Файл: Менеджмент в деятельности современных предприятий (ООО «Фруктест»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Одним из главных направлений развития экономики Республики Беларусь на современном этапе является снижение себестоимости конечной продукции, рост производительности труда, повышение эффективности проводимого процесса модернизации и создание новых высокотехничных производств. Реализация данных ключевых точек роста экономики невозможна без эффективного менеджмента.

Внимание к менеджменту в современных условиях социально-ориентированной экономики Республики Беларусь остается фундаментальной предпосылкой эффективного функционирования экономики. Вся важность изучения вопросов, которые касаются управления предприятием, заключается в том, что от правильной организации управления во многом находится в зависимости прибыльность предприятия, а также эффективность его функционирования. Поставленные в новые экономические условия деятельности, почти все предприятия вынуждены изыскивать резервы, чтобы повысить эффективность производства. Одним из таковых является совершенствование системы управления предприятием.

В настоящее время очень трудно назвать наиболее многогранную и важную сферу деятельности, чем управление, либо менеджмент, от которого в существенной мере зависят, конечно же, и эффективность производства, и качество обслуживания населения. В зарубежных странах уже накоплен существенный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации и сельского хозяйства, в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний самих основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических, а также социальных процессов.

Когда какое-либо предприятие функционирует, то предполагается, что люди на этом предприятии совершают определённые действия. Многие планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), а затем организуют ресурсы, которые необходимы для выполнения этого плана. По мере продвижения вперед необходимо сравнить то, что уже выполнено, с целями и задачами, которые были поставлены ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, по этой причине управление следует рассматривать как циклический процесс, который состоит из ряда определённых видов управленческих работ.

Таким образом, одним из основных компонентов эффективности функционирования организации является менеджмент.


Эффективный менеджмент - это большая находка для любой организации.

Объект исследования - ООО «Фруктест».

Предмет исследования - система менеджмента предприятия.

Цель работы: анализ менеджмента в деятельности современных предприятий на примере ООО «Фруктест».

Для достижения поставленной цели следует последовательное решение следующих задач:

- рассмотрение теоретических основ менеджмента;

- определение особенностей менеджмента ООО «Фруктест»;

- разработка направлений совершенствования менеджмента в деятельности современных предприятий.

В процессе написания работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, а также материалы периодической печати по проблеме исследования и материалы предприятия.

Среди ученых, внесших наиболее существенный вклад в разработку данной проблемы либо отдельных её аспектов, необходимо отметить A.M. Бирмана, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, М.В. Вознесенского, Л.A. Дробозину, В.П. Иваницкого, В.П. Казак, М.Н. Крейнину, В.В. Ковалева, Т.М. Ковалеву, Н.В. Колчину, Д.С. Молякова, В.М. Мухина, В.М. Родионову, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, В.К. Сенчагова, Н.Г. Сычева, Е.С. Стоянову, Г.Б.Поляка, А.Г.Шеремета, Д.Г. Черника и др.

1. Теоретические основы организации системы менеджмента на предприятии

1.1 Менеджмент предприятия: сущность, цели, задачи

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это практическая деятельность по управлению производством либо коммерцией, преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли; теория управления, совокупность методов, принципов, форм и средств управления; в современной отечественной практике также руководящий состав субъекта хозяйствования [30, c.450].

Термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью. Для других целей используются иные термины, к примеру: government administration - государственное управление и public administration общественное управление. В наших условиях для этого необходимо употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат [27, c.69].


Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, которое направлено на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциального дохода организации, создания устойчивой системы управления предприятием. Большое значение для развития фирмы играет стратегический менеджмент руководства организации [12, c.94].

Также исследователи определяют менеджмент как:

- разработку (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем;

- искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной деятельности;

- одну из основных категорий наук об управлении любыми социальными процессами [25, с.33];

- систему программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства.

- способ управления, который обеспечивает организацию труда, повышение его производительности, ориентацию предприятия на прибыль и доходность, чуткость к различным новациям, воплощение их в производственной деятельности;

- научно-практическое направление, которое ориентировано на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях [7, с.125].

Процесс управления можно разделить на несколько этапов, представленных на рис. 1.1:

Рис. 1.1. Процесс управления [7, с.126]

Под конечной целью теории управления принимается универсализация, что значит, согласованность, оптимизация и наибольшая эффективность функционирования систем [14, с.20].

К методам управления, которые рассматривают с теорией управления техническими системами и другими объектами, базируются на трёх фундаментальных принципах, представленных на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Фундаментальные принципы управления [7, с.126]

Рассматривая методы управления, мы можем разделить их на два вида:

1. Стихийный - это, когда воздействие происходит в результате взаимодействия субъектов (синергетическое управление);

2. Сознательный - это, когда происходит планомерное воздействие объекта. При иерархическом управлении цель функционирования системы задается её надсистемой [12, с.75].

Также имеются и наиболее общие подходы к теории управления, представленные на рис. 1.3:

Рис. 1.3. Общие подходы к теории управления [14, с.20]

Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.


Развитие теории управления, а также разработка экономико-математических методов предоставили возможность многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками либо решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном либо допустимом масштабе времени из-за трудоёмкости расчётов, стали повседневной реальностью [14, с.20].

Таким образом, менеджмент - это практическая деятельность по управлению производством либо коммерцией, которая преследует цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли; теория управления, совокупность методов, принципов, форм и средств управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.

1.2 Функции менеджмента и их классификация

Функции управления - это определённый вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными способами и приемами, а также соответствующая организация работы [13, с.65].

Таким образом, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. И именно по этой причине для выполнения той либо иной относительно простой работы следует заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение [8, с.127]. А это и есть функции управления. Хотя со временем технику управления и усовершенствовали, а основополагающие управленческие функции все же остались неизменными.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Они могут быть как неразрывно связаны, так и совсем не связаны между собой. Более того, они как бы взаимопроникают друг в друга [13, с.66].

Если менеджер желает обеспечить «безоблачное» будущее своей организации, то он постоянно должен осуществлять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а сотрудники подготовлены для её выполнения. Качество труда в большой степени находится в зависимости от побуждающих мотивов, которые предложены менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда. Как видно, все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены
[12, с.78].


Принято считать, что в процессе управления выполняются такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Взаимосвязь функций менеджмента [14, с.20]

Таким образом, каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов [14, с.20].

Характеристику основных функций менеджмента приведем ниже.

1. Функция планирования

По сути, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации [13, с.67]. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается определённых методов и стратегии, то они значительно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления её общей деятельностью, но в её рамках отдельными менеджерами применяются для достижения определённых целей и задач организации различные методы. Таким образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация за определённый период времени.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, находится в зависимости от его положения в организационной иерархии фирмы, то есть процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в её окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише [12, с.79].

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, то есть определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим [7, с.98].

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.