Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий.(Общая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лица, которые приобретают объекты приватизации, называются покупателями государственного и муниципального имущества (ст. 5 Закона о приватизации 2001 г.).

Так, по мнению И.Е. Рындина, выбор данного термина является не совсем удачным, т.к. не все способы приватизации представляют собой разновидность гражданско-правового договора купли-продажи[14].

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федераций, муниципальных образований превышает 25%.

Данное ограничение установлено по причине того, что исходя из смысла приватизации, государственное имущество должно быть передано только в частную собственность, а в ином случае передача имущества не будет являться приватизацией.

При участии в приватизации покупатель обязан доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. В случае если после совершения приватизационной сделки будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, то соответствующая сделка признается ничтожной.

Рассмотрим вопрос о способах приватизации государственного и муниципального имущества.

Понятие способ приватизации используется в российском законодательстве с 1991 г. Законодателем определение данного понятия не дано, в связи с чем, в литературе способ приватизации рассматривается как правовая форма отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц, которая установлена законом[15].

Исходя из вышесказанного можно сделать, вывод что, субъектами приватизации являются собственники, продавцы, а также покупатели.

Собственниками имущества, является Российская Федерация либо субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, в любом случае имущество является публичной собственностью.

Продавцом публичного имущества могут являться назначенные ими представители, в настоящее время это Росимущество.

Покупателями публичного имущества могут выступать физические или юридические лица, кроме государственных или муниципальных предприятий, или юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований более 25%. Покупатели физические лица должны обладать дееспособностью и правоспособностью. При этом покупатель должен доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. Следует отметить, что термин покупатели в данной области во многом является условным так как приватизация осуществляется различными способами, и только часть из них предусматривают куплю-продажу имущества или передачу имущества возмездно.


Глава 2. Характеристика и проблемы правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества

2.1 Особенности приватизации муниципальных и государственных предприятий

В период распада СССР и перехода к рыночной системе остро встал вопрос о передаче предприятий из государственной собственности в частную.

Основные цели приватизации в России на тот период являлись :

- формирование группы частных собственников-предпринимателей;

- появление и развитие конкурентной среды между частными и государственными предприятиями;

- помощь в демонополизации экономики;

- увелечение эффективности деятельности предприятий;

- помощь и социальная защита населения с помощью развития объектов социальной инфраструктуры на средства вырученные за счет приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1.Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов была разделена на все население России. И был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

При этом рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

2Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.


3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону; продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);

Таким образом приватизация государственных и муниципальных предприятий — это приобретение в частную собственность физическими и юридическими лицами государственных и муниципальных предприятий и их подразделений в полном составе или отдельных самостоятельных подразделений, материальных и нема­териальных активов предприятий и их долей (паев, акций).

Сущность основных принципов приватизации государственных и муниципальных предприятий заключается в следующем:

- во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, под­лежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продается частным и негосударственным юриди­ческим лицам;

- во-вторых, в праве каждого гражданина РФ на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином России за­креплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализовывалось путем выдачи именных приватизированных чеков;

- в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур прива­тизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкуренто­способностью продукции, уровнем технической оснащенности, финан­совым положением и т.д., данный принцип предполагает использо­вание различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретенное государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку;

- в-четвертых, в предоставлении определенных социальных гаран­тий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т.е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы.

Современные способы приватизации государственного и муниципального имущества заключаются в :

- преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;


- преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

-продаже государственного или муниципального имущества на аукционе;

-продаже акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

-продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе;

-продаже за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

-продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

-продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены;

-внесении государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные кА

питалы акционерных обществ;

-продаже акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Следует отметить, что приватизация государственных и муниципальных предприятий как способ возникновения права собственности в целом достигли своих целей. Произошло массовое перераспределение государственной собственности в частную. При этом другим вопросом является то, что не были достигнуты те социальные цели и задачи которые были поставлены.

2.2 Совершенствование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества

Основным документом, регламентирующим процесс приватизации на современном этапе развития россий­ской экономики, является Федеральный закон от 21 де­кабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государствен­ного и муниципального имущества», которым определяются понятие приватизации, принципы, совокупность отношений, ис­ключенных из сферы его регулирования, планирование приватизации государственного имущества, способы приватизации и другие моменты.

Практика применения данного Закона свидетельствует, что отдельные его положения имеют ряд недостатков, которые нуждаются в корректировании, кроме того, для реализации отдельных положений этого Закона предусмотрено принятие ряда нормативных ак­тов, в частности, по конкретизации порядка определения нормативной цены продаваемого объекта, по порядку разработки и принятия приватизационных программ, по приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для государства, особенностям приватизации объектов культурного наследия и объектов социально­культурного и коммунально-бытового назначения.


С учетом этого необходимо обратить вни­мание на некоторые недостатки рассматриваемого Зако­на о приватизации 2001 г. и предлагает способы разре­шения тех проблем правового регулирования, которые они порождают.

Говоря о механизме информационного обеспечения приватизации, предусмотренном рассматриваемым За­коном, следует отметить существующую здесь проблему, которая заключается в том, что не все источники, содер­жащие сведения о подлежащем приватизации государ­ственном имуществе, отличаются общедоступностью. Так, в частности, в действующих нормативных правовых актах не содержится четких требований к тиражу печат­ной продукции, где публикуется информация о привати­зации государственного, а также муниципального имуще­ства. К со­жалению, также нередки случаи, когда источник печатной информации, содержащий сведения о приватизации го­сударственных предприятий, распространялся только среди чиновников того или иного ведомства, осуществ­лявшего приватизацию.

В этой связи представляется целесообразным внести предложения по дополнению п. 2 ст. 15 Закона о прива­тизации 2001 г. в части необходимости включения в пе­речень средств массовой информации, где будут публи­коваться сведения о подлежащем приватизации государ­ственном и муниципальном имуществе, средств массо­вой информации электронного характера, в частности, специальных радио- и телепрограмм.

С учетом изложенного, новая редакция п. 2 ст. 15 Закона по приватизации могла бы звучать следующим образом:

«информационное сообщение о продаже государственного имущества, имущества субъектов Российской Федерации или муниципального имущества подлежит опубликованию в средст­вах массовой информации, в том числе электронного характера, определенных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления с обя­зательной ссылкой в данном сообщении на электронный интер­нет-адрес продавца приватизируемого имущества».

Полагаем, что указанные выше изменения в За­коне будут способствовать повышению качества надле­жащего информационного обеспечения приватизацион­ного процесса.

Необходимо обратиться к вопросу эффективности и достаточности тех способов приватизации, которые предусмотрены рассматривае­мым нормативным правовым актом.

Как известно, указанные в Законе о приватизации 2001 г. способы носят исчерпывающий характер. Однако это вовсе не означает, что иные возможные варианты (спо­собы) приватизации государственного или муниципаль­ного имущества не могут рассматриваться хотя бы на теоретическом уровне. По крайне мере, в юридической литературе этот вопрос является весьма обсуждаемым.