Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (основные проблемы современного российского местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Для того чтобы реализовывать возложенные на них функции и полномочия местному самоуправлению нужно иметь достаточные материально-финансовые средства.

То, насколько эффективно работает орган местного самоуправления, в первую очередь определяется с помощью объема материально-финансовых ресурсов, которыми обладает орган [4, с. 31-32].

В Федеральном законе РФ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», помимо вышеуказанных, за органами местного самоуправления закрепляются следующие принципы:

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  2. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом;
  3. государственная гарантия местного самоуправления.

В настоящее время специалистами выделяются пять ключевых факторов развития органов местного самоуправления. Рассмотрим эти факторы.

  1. Натуральные факторы, к которым относятся пространство и люди. В данном случае под пространством понимается территория, подконтрольная органу местного самоуправления. Недостаточность территории, ее неестественный характер ограничивают развитие самоуправления.
  2. Ресурсные факторы, которые различны по природе:
    1. Местные природные ресурсы, важные для местного общества и хозяйственной деятельности.
    2. Внешнее финансирование, финансовые ресурсы, поступающие в орган местного самоуправления и направляемые на то, чтобы обеспечить и поддержать экономическую и хозяйственную деятельность органа.
  3. Управленческие факторы, к которым относятся кадры управления органов местного самоуправления, воспроизводство и повышение квалификации которых – одно из наиболее важных условий развития местного самоуправления [13, с. 75].

Таким образом, развитие данных факторов лежит в основе развития органа местного самоуправления.

Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

Местное самоуправление, являясь нижним звеном публичной власти, представляет собой совершенно особый политический институт и особую сферу управления, отличную от государственного управления. Основное отличие заключается во влиятельной роли населения и разных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Местное самоуправление является частью гражданского общества. Оно реализуется в пределах муниципальных образований и включает в себя элементы самоорганизации населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Оно обеспечивается во взаимодействии органов местного самоуправления с населением. Это взаимодействие является важным элементом системы социальных взаимодействий в рамках города как муниципального образования [11, с. 8].


Тут, в самом прямом смысле, речь идет о свободной ассоциации, о добровольном и сознательном участии, опирающемся на осознание жизненной важности той или иной ценности или проблемы.

Самоуправление является правом, а не обязанностью граждан, социальной ценностью гражданского общества и ресурсом развития, а не низшей ступенькой управления.

В свою очередь, самоуправление опирается на инициативу и добровольное гражданское участие, которые можно только поддерживать, создавая условия для его воспроизводства и развития.

Самоуправление основывается на информированном согласии граждан в отношении политики, проводимой властями (в том числе и в отношении прав на самоуправление).

Население, граждане и общество рассматриваются как единственные субъекты местного самоуправления, которые вправе осуществлять контроль над деятельностью органов местного самоуправления, получать необходимую достоверную информацию о ней.

Эффективность системы местного самоуправления в значительной мере зависит от успешности взаимодействия местного сообщества и власти, конструктивного содержательного диалога, ориентации на совместное решение проблем местной жизни [9, с. 88].

Такое взаимодействие должно базироваться на взаимной информированности, заинтересованности и готовности обеих сторон к совместному участию в данном процессе.

Для развития общественно-властного взаимодействия необходимы следующие условия (рисунок 4).

Рисунок 4 – Условия для развития общественно-властного взаимодействия

Создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением предполагает наличие механизмов, указанных на рисунке 5 [15, с. 22].

Рисунок 5 – Механизмы, необходимые для создания эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением

Органы государственной власти и должностные лица органов государственной власти, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать гражданам в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Решение комплекса сложных задач социально-экономического развития муниципальных образований немыслимо без развернутого диалога органов местного самоуправления с заинтересованными группами и слоями населения.

Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет информированность граждан о работе органов местного самоуправления, состоянии муниципального хозяйства [17].


Необходимо найти оптимальный механизм взаимодействия органов местного самоуправления и общественного мнения, определить эффективные пути и способы привлечения общественности к принятию управленческих решений и к контролю над качеством работы всех муниципальных учреждений.

Можно выделить следующие основные методы, направленные на повышение эффективности социального взаимодействия между органами МСУ и населением (рисунок 6) [3, с. 21].

Рисунок 6 – методы, направленные на повышение эффективности социального взаимодействия между органами МСУ и населением

Таким образом, подведя итог проведенного в данной главе анализа можно сделать вывод, что представленные теоретические данные об органах местного самоуправления являются той базой, знание которой необходимо каждому. Местное самоуправление находится в руках народа и уровень его организации и эффективности напрямую сказывается на повседневной жизни.

Необходимость развития общественного участия и самоуправления сегодня не вызывает сомнения у специалистов государственного и муниципального управления.

Однако для самих жителей формы участия в управлении своим муниципальным образованием по-прежнему малопонятны и не вполне доступны.

Между тем, активное участие жителей в управлении своим муниципальным образованием является условием устойчивого развития территории и условием эффективного местного самоуправления.

Современные проблемы и перспективы развития местного самоуправления

2.1 Выявление основных проблем современного местного самоуправления

Местное самоуправление, будучи максимально приближенным к населению, является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества. Упомянутые сбои и проблемы являются следствием дисфункций существующей в стране политической системы


Определим главные проблемы органов местного самоуправления:

  1. Важнейшая и наиболее острая проблема, которая в настоящее время стоит практически перед всеми органами местного самоуправления большинства регионов Российской Федерации – недостаточное финансовое и имущественное обеспечение полномочий. Действующая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации не разрешает вопрос относительно обеспечения наполняемости и сбалансированности местных бюджетов. В настоящее время сложилась практика, что муниципальные образования в своих доходах имеют не более 10% местных налогов, в то время, как размер межбюджетных трансфертов достигает 50% и более.

По этой причине часто встречается такая ситуация, что органы местного самоуправления не имеют возможность правильно и корректно создавать среднесрочные бюджетные планы, реализовывать большие социальные проекты, выходящие за пределы бюджетного года, а также в полной мере обеспечивать выполнение обязательств перед местным населением.

Ввиду этого можно смело говорить о том, что в настоящее время органы местного самоуправления фактически не имеют самостоятельных бюджетов.

  1. Не менее острой проблемой является тот факт, что с каждым годом в геометрической прогрессии растет число вопросов, которые передают под контроль органов местного самоуправления. В связи с этим, как следствие, увеличивается объем расходной части бюджетов муниципальных образований, без одновременного увеличения доходной части.

В качестве примера можно привести Московскую область, где к ведению муниципальных районов и городских округов в последние годы добавилось одиннадцать вопросов, а к ведению сельских и городских поселений – двенадцать позиций.

  1. Еще одна проблема связана с тем, что в большей части муниципальных образований уровень износа объектов муниципального имущества находится на предельно высоком значении. Прежде всего, в данном вопросе имеется виду высокий уровень изношенности жилищно-коммунальных коммуникаций, жилищного фонда, социально-культурных объектов и т.д. Подавляющему числу имущественных объектов муниципальных образований необходимы существенные денежные суммы на капитальный ремонт, а часть объектов вообще уже не пригодна для дальнейшего использования.

Ввиду уже указанной проблемы (недостаток финансовых средств), муниципальные образования не имеют возможности ремонтировать, реконструировать или строить заново непригодные для использования объекта, и они числятся на балансе муниципальных образований.


  1. Также остро стоит вопрос отсутствия государственной регистрации объектов недвижимости, переданных в распоряжении муниципальных образований. Кроме того, некоторые муниципальные образования и вовсе не прошли необходимую регистрацию в качестве единого имущественного комплекса [19, с. 39].

Учитывая финансовые возможности местных бюджетов, обеспеченность кадрами и многочисленность объектов муниципального имущества, можно с уверенностью предположить, что требование 131-го Федерального закона и гражданского законодательства о необходимости инвентаризации, оценки, оформления технической документации, кадастровых планов и проведения других процедур также не могут быть, и не будут выполнены в установленный законодательством срок.

  1. В большинстве субъектов Российской Федерации в настоящее время прослеживается такая тенденция – слабые в финансовом плане муниципальные образования стремятся к слиянию к более крепким.

Часто встречаются случаи, что органы местной власти муниципального образования не могут в самостоятельном порядке гарантировать населению нужный уровень и качество услуг и жизни, поэтому они стараются прикрепиться к развитым в экономическом плане образованиям.

Однако процедура присоединения слабых муниципальных образований к более сильным в настоящее время не регламентируется законодательством должным образом.

Данная процедура упоминается только в одной статье закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и в данной статье говорится, что субъекты местного самоуправления не могут проводить дополнительное регулирование данной сферы и определять базовые принципы для решения территориальных вопросов [6, с. 13].

  1. В настоящее время в органах местного самоуправления Российской Федерации остро стоит вопрос дефицита профессионально подготовленных кадров, с помощью которых могут быть решены сложные и разноплановые задачи местного самоуправления, в первую очередь вопросы финансирования.

К сожалению, сейчас в органах местного самоуправления субъектов РФ, как правило, нет достаточного количества сотрудников с должной квалификацией и опытом работы.

Таким образом, несовершенство законодательства, регламентирующего функционирование органов местного самоуправления, существенно ухудшает эффективность их функционирования.

Профессор А.И. Радченко, проанализировав основные недостатки системы муниципального управления, пришел к выводу о наличии ряда системных дисфункций, к которым он относил: