Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации на примере ООО «Лабиринт».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы заключается в том, что в рентабельная работа предприятия определяется, в первую очередь, прибылью, которую оно получает, а показатели рентабельности характеризуют относительную доходность предприятия. Экономический анализ уровня рентабельности и причины ее изменения имеют важное значение для выявления резервов повышения эффективности работы предприятия.

Разные аспекты проблемы повышения рентабельности предприятий были и являются предметом исследований таких известных отечественных ученых и практиков. Информация о конечном финансовом результате деятельности предприятия (прибыль или убыток) необходима для принятия важных управленческих решений, таких как дальнейшее инвестирование денежных средств в деятельность предприятия, определения платежеспособности предприятия, прогнозирования дальнейшего развития деятельности предприятия. В современных экономических условиях прибыль приобретает особую значимость, поскольку является генератором роста и развития хозяйствующего субъекта. Обращает на себя внимание определение в ГК РФ предпринимательской деятельности, в котором четко написано, что ее целью является извлечение прибыли. Не менее важным являются и вопросы оптимизации прибыли компании.

Для того чтобы обеспечить стабильный рост прибыли, руководству предприятий необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. В настоящее время отсутствие адаптированного для организаций комплексного научно-обоснованного подхода к учету и анализу прибыли предприятия позволяющего повлиять на её рост и эффективность использования указывает на актуальность темы.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности предприятия.

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность прибыли и рентабельности предприятия;
  • определить систему показателей и факторы рентабельности;
  • обосновать методические подходы к анализу рентабельности предприятия;
  • провести анализ прибыли и рентабельности предприятия;
  • выявить резервы увеличения прибыли и рентабельности и оценку влияния факторов на финансовые результаты предприятия;
  • разработать основные мероприятия по улучшению финансовых результатов организации и сделать прогноз уровня прибыли.

Объектом исследования курсовой работы является деятельность ООО «Лабиринт».

Предметом выступают показатели прибыли и рентабельности деятельности предприятия.

Период исследования: финансовая отчетность ООО «Лабиринт» за последние три года: 2014-2016 гг.

Методы исследования: балансовый метод, метод группировок, коэффициентный метод, метод сравнения, анализ динамических рядов, метод средних величин, факторный анализ и т. д.

Методической базой работы являются нормативно-правовые акты, учебные пособия, аналитические статьи отраслевых журналов, а также сайты системы Интернет. Изучением проблем управления активами коммерческих организаций в современных условиях занимались следующие исследователи: И.А. Блaнк, Дж.Ван Хорн, В.В. Ковалев, И.А. Лисовская, В.В. Ильин, Г.В. Савицкая, Н. Батурина, Д. Мигель, Е. П. Коптева, Л. Л. Холод, Е. Ю. Хрусталев и др.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложений. Кроме того, в целях наглядности в ней приведены 19 таблиц и 7 рисунков.

Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия

1.1. Сущность прибыли и рентабельности предприятия

Прибыль и рентабельность являются важными и главными движущими силами экономики, основным побудительном мотивом деятельности предпринимателей, определенным гарантом прогресса социально-экономической системы. Считается, что прибыль и рентабельность являются обобщающим показателем деятельности предприятия.

В условиях рыночной экономики главной целью деятельности любого частного предприятия является получение прибыли. Владельцы и персонал должны сделать все необходимое для обеспечения формирования прибыли в размере, нужном для дальнейшего функционирования и развития предприятия и обеспечения всех групп интересов [4, с.201].

Прибыль в классическом понимании - это разница между ценой товара и расходами на изготовление товара - его себестоимостью [4, с.84]. На наш взгляд, такое определение не характеризует в полной мере качество ведения хозяйства предприятия и не отображает суть прибыли. Следовательно, подходы относительно определения экономического содержания прибыли являются достаточно не однозначными и единственного понимания, относительно природы прибыли среди экономистов нет.


Прибыль рассматривается в трех основных аспектах [8, с.97]:

  • прибыль как выражение результата финансово-хозяйственной деятельности субъекта ведения хозяйства и вознаграждение за предпринимательский риск;
  • прибыль как выражение эффективности управления операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью субъекта ведения хозяйства;

- прибыль как источник самофинансирования предприятия (при этом чистая прибыль рассматривается как самый дешевый источник финансирования потребности предприятия в капитале и усядется основное место в так называемой иерархии финансирования). Начиная с 16-17 века ученые экономисты пытались объяснить сущность категории прибыли и ее первоисточника. Неоднозначность понятия «прибыль» не была случайной. Это обусловливалась более всего тем, что в разные периоды времени ученые по-разному трактовали понятие прибыли, руководствуясь тем, что все доходы объяснялись исходя из принципа расходов тех или других производственных ресурсов. Мы предлагаем понимать прибыль, как форму комплексного дохода, который образуется в результате хозяйственной деятельности предприятия, с вычетом всех расходов и платежей, которые предприятие понесло и оплатило в ходе создания и реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Сущность прибыли, как правило, раскрывают его характеристики и функции. Детальнее разные подходы к толкованию экономического понятия «прибыль» приведены в таблице 1.

Таблица 1

Раскрытие понятия «прибыль» разными авторами

Автор

Определение

Источник

Козырев В.М.

Прибыль - измененная форма дополнительной стоимости, выработанной, реализованной, готовой к распределению, что сформирована в процессе общественного воссоздания для удовлетворения разных интересов предприятия и его владельцев

[15,

с. 14]

Коротков Э.М.

Прибыль - это дополнительная стоимость, которая образуется в процессе производства сверх стоимости употребленных производственных ресурсов и рабочей силы.

[17,

с. 20]

Лисовская И.А.

Прибыль - основной собственно внутренний финансовый источник, который обеспечивает развитие предприятия на принципах самофинансирования

[18,

с. 216]

Самсонов Н.Ф.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, которые созданы предприятиями разных форм собственности

[21,

с. 216]

А. Д. Шеремет

Прибыль - мерило финансового здоровья предприятия, характеристика рентабельности вложения средств в активы конкретного предприятия

[26,

с. 165]

Р. В. Савицкая

Прибыль - основной критерий эффективности ведения хозяйства

[20,

с. 636]


Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с позитивным, так и негативным знаком. Однако реализация модели управления прибылью как функционально-организационного блока управления финансами предприятия имеет принципиальные особенности, которые определяются в первую очередь спецификой прибыли как объекта финансового менеджмента [7, с.17].

1.2. Система показателей и факторы рентабельности

Слово «рентабельность» (доходный, прибыльный) и означает показатель экономической эффективности производства на предприятиях в разных отраслях и народном хозяйстве в целом.

Рентабельность - эффективность, прибыльность, прибыльность предприятия. Рентабельность вычисляется как частное от распределения прибыли на расходы, на затрату ресурсов.

Рентабельность (от rеntаhеl - прибыльный) - показатель экономической эффективности бизнеса, который характеризует соотношение дохода и расходов за определенный период времени [22, с. 39].

Рентабельность может вычисляться по-разному. На протяжении последние 25 лет широко применялся показатель рентабельности, вычисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств) [32, с.17].

В практике используют:

а) рентабельность производства, которое рассчитывается как соотношение прибыли к стоимости авансированного средства (капиталу). Р. производства характеризует прибыльность, прибыльность отдельных видов производств, предприятий и более крупных систем;

б) рентабельность продукции, которая рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости. Рентабельность продукции отображает прибыльность отдельных видов продукции.

Предлагаем использовать для расчета в дипломной работе следующие показатели рентабельности (табл.2):

Таблица 2

Экономическая сущность показателей рентабельности предприятия [18, с.102]

п/п

Показатель

Назначение показателя

1

Рентабельность совокупного капитала

Показывает, какая прибыль получает предприятие из каждого рубля, вложенной в его активы

2

Рентабельность собственного капитала

Показывает, какая прибыль приносит каждая инвестирована владельцами капитала денежная единица

3

Валовая рентабельность реализованной продукции

Показывает эффективность производственной деятельности

4

Операционная рентабельность реализованной продукции

Показывает рентабельность предприятия после вычета расходов от операционной деятельности

5

Чистая рентабельность реализованной продукции

Этот коэффициент полностью отображает влияние структуры капитала и финансирования предприятия на ее рентабельность.

6

Валовая рентабельность производства

Показывает сколько рублей валовой прибыли приходится на рубль расходов, которые формируют себестоимость

7

Чистая рентабельность производства

Показывает сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль реализованной продукции

8

Рентабельность (прибыль) понесенных расходов

Показатель характеризует окупаемость расходов, связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг), валовой прибылью

9

Прибыль на собственный капитал предприятия

Отображает часть чистой прибыли, что приходится на 1 рубль собственного капитала

10

Рентабельность суммарного капитала

Характеризует окупаемость суммарного капитала чистой прибылью

11

Рентабельность продаж (маржа прибыли)

Показатель характеризует окупаемость чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) прибыли от операционной деятельности


Показатели рентабельности прямо связаны с уровнем цен и объемом производства. Основными факторами роста рентабельности является выбор самых эффективных методов производства, которые обеспечивают снижение материалоемкости и трудоемкости производства, осуществления режима экономии во всех звеньях и по всем направлениям деятельности [22, с.43].

Факторы рентабельности показаны на рисунке 1.

Прибыль и рентабельность

Образующие факторы

Выручка от реализации продукции, товаров, услуг, работ

Выручка от реализации прочих активов, включая материальные запасы и нематериальные активы

Выручка от реализации основных средств

Доходы от долевого участия в других предприятиях

Доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам

Взаимовлияющие факторы

Факторы распределения

Направляется в бюджеты и внебюджетные фонды

Оборачиваемость оборотных средств

Направляется в банк на погашение ссуд и уплату процентов

Цены, тарифы, сборы

Процентные ставки по ссудам

Остается на предприятии

Налоги и налоговые ставки

Прочие факторы распределения

Себестоимость

Факторы использования

Производительность труда

Накопление (производственное и научное развитие)

Фондоотдача

Превышение полученных штрафов, пени, неустоек над уплаченными

Социальные нужды

Фондовооруженность

Покрытие убытков и прочих затрат

Капитальные финансовые вложения

Потребление (выплата дивидендов, процентов, материальная помощь).

Рис. 1. Факторы рентабельности [19, с.22]

Таким образом, рентабельность - эффективность, прибыльность, прибыльность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность вычисляется как частное от распределения прибыли на расходы, на затраты ресурсов. Формирование и создание рыночной экономики требует от предприятий РФ рационального и экономически обоснованного подхода к планированию своей деятельности, к определению стратегии финансовой и производственной политики, анализа и оценки полученных результатов.