.10.2014 N 117/2014-ОЗ "Об условиях приватизации в2014 году находящегося в собственности Московской области недвижимого имущества"(принят постановлением Мособлдумы от 18.09.2014 N 4/98-П)// Ежедневные Новости Подмосковье", N 192, 15.10.2014
  6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ «О приватизации государственного иму­щества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 1997. №30. Ст.3595. (Утратил силу)