Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации на примере ООО «Лабиринт».pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия
1.1. Сущность прибыли и рентабельности предприятия
1.2. Система показателей и факторы рентабельности
1.3. Методические подходы к анализу рентабельности предприятия
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Лабиринт»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ прибыли и рентабельности торговой организации
2.3. Факторный анализ прибыли и рентабельности
Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия ООО «Лабиринт»
3.1. Основные мероприятия по улучшению финансовых результатов организации
Содержание:
Введение
Актуальность темы заключается в том, что в рентабельная работа предприятия определяется, в первую очередь, прибылью, которую оно получает, а показатели рентабельности характеризуют относительную доходность предприятия. Экономический анализ уровня рентабельности и причины ее изменения имеют важное значение для выявления резервов повышения эффективности работы предприятия.
Разные аспекты проблемы повышения рентабельности предприятий были и являются предметом исследований таких известных отечественных ученых и практиков. Информация о конечном финансовом результате деятельности предприятия (прибыль или убыток) необходима для принятия важных управленческих решений, таких как дальнейшее инвестирование денежных средств в деятельность предприятия, определения платежеспособности предприятия, прогнозирования дальнейшего развития деятельности предприятия. В современных экономических условиях прибыль приобретает особую значимость, поскольку является генератором роста и развития хозяйствующего субъекта. Обращает на себя внимание определение в ГК РФ предпринимательской деятельности, в котором четко написано, что ее целью является извлечение прибыли. Не менее важным являются и вопросы оптимизации прибыли компании.
Для того чтобы обеспечить стабильный рост прибыли, руководству предприятий необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. В настоящее время отсутствие адаптированного для организаций комплексного научно-обоснованного подхода к учету и анализу прибыли предприятия позволяющего повлиять на её рост и эффективность использования указывает на актуальность темы.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности предприятия.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность прибыли и рентабельности предприятия;
- определить систему показателей и факторы рентабельности;
- обосновать методические подходы к анализу рентабельности предприятия;
- провести анализ прибыли и рентабельности предприятия;
- выявить резервы увеличения прибыли и рентабельности и оценку влияния факторов на финансовые результаты предприятия;
- разработать основные мероприятия по улучшению финансовых результатов организации и сделать прогноз уровня прибыли.
Объектом исследования курсовой работы является деятельность ООО «Лабиринт».
Предметом выступают показатели прибыли и рентабельности деятельности предприятия.
Период исследования: финансовая отчетность ООО «Лабиринт» за последние три года: 2014-2016 гг.
Методы исследования: балансовый метод, метод группировок, коэффициентный метод, метод сравнения, анализ динамических рядов, метод средних величин, факторный анализ и т. д.
Методической базой работы являются нормативно-правовые акты, учебные пособия, аналитические статьи отраслевых журналов, а также сайты системы Интернет. Изучением проблем управления активами коммерческих организаций в современных условиях занимались следующие исследователи: И.А. Блaнк, Дж.Ван Хорн, В.В. Ковалев, И.А. Лисовская, В.В. Ильин, Г.В. Савицкая, Н. Батурина, Д. Мигель, Е. П. Коптева, Л. Л. Холод, Е. Ю. Хрусталев и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложений. Кроме того, в целях наглядности в ней приведены 19 таблиц и 7 рисунков.
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия
1.1. Сущность прибыли и рентабельности предприятия
Прибыль и рентабельность являются важными и главными движущими силами экономики, основным побудительном мотивом деятельности предпринимателей, определенным гарантом прогресса социально-экономической системы. Считается, что прибыль и рентабельность являются обобщающим показателем деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики главной целью деятельности любого частного предприятия является получение прибыли. Владельцы и персонал должны сделать все необходимое для обеспечения формирования прибыли в размере, нужном для дальнейшего функционирования и развития предприятия и обеспечения всех групп интересов [4, с.201].
Прибыль в классическом понимании - это разница между ценой товара и расходами на изготовление товара - его себестоимостью [4, с.84]. На наш взгляд, такое определение не характеризует в полной мере качество ведения хозяйства предприятия и не отображает суть прибыли. Следовательно, подходы относительно определения экономического содержания прибыли являются достаточно не однозначными и единственного понимания, относительно природы прибыли среди экономистов нет.
Прибыль рассматривается в трех основных аспектах [8, с.97]:
- прибыль как выражение результата финансово-хозяйственной деятельности субъекта ведения хозяйства и вознаграждение за предпринимательский риск;
- прибыль как выражение эффективности управления операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью субъекта ведения хозяйства;
- прибыль как источник самофинансирования предприятия (при этом чистая прибыль рассматривается как самый дешевый источник финансирования потребности предприятия в капитале и усядется основное место в так называемой иерархии финансирования). Начиная с 16-17 века ученые экономисты пытались объяснить сущность категории прибыли и ее первоисточника. Неоднозначность понятия «прибыль» не была случайной. Это обусловливалась более всего тем, что в разные периоды времени ученые по-разному трактовали понятие прибыли, руководствуясь тем, что все доходы объяснялись исходя из принципа расходов тех или других производственных ресурсов. Мы предлагаем понимать прибыль, как форму комплексного дохода, который образуется в результате хозяйственной деятельности предприятия, с вычетом всех расходов и платежей, которые предприятие понесло и оплатило в ходе создания и реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Сущность прибыли, как правило, раскрывают его характеристики и функции. Детальнее разные подходы к толкованию экономического понятия «прибыль» приведены в таблице 1.
Таблица 1
Раскрытие понятия «прибыль» разными авторами
Автор |
Определение |
Источник |
Козырев В.М. |
Прибыль - измененная форма дополнительной стоимости, выработанной, реализованной, готовой к распределению, что сформирована в процессе общественного воссоздания для удовлетворения разных интересов предприятия и его владельцев |
[15, с. 14] |
Коротков Э.М. |
Прибыль - это дополнительная стоимость, которая образуется в процессе производства сверх стоимости употребленных производственных ресурсов и рабочей силы. |
[17, с. 20] |
Лисовская И.А. |
Прибыль - основной собственно внутренний финансовый источник, который обеспечивает развитие предприятия на принципах самофинансирования |
[18, с. 216] |
Самсонов Н.Ф. |
Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, которые созданы предприятиями разных форм собственности |
[21, с. 216] |
А. Д. Шеремет |
Прибыль - мерило финансового здоровья предприятия, характеристика рентабельности вложения средств в активы конкретного предприятия |
[26, с. 165] |
Р. В. Савицкая |
Прибыль - основной критерий эффективности ведения хозяйства |
[20, с. 636] |
Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с позитивным, так и негативным знаком. Однако реализация модели управления прибылью как функционально-организационного блока управления финансами предприятия имеет принципиальные особенности, которые определяются в первую очередь спецификой прибыли как объекта финансового менеджмента [7, с.17].
1.2. Система показателей и факторы рентабельности
Слово «рентабельность» (доходный, прибыльный) и означает показатель экономической эффективности производства на предприятиях в разных отраслях и народном хозяйстве в целом.
Рентабельность - эффективность, прибыльность, прибыльность предприятия. Рентабельность вычисляется как частное от распределения прибыли на расходы, на затрату ресурсов.
Рентабельность (от rеntаhеl - прибыльный) - показатель экономической эффективности бизнеса, который характеризует соотношение дохода и расходов за определенный период времени [22, с. 39].
Рентабельность может вычисляться по-разному. На протяжении последние 25 лет широко применялся показатель рентабельности, вычисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств) [32, с.17].
В практике используют:
а) рентабельность производства, которое рассчитывается как соотношение прибыли к стоимости авансированного средства (капиталу). Р. производства характеризует прибыльность, прибыльность отдельных видов производств, предприятий и более крупных систем;
б) рентабельность продукции, которая рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости. Рентабельность продукции отображает прибыльность отдельных видов продукции.
Предлагаем использовать для расчета в дипломной работе следующие показатели рентабельности (табл.2):
Таблица 2
Экономическая сущность показателей рентабельности предприятия [18, с.102]
№ п/п |
Показатель |
Назначение показателя |
1 |
Рентабельность совокупного капитала |
Показывает, какая прибыль получает предприятие из каждого рубля, вложенной в его активы |
2 |
Рентабельность собственного капитала |
Показывает, какая прибыль приносит каждая инвестирована владельцами капитала денежная единица |
3 |
Валовая рентабельность реализованной продукции |
Показывает эффективность производственной деятельности |
4 |
Операционная рентабельность реализованной продукции |
Показывает рентабельность предприятия после вычета расходов от операционной деятельности |
5 |
Чистая рентабельность реализованной продукции |
Этот коэффициент полностью отображает влияние структуры капитала и финансирования предприятия на ее рентабельность. |
6 |
Валовая рентабельность производства |
Показывает сколько рублей валовой прибыли приходится на рубль расходов, которые формируют себестоимость |
7 |
Чистая рентабельность производства |
Показывает сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль реализованной продукции |
8 |
Рентабельность (прибыль) понесенных расходов |
Показатель характеризует окупаемость расходов, связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг), валовой прибылью |
9 |
Прибыль на собственный капитал предприятия |
Отображает часть чистой прибыли, что приходится на 1 рубль собственного капитала |
10 |
Рентабельность суммарного капитала |
Характеризует окупаемость суммарного капитала чистой прибылью |
11 |
Рентабельность продаж (маржа прибыли) |
Показатель характеризует окупаемость чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) прибыли от операционной деятельности |
Показатели рентабельности прямо связаны с уровнем цен и объемом производства. Основными факторами роста рентабельности является выбор самых эффективных методов производства, которые обеспечивают снижение материалоемкости и трудоемкости производства, осуществления режима экономии во всех звеньях и по всем направлениям деятельности [22, с.43].
Факторы рентабельности показаны на рисунке 1.
Прибыль и рентабельность
Образующие факторы
Выручка от реализации продукции, товаров, услуг, работ
Выручка от реализации прочих активов, включая материальные запасы и нематериальные активы
Выручка от реализации основных средств
Доходы от долевого участия в других предприятиях
Доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам
Взаимовлияющие факторы
Факторы распределения
Направляется в бюджеты и внебюджетные фонды
Оборачиваемость оборотных средств
Направляется в банк на погашение ссуд и уплату процентов
Цены, тарифы, сборы
Процентные ставки по ссудам
Остается на предприятии
Налоги и налоговые ставки
Прочие факторы распределения
Себестоимость
Факторы использования
Производительность труда
Накопление (производственное и научное развитие)
Фондоотдача
Превышение полученных штрафов, пени, неустоек над уплаченными
Социальные нужды
Фондовооруженность
Покрытие убытков и прочих затрат
Капитальные финансовые вложения
Потребление (выплата дивидендов, процентов, материальная помощь).
Рис. 1. Факторы рентабельности [19, с.22]
Таким образом, рентабельность - эффективность, прибыльность, прибыльность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность вычисляется как частное от распределения прибыли на расходы, на затраты ресурсов. Формирование и создание рыночной экономики требует от предприятий РФ рационального и экономически обоснованного подхода к планированию своей деятельности, к определению стратегии финансовой и производственной политики, анализа и оценки полученных результатов.