Файл: Управление миграционными процессами (Влияние региональной трудовой миграции на территориальный рынок труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Миграционные процессы выполняют важную функцию перераспределения населения: компенсируют нехватку трудовых ресурсов в одних регионах (демографически слабых, но экономически сильных) и демпфируют их избыток в других. С другой стороны, возникающие диспропорции в экономической системе Российской федерации не подчиняются вероятностным моделям эластичности, выравнивание заработной платы и децентрализации денежных потоков в среднесрочном периоде не происходит даже при значительных издержках.

Стихийное развитие миграционными процессами и увеличение масштабов территориальной подвижности трудовых ресурсов может привести к серьезным социальными, экономическим и политическим последствиям: расслоению центра и периферии, социальным конфликтам политическим разногласиям между экономическими субъектами в отношении разделения доходов и социальной ответственности (маятниковые трудовые мигранты создают/потребляют блага соответственно по месту работы/жительства, находящихся в разных субъектах).

Актуальность выбранной темы обусловлена вышеизложенными проблемами и заключается в изучении контекста практической применимости теоретических подходов в области миграционных процессов в условиях современного социально- экономического уровня развития региона.

Объект – миграционные процессы и миграционная политика РФ.

Предмет – региональная трудовая миграция на примере Нижегородской области.

Цель работы – исследование управление миграционными процессами.

Исходя и поставленной цели задачами исследования выступают:

1. Изучение теоретических основ управление миграционными процессами;

2. Исследование влияния региональной трудовой миграции на территориальный рынок труда;

4. Разработка трудовой миграции на развитие муниципальных образований.

Теоретической основой работы послужили труды как зарубежных, так и отечественных авторов, которые специализируются на исследовании миграционных процессов, теории экономики труда и миграции рабочей силы, теории отраслевых рынков, регулирования и политики государства; исследования, представленные в периодических изданиях; материалы научно-практических конференций различного уровня, посвященных указанной проблематике.

Информационную базу исследования составили официальные статистические справочники Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области и другим регионам ПФО, материалы Internet-ресурсов (официальные сайты), материалы периодической печати, результаты исследований, выполненных лично автором, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий, включая внутреннюю локальную информацию.


Нормативной базой исследования стали Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие акты федерального законодательства Российской Федерации.

Объем и структура работы определены целью и поставленными задачами исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1.Теоретические основы управление миграционными процессами

1.1 Сущность управления миграционными процессами

В российской научной литературе термин «миграция» имеет около 40 определений. В трудах Л.Л. Рыбаковского под миграцией понимается любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно- территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. Миграция населения – это социально-экономический и демографический процесс, представляющий собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, районами, поселениями.[1]

В нормативных документах, и в частности в Федеральной миграционной программе, миграция населения определяется как «совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства». Однако ряд исследователей обращают внимание на то обстоятельство, что миграция осуществляется на основе смены места жительства, а также места приложения труда. В связи с этим Г.С. Вечканов рассматривает миграцию как «…свободную смену места жительства и места приложения труда в сочетании личных, коллективных и общественных интересов».[2]

В ходе исследования миграции возникает необходимость разграничения и рассмотрения двух ее аспектов. Во-первых, в узком смысле миграция выступает как законченный вид территориального перемещения, который связан со сменой постоянного места жительства, при этом миграция означает переселение. Во-вторых, миграцию можно интерпретировать в самом широком смысле слова. В данном контексте миграция характеризует любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.


Миграцию можно рассматривать как одну из форм переселений, если к ним относить движения на новые земли целых народов с завоевательными целями, колонизацию, вызываемую географическими открытиями, освоение окраин богатых полезными ископаемыми и природными ресурсами, а также индивидуальные переезды с целью улучшения экономического положения и другими причинами.[3]

Б.Д. Бреев рассматривает территориальную подвижность в трех формах ее проявления: территориальной, отраслевой и профессиональной.

1. Территориальная подвижность (миграция) представляет собой перемещение трудовых ресурсов внутри региона или за его пределы.

2. Отраслевая подвижность – перемещение человека с работы на работу в одной отрасли или в другие отрасли экономики.

3. Профессиональная подвижность – перемещение человека с одного предприятия на другое со сменой или без смены профессии, специальности.

Отраслевая и профессиональная подвижность не всегда связаны со сменой места жительства, т.е. не всегда может привести к миграции. Однако часто все формы движения переплетаются между собой. Территориальная подвижность может быть одновременно и отраслевой, и профессиональной. Все эти виды движения экономически однородны и если сопровождаются сменой места жительства, то являются миграцией.

Ф. Дювель указывает на то, что типология территориальной мобильности населения может осуществляться на основе различных индикаторов. Выделяются, например, такие переменные как: продолжительность пребывания, место и цель миграции, профессия, участники миграционных перемещений, их число, политический характер и правовой статус мигрантов и другие (таблица 1).

Таблица 1. Индикаторы пространственной мобильности населения

Индикаторы

Типология /пояснения

Длительность пребывания

В наиболее общем виде: временная, полупостоянная и постоянная миграция.

Более детально: еженедельные, ежемесячные миграции, раз в полгода, раз в год, раз в пять лет, и пребывание в течение нескольких лет, в случае повторных миграций, определяются их частота и интервал.

На основе продолжительности пребывания: мобильность, миграция, иммиграция (эмиграция).

Место пребывания

Характер миграции можно определить через изменение места пребывания и места жительства, и также через смену типа/характера поселения.

Выделяются: сельско-сельские, сельско-городские, городские- городские, городские-сельские миграции.

Для большей определенности следует также различать место, где работает человек, и место, где он проводит свой досуг.

География

Различают миграции на короткие, средние и дальние расстояния: местные, региональные, межрегиональные, внутриконтинентальные, межконтинентальные и глобальные

миграции. По направлениям миграций: Восток-Запад, Юг-Север и Юг-Юг.

Цель миграции

Трудовые миграции (занятость, экономические мотивы), образовательные (получение образования), миграции, связанные с

решением семейных проблем, бегство от бедствия или преследования (вынужденная)

Характер принятия решения

Добровольная миграция (решение принимается индивидом добровольно). Вынужденная миграция (внешние факторы имеют решающее значение на процесс принятия решения о переселении).

«Серая область», находящаяся между этими типами гораздо шире, чем два четких полюса

Основные

участники (акторы)

Определяется на основе того, кто отвечает за процесс

перемещения.

Характеристики участников (акторов)

Участников миграций различают по полу, возраст у и этнической принадлежности. По доминирующей группе участников миграций

выделяют специфические миграции, (например, женская миграция, миграция китайцев, детей).

Профессиональные качества

Миграции различают в зависимости от уровня образования, профессий мигрантов: неквалифицированных, низко-, средне- и высококвалифицированных мигрантов. С учетом профессионального состава мигрантов: миграции рабочих, сотрудников системы здравоохранения, инженерно-технических

специалистов и т.д.


Глубокие изменения, происходящие в мире на рубеже XX–XXI веков и связанные с либерализацией экономики, интеграционными процессами в мировой системе хозяйства, возрастанием роли науки, технологического прогресса в развитии национальных экономик существенно усиливают значение тех факторов, которые влияют на изменение характера человеческой деятельности. Неравномерность социально-экономического развития регионов, действие рыночных механизмов, а также развитие информационной и транспортной инфраструктуры подняли на новый уровень территориальную мобильность населения, выдвинув на первый план трудовую миграцию.[4]

1.2 Масштабы и направления региональной трудовой миграции

Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, являются Москва (1 млн. человек, или 17% к численности занятого населения данного региона), Тюменская область (с автономными округами) (270 тыс. человек, или 14,6%), Московская область (183 тыс. человек, или 4,8%), Санкт-Петербург (180 тыс. человек, или 6,3%), Краснодарский край (84 тыс. человек, или 3,4%).

В составе въезжающих на работу в Москву из других субъектов 42% составляют жители Московской области, 27% – жители Республики Мордовия, Чувашской Республики, Брянской, Владимирской, Ивановской, Тамбовской, Тульской, Пензенской областей. Половина приезжающих на работу в Москву жителей других субъектов работали в строительстве, торговле и на транспорте.[5]

В составе въезжающих на работу в Московскую область 4,2% составляют жители Москвы, около 69% – жители Чувашской Республики, Брянской, Владимирской, Ивановской, Воронежской, Тверской, Калужской, Тульской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Смоленской областей. В Московской области 39% приезжающих на работу из других субъектов работали в строительстве и по 12% – в торговле и на транспорте12.

В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений или даже превышают их.

В России в последнее десятилетие территориальная мобильность населения характеризуется возросшей ролью временных перемещений, увеличением численности маятниковых регулярных и ежедневных миграций трудовых ресурсов для осуществления экономической деятельности за пределами мест постоянного проживания.


Результаты Всероссийской переписи населения 2010 свидетельствуют о том, что на момент переписи 7,4% экономически активного населения Центрального федерального округа (1 387 993 чел.) работают за пределами мест постоянного проживания (7,5% – на территории другого субъекта, и 0,1% – на территории других стран от общего числа занятых в экономике).

Однако нетрудно предположить, что этот показатель весьма неодинаков для различных территорий с разной степенью экономического развития и удаленности от промышленно развитых центров.[6]

Рисунок 1 – Удельный вес работников, занятых на территории другого субъекта по областям Центрального федерального округа в общей численности занятых в экономике по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.

Как видно из рисунка 1 в разрезе субъектов Центрального федерального округа численность работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории другого субъекта, колеблется от 1,4% в Ярославской области до 24,5% – в Московской. Орловская область занимает в рейтинге областей ЦФО по числу занятых в других субъектах Российской Федерации 10 место. Численность работников такого рода жителей Орловской области составляет 19 196 человек (5,6%).[7]

О росте масштабов МТМ можно судить и по результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов (рис. 2.).

Рисунок 2 – Удельный вес работников, занятых на территории другого субъекта по областям Центрального федерального округа в общей численности занятых в экономике по данным Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 гг.

Как видно из рисунка 2, наибольший прирост численности маятниковых трудовых мигрантов приходится на Московскую область. По сравнению с 2002 г. число жителей, работающих в другом субъекте в 2010 г. выросло на 12,9%, на втором находится Тамбовская область (рост 5,9%), на третьем – Тульская область (рост 5,7%), на четвертом – Брянская и Владимирская области (рост 4,9%). В Орловской области численность занятого населения, работающего в другом субъекте, выросла на 4,7%. И лишь в Белгородской и Ярославской областях число МТМ выросло менее чем на 1%.

Рисунок 3 – Динамика трудовой миграции по областям ЦФО (в% от числа занятых в экономике региона)

По мнению ученых, сведения, получаемые в результате проведения Всероссийской переписи населения невозможно считать точными в силу ряда причин. Одной из них является проблема недоучета или двойного учета различных категорий населения, например, лиц, имеющих два или более места жительства, сменивших место жительства на некоторый непродолжительный период и т. п.[8] Следует отметить, что серьезные разногласия результатов переписи с информацией о населении, в том числе о состоянии и формах занятости, а также территориального нахождения места работы, полученной из других источников, наблюдается в некоторых регионах России. В связи с этим представляется целесообразным получения сведений из альтернативных источников для сопоставления с результатами переписи.[9]