Файл: Менеджмент в деятельности современных предприятий (ООО «Фруктест»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить слабые и сильные стороны функционирования организации. Такой подход создаёт благоприятные условия для постоянного самосовершенствования [14, с.60].

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, либо общим планом, либо бизнес-планом функционирования организации.

2. Функция организации

Термин «организация» (от лат. organizo - сообщаю стройный вид, упорядочиваю, устраиваю) в менеджменте употребляется в двух значениях:

1) организация как обозначение процесса упорядочения субъекта и объекта управления таким образом, что каждый из их элементов содействует успеху деятельности всего предприятия;

2) организация как созданная, упорядоченная и действующая система [21, с.117].

Первое значение характеризует организацию как функцию менеджмента - деятельность по созданию, развитию и сохранению структуры предприятия; второе - как результат выполнения этой функции - упорядоченную структуру предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения поставленной цели.

Организация предусматривает, прежде всего, разработку рациональной структуры управления в целях достижения поставленных целей функционирования системы [14, с.60]. Она предполагает определение видов деятельности, их группировку, делегирование полномочий в целях выполнения соответствующих видов деятельности, обеспечение координации полномочий и информационных связей как по горизонтали, так и по вертикали в созданной организационной структуре [7, с.98].

Цель функции организации - формирование структуры субъекта и объекта управления, а также взаимосвязей между ними. Содержание функции организации в менеджменте раскрывается через такие понятия, как: «делегирование», «департаментализация», «диапазон контроля», «норма управляемости», «централизация и децентрализация управления», «регламентация» (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Содержание функции организации в менеджменте [21, с.117]

В целом результатом выполнения функции организации является динамичная система разделения и кооперации труда предприятия, которая базируется:

- на организационной структуре управления предприятием (составе и взаимосвязях управленческих подразделений);


- производственной структуре предприятия (составе и взаимосвязях подразделений основного и вспомогательного производств);

- организованном процессе управления;

- организованном производственном процессе [29, с.650].

3. Функция контроля

Контроль - это процесс, который обеспечивает достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения появляющихся проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

В менеджменте контроль - это:

- процесс обеспечения целей организации;

- деятельность по определению качества и корректированию выполняемых работниками работ;

- процесс обеспечения обратных связей в организации [21, c.134].

Контроль как общая функция управления присущ каждой организации и каждому руководителю. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структуры организации определяют её направления деятельности, распределяя её усилия тем либо иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всей организации [35, с.15].

Значение контроля представлено на рис. 1.6.

Рис. 1.6. Значение контроля [21, c.134]

В отличие от предприятий производственной сферы, для непроизводственных организаций характерно то, что результаты деятельности сотрудников фирмы сложно поддаются экономической оценке, а порой даже не могут быть выражены в виде материальных носителей информации (отчёты, прогнозы). То есть для организаций непроизводственной сферы результаты могут быть оценены только качественными признаками. Кроме этого практически все процессы, которые происходят в организации, являются взаимосвязанными (взаимодополняющими либо взаимозаменяемыми), так как деятельность таких организаций, как правило, представляет собой строго ограниченный круг интересов и даже несколько проектов одновременно ведутся в немногих организациях [29, с.650].

4. Функция мотивации

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации [31, с.286].

Мотивации - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят в нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы говорим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотивации на достижение целей организации. Мотивация - динамический фактор, один из тех, что побуждает к движению (слово «мотивация» происходит от латинского «movere», означающее «двигать») [5, c.134].


Мотивация - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения организационных целей в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. Мотивация является одной из функций менеджмента [5, c.135].

Мотивация играет важную роль в достижении целей организации, от нее находится в зависимости исполнительность сотрудников.

Методы мотивации - те способы и приемы, при помощи которых осуществляется мотивация персонала [31, с.286].

Методы мотивации представлены на рис.1.7.

Рис. 1.7. Методы мотивации [27, с.54]

Таким образом, на основании первой главы сделаем следующие выводы:

Менеджмент - это практическая деятельность по управлению производством либо коммерцией, которая преследует цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли; теория управления, совокупность методов, принципов, форм и средств управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.

Выделяют следующие основные функции менеджмента: планирование, организация, контроль и мотивация. В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её члены, чтобы достичь этих целей. Организация обозначает процесс упорядочения субъекта и объекта управления таким образом, что каждый из их элементов содействует успеху деятельности всего предприятия. Контроль - это процесс, который обеспечивает достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения появляющихся проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Мотивация - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения организационных целей в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом.

2. Анализ функций менеджмента в ООО «Фруктест»

2.1 Общая характеристика организации

Общество с ограниченной ответственностью «Фруктест» (далее - ООО «Фруктест») зарегистрировано решением Минского облисполкома от 2 февраля 2011 года.


Юридический адрес: Республика Беларусь, 220036, Минская обл., Минский р-н, г. Минск, переулок Северный, д. 13, корп. 2, каб. №14.

Участниками общества являются:

1. Компания «АТЛАНТИК ЮНИВЕРС ЛТД», зарегистрирована 22.12.2010 г. Регистратором компаний в Англии и Уэльсе за номером 7476066, зарегистрированный офис (юридический адрес): Риверсайд Вью, Торнс Лейн, Уэйкфилд, Уэст Йоркшир, WF 1 5 QW- 95%.

2. Гражданин Республики Беларусь.

Уставной фонд Общества согласно Уставу объявлен 21 500 (двадцать одна тыс. яча пятьсот) долларов США.

ООО «Фруктест» является юридическим лицом согласно законодательства Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.

Основной целью деятельности ООО «Фруктест» является извлечение прибыли. В 2016 году ООО «Фруктест» в соответствии с Уставом занималось следующими основными видами деятельности:

- Оптовая торговля фруктами и овощами Код ОКЭД - 46310;

- Розничная торговля на рынке Код ОКЭД - 47810;

- Розничная торговля вне магазинов Код ОКЭД - 47990.

Прочими видами деятельности являются:

- Сдача в аренду прочих автомобилей Код ОКЭД - 77390;

- Сдача в аренду грузовых автомобилей свыше 3,5 т. Код ОКЭД - 77120;

- Ответственное хранение товаров Код ОКЭД - 52100.

ООО «Фруктест» придает большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех [29, с.650].

Результаты SWOT-анализа (наличие ряда конкурентных преимуществ компании) представлены таблице 2.1.

Таблица 2.1

SWOT-анализ ООО «Фруктест»

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

ВОЗМОЖНОСТИ:

1. Современные технологии и оборудование

2. Высокое качество продукции

3. Высококвалифицированный персонал

4. Низкие цены

1. Развитие и укрепление имиджа предприятия

2. Увеличение спроса на продукцию

3. Привлечение инвесторов

4. Создание филиалов и представительств

5. Проведение эффективной рекламной кампании

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

УГРОЗЫ:

1. Неразвитость комплекса маркетинга

2. Узкий ассортимент продукции

3. Отсутствие гибких систем скидок

4. Слабая имиджевая позиция предприятия

5. Дефицит собственных оборотных средств

1. Усиление позиций конкурентов

2. Снижение платежеспособности потребителей

3. Насыщение рынков сбыта продукции

4. Увеличение цен поставщиками

5. Высокий уровень инфляции

6. Нестабильность экономической ситуации в Республике Беларусь


Источник: собственная разработка.

На основе приведенного SWOT-анализа можно сделать выводы о потенциале развития ООО «Фруктест», кроющегося в устранении слабых сторон, умелом использовании возможностей и учете угроз. Таким образом, в целях усиления конкурентных преимуществ возможны следующие рекомендации:

1) Усилить слабые стороны:

- увеличивать объемы сбыта за счет совершенствования маркетинговой деятельности (проведение маркетинговых исследований, оптимизация затрат на рекламу и продвижение продукции, в том числе посредством Интернет);

- повышать имидж предприятия за счет популяризации товара и товаропроизводителя в СМИ.

2) Использовать возможности:

- участвовать в тендерах, проводимых крупными торговыми сетями, заключать с последними долгосрочные договора поставки;

- осуществлять выгодное привлечение заемных средств.

3) Устранить угрозы:

- работать над изменением и дополнением товарного ассортимента;

- улучшать сервис и сокращать время на обслуживание.

На основании данного анализа ООО «Фруктест» должно строить свою дальнейшую стратегию развития и взаимодействия с клиентами и конкурентами.

Стратегические цели и задачи деятельности предприятия можно сформулировать как:

- увеличение своей доли на рынке фруктов;

- ориентация на новые сегменты покупателей;

- повышение конкурентоспособности продукции.

Долгосрочные задачи менеджмента предприятия состоят в:

- сохранении стабильного положения на рынке фруктов;

- увеличение объемов продаж;

- удержание и возможное расширение доли рынка;

- формирование и стимулирование спроса на все виды продукции;

- построение и поддержание позитивного имиджа предприятия как стабильного и надежного партнера на рынке.

Основные проблемы деятельности ООО «Фруктест» (слабые стороны) состоят в слабой товарной политики, отсутствии гибкой системы скидок.

Организационная структура ООО «Фруктест» представлена в Приложении А.

Проанализируем результаты деятельности предприятия. Основные экономические показатели деятельности ООО «Фруктест» за 2014-2016 гг. приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Основные экономические показатели деятельности ООО «Фруктест» в 2014-2016 гг., тыс. руб.

Наименование показателей

Период

Отклонение, тыс. руб.

Темп роста, %

2014 год

2015 год

2016 год

2015 от 2014

2016 от 2015

2015 к 2014

2016 к 2015

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

65133

75088

84920

9955

9832

115,28

113,09

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг

53912

59586

67242

5674

7656

110,52

112,85

Валовая прибыль (убыток)

11221

15502

17678

4281

2176

138,15

114,04

Управленческие расходы

1552

1554

1702

2

148

100,10

109,52

Расходы на реализацию

8505

8806

9634

301

828

103,53

109,40

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг

1163

5142

6342

3979

1200

442,09

123,34

Прибыль (убыток) от текущей деятельности

1177

3965

6400

2788

2435

336,96

161,41

Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности

2117

5947

3561

3830

-2386

280,97

59,88

Прибыль (убыток) до налогообложения

3293

1982

2839

-1311

857

60,18

143,24

Налог на прибыль

0

0

0

0

0

-

-

Чистая прибыль (убыток)

3293

1976

2369

-1317

393

60,00

119,89