Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий.(Общая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности
1.2 Правовая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности
1.3 Субъекты приватизации государственного имущества по законодательству России
2.1 Особенности приватизации муниципальных и государственных предприятий
Лица, которые приобретают объекты приватизации, называются покупателями государственного и муниципального имущества (ст. 5 Закона о приватизации 2001 г.).
Так, по мнению И.Е. Рындина, выбор данного термина является не совсем удачным, т.к. не все способы приватизации представляют собой разновидность гражданско-правового договора купли-продажи[14].
Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федераций, муниципальных образований превышает 25%.
Данное ограничение установлено по причине того, что исходя из смысла приватизации, государственное имущество должно быть передано только в частную собственность, а в ином случае передача имущества не будет являться приватизацией.
При участии в приватизации покупатель обязан доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. В случае если после совершения приватизационной сделки будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, то соответствующая сделка признается ничтожной.
Рассмотрим вопрос о способах приватизации государственного и муниципального имущества.
Понятие способ приватизации используется в российском законодательстве с 1991 г. Законодателем определение данного понятия не дано, в связи с чем, в литературе способ приватизации рассматривается как правовая форма отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц, которая установлена законом[15].
Исходя из вышесказанного можно сделать, вывод что, субъектами приватизации являются собственники, продавцы, а также покупатели.
Собственниками имущества, является Российская Федерация либо субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, в любом случае имущество является публичной собственностью.
Продавцом публичного имущества могут являться назначенные ими представители, в настоящее время это Росимущество.
Покупателями публичного имущества могут выступать физические или юридические лица, кроме государственных или муниципальных предприятий, или юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований более 25%. Покупатели физические лица должны обладать дееспособностью и правоспособностью. При этом покупатель должен доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. Следует отметить, что термин покупатели в данной области во многом является условным так как приватизация осуществляется различными способами, и только часть из них предусматривают куплю-продажу имущества или передачу имущества возмездно.
Глава 2. Характеристика и проблемы правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества
2.1 Особенности приватизации муниципальных и государственных предприятий
В период распада СССР и перехода к рыночной системе остро встал вопрос о передаче предприятий из государственной собственности в частную.
Основные цели приватизации в России на тот период являлись :
- формирование группы частных собственников-предпринимателей;
- появление и развитие конкурентной среды между частными и государственными предприятиями;
- помощь в демонополизации экономики;
- увелечение эффективности деятельности предприятий;
- помощь и социальная защита населения с помощью развития объектов социальной инфраструктуры на средства вырученные за счет приватизации.
В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.
1.Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов была разделена на все население России. И был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.
При этом рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.
2Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.
3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону; продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);
Таким образом приватизация государственных и муниципальных предприятий — это приобретение в частную собственность физическими и юридическими лицами государственных и муниципальных предприятий и их подразделений в полном составе или отдельных самостоятельных подразделений, материальных и нематериальных активов предприятий и их долей (паев, акций).
Сущность основных принципов приватизации государственных и муниципальных предприятий заключается в следующем:
- во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продается частным и негосударственным юридическим лицам;
- во-вторых, в праве каждого гражданина РФ на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином России закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализовывалось путем выдачи именных приватизированных чеков;
- в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т.д., данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретенное государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку;
- в-четвертых, в предоставлении определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т.е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы.
Современные способы приватизации государственного и муниципального имущества заключаются в :
- преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;
- преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
-продаже государственного или муниципального имущества на аукционе;
-продаже акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
-продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе;
-продаже за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
-продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
-продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены;
-внесении государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные кА
питалы акционерных обществ;
-продаже акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Следует отметить, что приватизация государственных и муниципальных предприятий как способ возникновения права собственности в целом достигли своих целей. Произошло массовое перераспределение государственной собственности в частную. При этом другим вопросом является то, что не были достигнуты те социальные цели и задачи которые были поставлены.
2.2 Совершенствование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества
Основным документом, регламентирующим процесс приватизации на современном этапе развития российской экономики, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которым определяются понятие приватизации, принципы, совокупность отношений, исключенных из сферы его регулирования, планирование приватизации государственного имущества, способы приватизации и другие моменты.
Практика применения данного Закона свидетельствует, что отдельные его положения имеют ряд недостатков, которые нуждаются в корректировании, кроме того, для реализации отдельных положений этого Закона предусмотрено принятие ряда нормативных актов, в частности, по конкретизации порядка определения нормативной цены продаваемого объекта, по порядку разработки и принятия приватизационных программ, по приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для государства, особенностям приватизации объектов культурного наследия и объектов социальнокультурного и коммунально-бытового назначения.
С учетом этого необходимо обратить внимание на некоторые недостатки рассматриваемого Закона о приватизации 2001 г. и предлагает способы разрешения тех проблем правового регулирования, которые они порождают.
Говоря о механизме информационного обеспечения приватизации, предусмотренном рассматриваемым Законом, следует отметить существующую здесь проблему, которая заключается в том, что не все источники, содержащие сведения о подлежащем приватизации государственном имуществе, отличаются общедоступностью. Так, в частности, в действующих нормативных правовых актах не содержится четких требований к тиражу печатной продукции, где публикуется информация о приватизации государственного, а также муниципального имущества. К сожалению, также нередки случаи, когда источник печатной информации, содержащий сведения о приватизации государственных предприятий, распространялся только среди чиновников того или иного ведомства, осуществлявшего приватизацию.
В этой связи представляется целесообразным внести предложения по дополнению п. 2 ст. 15 Закона о приватизации 2001 г. в части необходимости включения в перечень средств массовой информации, где будут публиковаться сведения о подлежащем приватизации государственном и муниципальном имуществе, средств массовой информации электронного характера, в частности, специальных радио- и телепрограмм.
С учетом изложенного, новая редакция п. 2 ст. 15 Закона по приватизации могла бы звучать следующим образом:
«информационное сообщение о продаже государственного имущества, имущества субъектов Российской Федерации или муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, в том числе электронного характера, определенных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с обязательной ссылкой в данном сообщении на электронный интернет-адрес продавца приватизируемого имущества».
Полагаем, что указанные выше изменения в Законе будут способствовать повышению качества надлежащего информационного обеспечения приватизационного процесса.
Необходимо обратиться к вопросу эффективности и достаточности тех способов приватизации, которые предусмотрены рассматриваемым нормативным правовым актом.
Как известно, указанные в Законе о приватизации 2001 г. способы носят исчерпывающий характер. Однако это вовсе не означает, что иные возможные варианты (способы) приватизации государственного или муниципального имущества не могут рассматриваться хотя бы на теоретическом уровне. По крайне мере, в юридической литературе этот вопрос является весьма обсуждаемым.